Культура истории Иллюстрировал ту самую книгу Андерсена: о пермском художнике Станиславе Ковалеве, сказках и его мастерской

Иллюстрировал ту самую книгу Андерсена: о пермском художнике Станиславе Ковалеве, сказках и его мастерской

Сегодня известному иллюстратору исполнилось 86 лет, мы побывали у него в гостях

Одна из самых известных обложек Станислава Романовича — с изображением Оле-Лукойе

Сегодня, 30 сентября, заслуженному художнику РФ, известному иллюстратору-сказочнику из Перми Станиславу Ковалеву исполнилось 86 лет. У многих из нас в детстве была хотя бы одна книга с его рисунками: сказки Андерсена с Оле-Лукойе на обложке, сборники Александра Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова, «Русские народные сказки», «Диво дивное», «Жар-птица», «Чудо чудное», «Лесная азбука» и многие другие. Всего художник проиллюстрировал около шестисот изданий.

Накануне дня рождения мы побывали в гостях у художника в его квартире-мастерской.

В мастерской светло и уютно

Студия находится на последнем этаже высотки. В мастерской панорамные окна, через которые солнце заливает всё пространство: мольберт, ящик с красками, книги, стол. Мастерская похожа на зимний сад — здесь вольготно чувствуют себя кофейные деревья, вытянувшиеся до потолка, и раскидистые папоротники. Художник говорит, что весной в мастерской есть проблема — течет с крыши, эту проблему ремонтники не могут решить годами из-за дефекта при строительстве дома.

Художнику исполнилось 86 лет, 49 из них он живет в Перми

— Будете кофе? — супруга Станислава Романовича накрывает журнальный столик, расставляет крохотные чашечки и приносит кофе в турке.

Людмила Алексеевна Ковалева по образованию инженер-механик, работала преподавателем технических дисциплин в Пермском авиационном техникуме. Увлекается творчеством — именно она написала сказку «Гуль-гуль, или История нападения поганок на страну Грибодол», проиллюстрированную мужем. Людмила Алексеевна поддерживает мужа во всех его творческих начинаниях.

Многим Оле-Лукойе представляется именно таким благодаря иллюстрациям Ковалева

Женщина показывает свои натюрморты на стенах кухни. Они выполнены уверенной рукой профессионала.

— Нет, я не художник и никогда не училась, — удивляет женщина. — Но когда рядом художник, заряжаешься творчеством.

Одна из архитектурных деталей, спасенных из старого дома

На стенах мы замечаем деревянный резной декор. Оказывается, Станислав Романович буквально спас элементы внешнего убранства частных домов в районе ДКЖ, когда из них выселили жильцов, а домам грозил снос.

Сложно пройти мимо красоты

— Они были на фасадах и воротах, обломанные и черные, — объясняет Станислав Романович. — Мы с другом-художником забрали их, я их почистил и склеил.

Сказка о Царевне-лягушке

«Если сорвешь, тебя из плана выкинут»


Устроившись на диванчике, художник рассказывает о себе.

Он родился в Уфе, а детство провел в городке Октябрьском под Уфой. Ему всегда нравилось рисовать, но в маленьком городе не было кружков и художественных школ. После седьмого класса юноша устроился работать в лепной цех, где познакомился с двумя ребятами. Они приехали из Ленинграда после окончания Художественно-промышленного училища Штиглица, чтобы проходить практику в цехе.

Вся мастерская заполнена книгами
Один стеллаж полностью отдан изданиям с иллюстрациями самого художника

— Под их руководством я освоил построение и через год уже сам поступил в Ленинградское художественное училище, — рассказывает Станислав Романович. — Но мне было неинтересно, там давали слишком много общеобразовательных предметов. Поэтому я не доучился и сам пошел преподавать в Училище имени Рериха в Ленинграде.

Мастер много работает с масляными красками

В 19 лет студента забрали в армию, он проходил службу в Эстонии в образцово-показательной Краснознаменной дивизии имени Панфилова.

— Я угодил в батальон связи, где служило всего сто солдат. Раз в месяц меня просили писать лозунги, и я писал их, устроившись в маленькой комнате Ленина («Ленинские комнаты» были в армии, на предприятиях и в учебных заведениях, в них стоял бюст Ленину, проводились комсомольские и партийные собрания. — Прим. ред.).

Уголок студии похож на зимний сад, здесь много растений
На втором этаже — книги и... кошка

После армии художник приехал в Уфу, где рисовал для журнала «Пионер», а потом перебрался в Иркутск. Здесь он хотел завербоваться в географическую партию, чтобы в экспедиции рисовать пейзажи. Но туда так и не выбрался, так как познакомился с местным художественным редактором Георгием Леви. Он дал ему заказы и предложил работать в Иркутской типографии сначала техническим, а потом и художественным редактором. В Иркутске художник познакомился и со своей будущей женой.

