26 мая ушел из жизни пермский художник Михаил Павлюкевич. Последний пост в Facebook художник посвятил учебному музею в академии Штиглица в Санкт-Петербурге, в котором сам учился. Он сделал его всего двадцать часов назад. К сожалению, сегодня мы говорим о нем в прошедшем времени, вспоминая о художнике и его творчестве.
Скромного и словно «самого в себе» Михаила Павлюкевича пермская публика часто видела на вернисажах. Художник даже на своих собственных выставках всегда стоял в сторонке и словно наблюдал за происходящим. Он был немногословен, но стоило с ним заговорить, легко раскрывался. В беседах часто на помощь приходила его супруга и коллега Ольга Субботина. В чем-то она противоположность Михаилу, разговорчивая и активная. Они дополняли друг друга и были неразделимы — в жизни, творчестве.
После училища вернулся в Пермь
Пермская писательница и журналистка Светлана Федотова в интервью с Павлюкевичем описывает его детство.
«Родители Михаила работали на "Мотовилихинских заводах", — пишет Светлана в своей статье. — Папа был сначала небольшим начальником, потом большим — его перевели в Усть-Катав возглавлять большой завод.
После его инфаркта семья вернулась в Пермь — Михаил Павлюкевич оканчивал 112-ю мотовилихинскую школу. В те годы в Пермской галерее работал художественный кружок, который для многих детей стал путевкой в жизнь, а вернее, выбором Пути. Но, чтобы вступить на него, Михаилу пришлось выполнить обязательную программу: он окончил строительный факультет ППИ, отработал положенные тогда три года и только тогда со своими друзьями из кружка махнул в Питер. И все они — четверо! — поступили в Мухинское училище. Обратно, по окончании, вернулся один Михаил».
Не боялся экспериментировать, оставался собой
Работы Михаила Павлюкевича можно было увидеть на всех арт-площадках — в Пермской галерее, «Марис-Арт», выставочном зале, Доме художника, на «Арт-Перми», в PERMM. Кроме творческой работы, Павлюкевич долгие годы вел занятия в художественной студии при Дворце культуры имени Ленина, щедро делясь своим опытом с начинающими художниками. Его ученики поступали в лучшие арт-вузы.
Кроме живописи, Михаил Павлюкевич работал и с внутренним архитектурным пространством — участвовал в реконструкции ТЮЗа, Музея Славянова, работал над интерьером Дворца пионеров, экспозицией выставки деревянных богов в галерее. В девяностые он разрабатывал проект интерьера киноконцертного зала «Родина», но вместо него построили ТЦ «Колизей».
Автор этой статьи познакомилась с Михаилом в 1998 году, когда мы вместе работали в Пермской галерее над выставкой «От Нила до понта Эвксинского» (6+), посвященной Древнему Египту. Михаил и Ольга были ее художниками-оформителями и смогли создать пространство, соответствующее миру древних пирамид. Зритель словно попадал в погребальную камеру, где находилась мумия, стояли канопы и предметы культа. Пространство было решено в черном цвете, художники использовали подсветку и иероглифы. Соседний греческий зал был полной противоположностью — светлый, с использованием стекла.
Выставка произвела колоссальный эффект — на нее охотно шли зрители, журнал записей на экскурсии был переполнен. Директор ГМИИ Ирина Антонова высказала пожелание оставить выставку навсегда. Но как ее ни продлевали, в итоге всё же разобрали.
После выставки Михаил и Ольга позвали всех, кто участвовал в работе над ней, в мастерскую, заполненную набросками и законченными работами. Глядели на них, и казалось, что внутренний мир Павлюкевича — какой-то кристалл, через который он пропускает и преобразует увиденное. И то, что рождается, было гениально: натюрморты и пейзажи наполнены вибрирующим светом, какой-то музыкой, как древние мозаики и фрески. Одновременно эти пейзажи воспринимались как параллельные миры, законченные философские выводы, с которыми нельзя не согласиться. Тогда Михаил подарил всем участникам по картине. Мы вежливо отказывались, но он настоял. Мне достался пейзаж, который я тут же повесила дома на почетное место. Я смотрю на него, и мне кажется, в нем есть загадка, которую я до сих пор не могу разгадать.
В последние годы художники создали много произведений на тему христианской истории и пермской деревянной скульптуры. Работы выглядят современными, а изображение богов — очень близким, словно портреты. Возможно, из-за того что сделаны с использованием тканей и полуобъемны. Михаил, как и Ольга, не боялся экспериментировать, меняться, узнавать новое, но при этом оставаться собой. Его работы всегда узнают зрители. В последние годы он вместе с женой участвовал в выставках PERMM и «Длинных историях Перми» — забор с мишками на «Динамо» создан по их совместному эскизу.
Последний раз я видела Михаила около года назад не на вернисаже, а на автовокзале. Они с Ольгой ждали автобус, собираясь ехать за город на пленэры. Мы поговорили, посмеялись, сказали друг другу «пока» и разбежались. Тогда я позавидовала их жажде творчества, внутренней свободе и легкости.
Прощание с художником пройдет 31 мая, в понедельник, в 11:30 в Пермской художественной галерее.
Ранее мы публиковали фотогалерею витражей пермского художника Равиля Исмагилова.