В историческом поселке Кын заканчивают съемки фильма «Подельники» (18+). Павел Деревянко, Юра Борисов и Елизавета Янковская жили здесь и в соседней Лысьве целый месяц. Они рассказали журналистам, как пережили 40-градусные морозы и почему отсюда не хочется уезжать. А мама 13-летнего Ярослава Могильникова из Лысьвы поделилась историей, как ее сын, увлеченный футболом, случайно стал исполнителем главной роли.
«Бобры съели наших щук»
Действие происходит в поселке в наши дни. Главный герой — 10-летний деревенский мальчик Илья, у которого убивают отца. Окружающие смиряются с произошедшим, и преступник остается безнаказанным. Но ребенок пытается разобраться в этой истории, найти убийцу и восстановить справедливость.
Мы добирались до поселка Кын четыре часа. В этот день киногруппа снимала сцену народных гуляний. На площади перед цехами старого железоделательного завода, работавшего здесь еще во времена Строгановых, установили гигантское чучело Масленицы.
Напротив этого языческого символа — бутафорский памятник Ленину, облитый зеленкой. На его постамент художники фильма нанесли надпись: «Витя убийца, Ленин злица».
Тут же была размещена сцена для выступающих на празднике, длинный стол для блинов и яств, горка для детей.
Фильм снимает кинокомпания «Первое Кино». По словам продюсера фильма Ольги Ерофеевой, место выбрали, увидев старинную фотографию Прокудина-Горского в интернете. И, как выяснилось позже, исторический пейзаж почти сохранился.
— Здесь современность соединяется с прошлым, что создает интересную среду, которая для городского человека может стать неожиданной, — объясняет Ольга. — А их было много. Из-за морозов пришлось перестраивать съемочный график, возникли сложности с мимикой, так как у артистов замерзали лицевые мышцы и было сложно играть, и часть съемок перенесли в павильон. Сегодня мы должны были снимать живую рыбу — как она выскальзывает в лунку. Щук поймали вчера специально для нас и оставили в садке в речке, но бобер прогрыз садок и съел наших щук. Ночью рыбакам пришлось ловить других. Слава богу, поймали двух, и мы их сняли.
Главного героя нашли в кафе
Для массовой сцены народных гуляний пригласили около 150 артистов из Лысьвы, Кына, ближайших городов. Многие приехали даже из Перми.
Заглядываем в старый деревянный дом рядом с площадью. Оказывается, это здание музея, в котором устроили импровизированную костюмерную. Здесь же артисты согревались чаем. На столах — народные костюмы, яркие рубашки, платки и маски из бересты, которые приготовили художники. Они напоминали хеллоуинские образы и выглядели символично устрашающе.
Рядом с музеем мы увидели мальчика, примерявшего маску. Ему помогала женщина в ярких бусах. Выяснилось, что это актер Ярослав Могильников, исполняющий главную роль, и его мама. Подростка готовили к съемкам.
— Мы из Лысьвы, — рассказала 59.RU Виктория, мама юного актера. — На съемки попали случайно. Еще в прошлом году сидели семьей в кафе. Ярик не должен был с нами сидеть, но остался со мной. Неожиданно к нам подошли люди и спросили: «Знаете, что тут будут снимать кино?» Мы ответили: «Да». Ярослава пригласили пройти отбор. Было несколько проб, и в итоге 2 февраля, в мой день рождения, мне позвонили и сказали, что сын утвержден на главную роль.
Ярославу 13 лет, он серьезно увлечен футболом и играет в КВН. По словам мамы, сниматься ему нравится, но станет ли он артистом, пока не знает.
— Благодаря съемкам он раскрылся, — говорит мама мальчика. — Его хвалит режиссер, к нему хорошо относится съемочная группа. Он и был талантлив, но это сидело где-то внутри.