Сказка о Бабе-яге и славном Иване-царевиче

— Именно тогда, 63 года назад, у меня вышла первая книга — «Сказки сибирских народов», — вспоминает Станислав Ковалев. — Потом я попал на курсы в Москве, где познакомился со многими столичными художниками, в том числе с Николаем Жуковым, известным по портретам Ленина. Он помог мне устроиться в издательство «Молодая гвардия». И посыпались заказы! Я делал всё, даже политические книги. Нужно уложиться в срок, чтобы совпасть с производственными планами, с графиками типографии. Если сорвешь, тебя из плана выкинут. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы я запоздал, всегда старался сдаться на неделю-две раньше.

Станислав Романович продолжает рисовать
Его рисунки заполнены деталями

«Буду рисовать как Доре»


— Рисовать детские иллюстрации я начал еще в Уфе, — вспоминает художник. — Тогда появилась мода на иллюстрации в стиле детского примитива. Так было в Чехословакии, ГДР, Польше и других соцстранах. Думали, раз дети так рисуют, значит им нравится. Но я решил сам проверить, что выберут дети, и провел эксперимент. На встречу со школьниками взял книжки с примитивом и великолепное издание Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре. В одной — яркие пятна, в другой — множество деталей. Стол в «Спящей красавице» сервирован посудой, по замку бегают мышки, в углу висит паутинка... Я спросил у детей: «Что вам больше нравится?». Они тут же ухватились за книгу Перро. Тогда я понял, что буду рисовать как Доре, с подробностями и деталями. Создавать свою сказку.

В Пермь судьба забросила художника в 1972 году. До этого он переезжал из города в город, но его всё время не устраивали типографии.

— Меня как книжного художника интересовали полиграфические возможности города, — говорит художник. — А в Перми тогда было одно из лучших издательств страны. Полиграфический комбинат «Звезда» тоже славился, печать была хорошая. Поэтому я переехал в Пермь, где живу уже 49 лет.

Андерсен — любимый сказочник художника. «Гадкого утенка» Станислав Ковалев прочитал в шесть лет. Книга очень взволновала мальчика.

— Когда, уже будучи взрослым, решил иллюстрировать Ханса Кристиана Андерсена, сам составил сборники сказок. Хотел поделить их на три книжки. Но когда принес проект в Пермское издательство, мне сказали: «Какая "Русалочка"? Да там же про Бога! "Девочка со спичками"? И здесь про Бога». Проект сильно сократили, и сказок осталось только на одну книжку.

«Пастушка и трубочист»

Как-то художник отдал оригиналы этих рисунков на выставку, и они пропали. Когда в Челябинске в 2000-е годы книгу решили переиздавать, иллюстрации пришлось рисовать заново.

Еще одна иллюстрация к сказке Андерсена — «Дюймовочка»

Для издательств Челябинска и Екатеринбурга Ковалев также сделал немало больших книг. «Сказочная азбука» с иллюстрациями пермского художника была издана в Китае тиражом 6 миллионов.

Художник досконально прорисовывал каждую мышку на этой картинке

В работе Станиславу Романовичу помогает большая библиотека. Все полки заняты справочниками и энциклопедиями по ботанике, зоологии, истории костюма, этнографическими заметками. В 1979 году вышла энциклопедия «Целебные кладовые». Рисунки трав, ягод и грибов в биологическом пособии тоже выполнил Станислав Ковалев. А для иллюстрации книги «Счастливые жемчужинки. Сказки народов СССР» художник с женой целый месяц изучал особенности этнографии и национального костюма. В Музее этнографии Ленинграда пришлось познакомиться с особенностями одежды 52 народов СССР.

Станислав Ковалев — еще и автор книг по космологии. Вышло четыре издания, которые он подписал как автор Ковалев-Сухомесов. Вторая часть фамилии — девичья бабушки, на деньги которой Станислав покупал первые книги по космологии в далеком 1945 году.

Станислав Ковалев является членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге. Оформленный им белорусский букварь в 1977 году удостоен золотой медали на Международном конкурсе букварей в Германии. Персональные выставки Станислава Ковалева проходили во многих городах страны. Его произведения находятся в Пермской государственной художественной галерее, музеях Урала, Сибири, частных коллекциях в России и за рубежом.

Недавно мы рассказывали еще об одном пермском художнике Николае Горбунове. Он иллюстрировал книги Майн Рида, которые есть почти в любом доме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем