В Театре-Театре идет новый спектакль «Три товарища» (16+), поставленный по книге Эриха Марии Ремарка. О том, как роман превратился в мюзикл, чем интересен и почему стоит на него сходить, рассказали авторы.
Роман «Три товарища» Ремарка — о так называемом «потерянном поколении» — молодых людях, выживших в Первой мировой войне, но не сумевших найти свое место в мирной жизни. Главные герои — бывшие фронтовики Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц — работают в автомастерской. Во время поездки на машине компания знакомится с красавицей Патрицией Хольман.
— Герои «Трех товарищей» находятся в промежутке между двумя войнами, в ситуации, в которой жизнь, по сути, теряет смысл, — говорит режиссер спектакля Борис Мильграм. — Они живут без знания своего будущего и с прошлым, омраченным войной, не верят в любовь, не рассчитывают на нее. И когда любовь случается, это становится чем-то невероятным, подарком судьбы. Но тут же вмешиваются болезнь и смерть, и всё заканчивается трагично.
Три товарища работают в автомастерской, и с машинами у них особенные отношения. Поэтому автомобили на сцене оживут. Ближе к финалу действие перенесется в санаторий, расположенный в горах. Это особенное вневременное и даже фантастическое пространство, в котором происходящее с героями выйдет за грань реалистичного мира.
Музыку к спектаклю написал Евгений Загот, известный пермякам работой над мюзиклом «Винил» (12+), либретто — Михаил Бартенев и Борис Мильграм. Хореографом мюзикла выступил Егор Дружинин.
— Мне повезло — делаю уже третий проект для ТТ, и каждый раз это разные задачи, — говорит Егор Дружинин. — Когда Борис Мильграм рассказал мне про идею спектакля, он сказал: «Это спектакль о людях, у которых нет завтрашнего дня». У людей не было работы, будущего, жизнь в постоянном страхе. Уход от этого они находили в развлечениях, в том числе танцах. Поэтому в спектакле танец — это обоснование всему, что они делают. И моя задача была создать такой же рисунок, который был бы аналогичен музыкальному и поэтическому. «Три товарища» — это жизнь под музыку. В какие-то моменты, когда для этого есть сценическое обоснование, наши герои танцуют степы и фокстроты, например, когда оказываются в кабаке, или дастинги — то, что танцевалось тогда. Но когда у героев только возникают какие-то другие жизненные мотивы, любовь, то фокстроты там оказываются не нужны.
В спектакле использован целый парк ретромашин, которые собрали со всей страны. Идея использовать настоящие исторические машины принадлежит сценографу Зиновию Марголину. Он даже предложил дать имя Карл одной из машин и сделать ее персонажем истории.
— Есть такая певица, бард Вероника Долина, а у нее два сына, — рассказывает Зиновий подробности. — Антон — кинокритик и главный редактор журнала «Искусство кино», а Олег — артист и режиссер. У Олега Долина есть хобби — реставрация старых машин. Так как он человек театральный, то понимает, для чего он это делает, достаточно прислать ему эскизы. Он делал автомобили для моего спектакля «Свадьба Фигаро» (12+) в Большом театре, автобус для «Мазепы» (12+). Но на этот раз коронавирус внес свои коррективы. Обычно он возит эти машины из Европы с торговых площадок, а сейчас всё закрыто, и пришлось искать машины по всей России. Он занимался этим очень долго, прерываясь на спектакли, но успел. Реальные ретромашины были принципиальны для меня. Когда ты страшно врешь в театре, создавая сценическое пространство, есть такой способ — добавить несколько настоящих деталей. Поверив им, зритель будет верить и всему остальному. Это такая художественная тактика. В то время в Германии в условиях неприкаянности и ощущения кошмара прошлого и будущего машины для людей были неким спасением. Они были материальным миром, а остальное — условностью. Поэтому нам нужны были настоящие машины, как в кино.
Пермяки смогут посмотреть премьерные спектакли «Три товарища» 25, 26, 27 октября и 22, 23 ноября в 19:00.
В фойе первого этажа Театра-Театра в эти дни проходит выставка эскизов Ольги Шаишмелашвили, художницы по костюмам спектакля «Три товарища», и воссоздана автомастерская «Кестер и Ко», в которой главные герои ремонтировали автомобили. Зрители смогут посмотреть на чертежи и номерные знаки. На втором этаже зрители смогут погулять по улочкам Берлина эпохи Веймарской республики или посидеть за столиком кафе «Интернациональ», в котором работал тапером главный герой романа Роберт. Здесь же можно заказать коктейли Porto Ronco и Berry Bellini, созданные барменами по мотивам произведения.
О других премьерах осени мы рассказывали в нашем театральном обзоре.