1 декабря в пермском Доме актера состоялась премьера спектакля «Иллюзии» (16+) по пьесе Ивана Вырыпаева, повторные премьерные показы будут идти весь декабрь. Режиссер спектакля — пермяк Николай Гостюхин. Николаю 32 года, он родился в Кизеле, окончил факультет журналистики Пермского университета. Работая главным редактором интернет-журнала «Рыба», взял интервью у Ивана Вырыпаева, после чего профессионально увлекся театром. Поставил три пьесы Вырыпаева и пишет свои — их тоже ставят в театрах. Несколько лет назад Николай уехал в Берлин и сейчас живет между Россией и Германией, 50 на 50, как говорит он. Меломан, увлечен музыкой и творчеством Дэвида Боуи. Обожает собак, с разговора о которых и начался наш диалог в редакции.
— У меня нет своего питомца — ни кошки, ни ящерицы, ни даже росомахи! — улыбается Николай. — Но я очень люблю собак. Они веселые ребята. В Берлине, да и вообще в Германии ее не так просто завести, это большая ответственность. И с моими переездами мне пришлось бы надолго оставлять своего четвероногого товарища.
Режиссер признается, что его любимая порода — золотистый ретривер.
— Когда поступал во ВГИК, меня пустили пожить в московскую квартиру в обмен на то, что буду выгуливать собаку хозяйки. Это был золотистый ретривер Юкки. Таких спокойных собак я раньше не видел.
Взял интервью и начал писать пьесы
— Я всегда любил писать и сочинять истории, — рассказывает о себе Николай. — Но в журналистике нельзя придумывать, это же не полет фантазии, поэтому попробовал написать пьесу. В 2013 году в Пермь приехал Театр «Практика», художественным руководителем которого был драматург Иван Вырыпаев. Театр привозил три спектакля, из которых два — «Иллюзии» (18+) и UFO (16+) — были пьесами Вырыпаева. Там я и познакомился с Иваном, взял у него интервью и рассказал о пьесе, которую писал. Он попросил прислать итог. Пьеса ему понравилась, и он хотел поставить ее в «Практике», но спустя время решил переехать жить в Польшу, поэтому спектакль не осуществили. Но на фестивале «За текст» (16+) ее поставил режиссер Александр Кудряшов в Екатеринбургском молодежном драмтеатре, спектакль назвали «Последнее путешествие» (16+). Тогда я даже не понимал, хорошо ли написал, но договорился с собой, что если будет зрительский ответ, то, значит, стоит пробовать заниматься этим дальше. Мне сказали, что спектакль шел успешно, поэтому я решил писать дальше.
Никаких случайностей
После Николай Гостюхин написал пьесы «Следующая остановка», «Процесс» (18+), который поставили в пермском Театре «Сцена-Молот», и «Карантин» — по заказу театрального бюро «Оkkо театр». Сейчас работает над пьесой «Дебаты» для БДТ — Большого драматического театра.
— «Дебаты» — важный текст и самое сложное из того, что я писал, — признается Николай. — Это политическая драма, но история не про политиков, а людей. Так получилось, что они оказались на этих дебатах.
В пьесе несколько главных героев, один из них — женщина.
— В любой пьесе нет ничего случайного, — рассуждает Николай Гостюхин. — Кинокритики говорят, что в фильмах братьев Коэн есть место случайности, это такая фишка у них. А я говорю, что это не случайность. В фильме «Старикам тут не место» (16+) одного из главных героев сбивает машина, но это не случайно. И решение сделать главной героиней политической пьесы женщину не случайно. Всё так сложилось.
Автор уточняет, что никаких прототипов в пьесе нет, как и связи с реальными событиями, кроме самой формы политических прений.
«Иллюзии» — о поисках постоянства
«Иллюзии» — уже третья пьеса Ивана Вырыпаева, которую ставит Николай как режиссер.
— Они стали для меня точкой входа в театр, — делится режиссер. — И своеобразным закруглением вырыпаевской трилогии. Именно благодаря им я решил заниматься театром. Я назвал ее «чувственная трилогия». Мне было важно завершить ее именно «Иллюзиями».
По очереди друг за другом на сцену выходят двое мужчин и две женщины, чтобы рассказать истории жизни двух семейных пар, которые дружили между собой на протяжении долгих лет. Лишь в преклонном возрасте они осознали всю неоднозначность своего жизненного опыта.