«У меня такое ощущение, что это что-то сказочное»
На съемках начинали появляться взрослые артисты, исполняющие роли основных персонажей. Юру Борисова сначала никто не заметил из-за скромной куртки и шапки, но позже люди начали его окружать и просить сфотографироваться. Начало съемок откладывалось. Желающих стало настолько много, что актер вышел на сцену и обратился к собравшимся, взяв микрофон: «Друзья! Давайте снимем сцену, а потом я сфотографируюсь со всеми. И поверьте, в жизни вам не захотелось бы встретить моего персонажа».
Юра Борисов играет в фильме роль Петра. Он живет в столице и приезжает в родной поселок спустя многие годы.
— Мой герой возвращается в свою родную деревню и пытается понять, как ему дальше жить, — рассказал нам Борисов. — Живем здесь мы уже месяц, пережили сильные морозы. Но похоже, что человек — уникальное существо, адаптируется ко всему. Мне кажется, если бы сейчас минус 80 было, мы всё равно стояли бы с вами и разговаривали.
Вскоре на площадке появилась Елизавета Янковская. Она играет жену главного героя Анастасию, вместе с мужем приехавшую на его родину. Костюмер надевает ей под одежду специальные грелочки, в руках актрисы — семечки. Мы подумали, что это антураж.
— Хотите? — предложила актриса, засунув руку в карман. — У меня еще есть в перчатке.
— Пожалуй, нет, — вежливо отказались мы и спросили ее о роли.
— Моя героиня, выросшая в столице, пытается найти себе место в деревне — на родине мужа, — рассказала Елизавета. — Она пытается понять правила этого мира и искренне существовать по его закону, но в результате у нее не получается, она не находит здесь места. А мне самой в Кыну очень нравится. Здесь прекрасно. Мы общаемся с людьми и с Юрой даже ходили в гости. Я читала про это место в интернете и еще до того, как приехала, знала, что «кын» переводится как «мерзлый». Читала разные местные сказки и мифы: про медведей, пещеры, ящерицу. Во время съемок я на три дня уезжала в Москву, и там мне было сложно, я очень хотела обратно. Здесь как-то по-другому. Я выросла в городе, но тут у меня такое ощущение, что в детство попала, это что-то сказочное. Когда приехала в Москву, нашла у себя на даче старый сборник сказок, который в детстве читала, стала перечитывать. И здесь очень круто гулять — чисто, красиво, нет рекламных баннеров и машин.
Павел Деревянко: «Играю злодея»
Не успел Деревянко дойти до съемочной площадки, как его окружили люди, которые просили сфотографироваться. Пока мы разговаривали с актером, некоторые подходили и просто вставали рядом, пока их фотографировали со стороны.
— Я играю в этом фильме злодея, — рассказал Павел. — Наконец-то мне такая роль досталась. В этом кино происходит много зла, но всё будет хорошо. Все всех простят, и зло будет наказано. Да, было очень морозно, и в таких экстремальных условиях я снимаюсь впервые. Но девочки из костюмерного цеха о нас очень заботятся, на всех актерах наклеены теплые специальные грелочки. То, что нас не убивает, делает нас сильнее! Очень хочется приехать летом, потому что красота здесь невероятная.
«Подельники» — дебют режиссер Евгения Григорьева. Это его первый игровой фильм. До этого он снимал документальные картины: «Про рок» (16+) и «Хенд Мейд» (12+), которые показывали на фестивале «Флаэртиана» (12+). Режиссер оторвался от съемочного процесса и поговорил с нами о кино настолько воодушевленно, что мы и не заметили, как пролетели 15 минут.
Фильм «Подельники» основан на реальных событиях.