— Это истории четырех супружеских пар, которые наполнены состоянием любви, благодарности, поиска постоянства в нашем постоянно меняющемся мире, — рассказывает Николай Гостюхин. — Почему это актуально? В нашем мире, особенно в связи с пандемийной историей, постоянства поубавилось. Его и раньше было не так уж и много. Мы всегда ищем точку опоры, за что можно зацепиться. Ищем место, где можно присесть и перевести дух, посмотреть на звезды и небо, людей, которые нас окружают. Это пьеса о том, как в этом постоянно трансформирующемся мире найти эту точку опоры. Или хотя бы направление, куда за ней отправиться. И в этом терапевтический эффект пьесы. Она, конечно, не одобрена ассоциацией психотерапевтов России. Но когда я консультировался с психотерапевтом Юлией Агарковой, пьеса получила лестный фидбэк — специалист отметила, что в ней есть вещи, которые могут дать пищу для размышлений.
В спектакле играют актеры Театра-Театра: Елена Старостина, Вячеслав Чуистов, Андрей Дюженков и Евгения Барашкова. Спектакль пройдет в Доме актера и останется в афише.
Перед тем как поставить спектакль, Николай снял фильм с одноименным названием (18+). Сюжет фильма несколько отличается от пьесы. В нем развивается история двух молодых супружеских пар, которые находятся посередине кризиса семейной жизни и после пандемии. После того как они посидели дома в самоизоляции, пары решаются на поход к психотерапевту. Придя к нему, им становится неловко рассказывать о своей жизни, поэтому они начинают придумывать истории двух пожилых супружеских пар и наполняют их содержанием своей жизни.
— Этот ход пришел ко мне из реальной жизни; у друга брат страдал алкоголизмом, — объясняет постановщик. — Но на приеме у токсиколога брат рассказал не о себе, а о каком-то своем вымышленном друге. Еще тогда я взял эту историю на заметку.
Это дебютный фильм Николая Гостюхина. Фильм снимали в декабре 2020 года в Перми на «Часовом заводе». Оператор картины — Никита Каменских, монтажер — Александр Хомутов.
— То, что сделал Никита, уникально. Про ощущениям похоже на те, что я испытывал, когда впервые посмотрел фильмы Уэса Андерсона. Это что-то свежее, это новый взгляд на storytelling (художественный жанр рассказывания истории. — Прим. редакции).
Роли в фильме исполняют Ксения Отинова — актриса Коми-Пермяцкого театра и звезда сериала «Территория» (16+), актеры Театра-Театра Алексей Каракулов, Екатерина Мудрая и Дмитрий Нескоромный.
Премьеру фильма «Иллюзии» в кинотеатрах предварительно ждут в январе.
— Мы заявились на европейские кинофестивали и сейчас ждем от них ответа, — поясняет режиссер. — Их главное условие — мировая премьера. До премьеры на фестивале мы не можем показать его в кино.
Хотел снимать кино и поступал во ВГИК
— Какой отклик дает Иван Вырыпаев о ваших работах?
— Всегда положительный, хоть и редкий, — отвечает Николай. — Он сам говорит, что не любит комментировать постановки по своим пьесам. Во время работы мы находимся в контакте, я часто приезжаю в Варшаву на встречи с ним, но во всем, касающемся режиссерских вещей, он дает свободу — подписывает разрешение на постановку по своему тексту. Это полностью моя работа и моей команды. Недавно показал ему тизер пермского спектакля, он сказал: «Удачи!»
— А снимать еще фильмы хотите?
— Четыре раза я пытался поступить во ВГИК и связать свою жизнь с кино, но как-то понял, что больше не хочу. Один раз поступил на платное, но не вытянул оплату и отказался. А потом в моей жизни случился театр, и я занялся им. Хотя будущая пьеса «Дебаты» мне представляется тоже как фильм.
— А как вы оказались в Берлине? Почему именно этот город?
— Просто захотел попробовать, но и еще я большой поклонник Дэвида Боуи, мне искренне нравится его берлинский период. Я даже какое-то время жил недалеко от его квартиры, где он записывал музыку. Этот период стал для него самым плодотворным и перезагрузил его карьеру, когда она стала затухать. А еще это центр знаний, там много университетов и богатая музыкальная история. Группа «Крафтверк», например, оттуда.
— Вы увлечены музыкой?
— Я меломан, но не какой-то большой фанат.
— А что в последнее время больше слушаете?
— Будете смеяться, но это саундтрек к спектаклю «Иллюзии». Он вышел на всех платформах, его написал берлинский музыкант с русскими корнями. Его зовут Эван, или Иван, это псевдоним. Он родом из Волгограда, пять лет живет в Берлине, занимается музыкой. Параллельно он еще и патологоанатом. Но пишет удивительные вещи. Сначала он написал музыку к «Процессу», который шел на «Сцене Молот», сейчас к «Иллюзиям», и, возможно, мы еще поработаем над спектаклем «Дебаты».
Ранее мы рассказывали о премьере спектакля «Раскольников» (18+). Артисты играют его не на привычной сцене, а в цехе Д1 Завода Шпагина, отчего происходящее выглядит более реалистичным и близким зрителю.