— Мне кажется, что многие молодые люди попадают в жизненные ситуации, тупики, из которых не выбраться в одиночку, — поделился мыслями режиссер. — И это кино про то, как мы можем друг другу помочь из них выбраться. Когда ты работаешь на площадке неигрового кино, представляешь собой некую антенну, которая ловит весь мир, и ты стараешься не деформировать действительность. Тебя как бы нет, ты муха на стене. Но при этом ты приемник. И ты очень утомляешься: 16 часов смены ты постоянно анализируешь и таким образом работаешь. В игровом кино наоборот — ты смотришь только в экран монитора и всем должен управлять. Это совсем иной опыт. Не скажу, что он не травматичный, но в этом есть свое удовольствие — артисты. Я в игровое кино пришел только потому, что у меня есть очень классные артисты, это очень большие глубокие люди, которые делают очень сложную работу, я им очень благодарен, с ними очень интересно.
Автор объясняет, что у него нет цели снять боевик, триллер или трагедию.
— Моя задача — сделать такую картину, чтобы, выйдя из кинозала, люди могли какое-то время помолчать, а потом друг с другом поговорить, — продолжает Евгений. — Если со зрителем что-то случилось за эти два часа, если он пришел от себя обычного к себе новому, значит, мы все работали не зря.
Режиссер говорит, что, несмотря на сложности из-за морозов, никто не жалеет об этой экспедиции.
— Во время мороза в 34 градуса мы снимали сцену, где нужно было ехать на лыжах и стрелять. Но они у нас не ехали, а винтовка не стреляла, так как пальцы прилипали к стволу. Это Марс был, конечно. Мы ведь заранее готовились — собрали статистику погоды за 15 лет, чтобы запуститься в самый конец холодов. Рассчитывали на минус 20. В итоге, когда запустились, было минус 3, а через два дня наступило минус 27, а дальше холодней и холодней. И только последние дни мы выдохнули. У нас много обмороженных, носы слезли, пальцы опухли, но мы не пожалели. Все сложности забудутся через месяц, а изображение, которое мы добыли, останется навсегда.
Прямо во время съемок в соседней избе уже монтировали картину. Монтаж планируют закончить к концу апреля.
— Мы построили здесь монтажный цех, и два режиссера монтажа вдумчиво работают над тем, что мы сняли, — говорит Евгений. — И все, кто принимает нас, с пониманием относятся к нам, местные жители дружелюбны. Но и мы, что могли, сделали для деревни — убрали сгоревший дом, какие-то вечера проводим. Ведем себя не как саранча, а стараемся очень бережно относиться к месту, в которое попали. Ему ведь уже больше двух тысяч лет.
Режиссер и продюсер надеются закончить и показать фильм уже в этом году. На этой неделе снимаются последние 15 минут картины. Григорьев подчеркивает: фильм лучше будет смотреть в кинозале «по физиологической причине — там экран больше человека».
Медвежий миф
В основе картины лежит древний миф о медведе, который рассказывают в поселке Кын: отец-медведь отправил сына на землю и попросил не убивать человека, иначе он будет наказан и сожжен и тогда не войдет к отцу на небо, а попадает в нижний мир. Но медведь не послушался отца.
— Сам я родился под Екатеринбургом, у нас был похожий миф, — говорит Евгений Григорьев. — Он геродотовский, очень старый, похож на христианский. И мы включили его в сюжет. Когда мы искали конкретное место для съемок в этом районе, то объехали ближайшие места, а в итоге решили снимать здесь. И только потом поняли, что это как раз то самое место: из пяти пяти бляшек жертвенного медведя звериного стиля четыре были найдены здесь — мы увидели местный памятник этой археологической находке.
Миф с медведем покажут в фильме, его снимали как раз в день нашего приезда — это театральная фольклорная сцена на масленичных гуляньях. И этот миф символично коснется самого сюжета фильма.
Кстати, в фильме играет пермский актер Михаил Орлов. Он снялся во многих фильмах, работу в Театре-Театре он совмещает с киносъемками. Мы взяли у него интервью буквально на днях.
Ранее мы рассказывали о съемках фильма «Чук и Гек», которые также проходили в Прикамье.