Культура интервью Создатель пермского КВН и кинопродюсер Ямур Гильмутдинов: «Есть люди, которые считают что "Реальные пацаны" — это позор Перми»

Создатель пермского КВН и кинопродюсер Ямур Гильмутдинов: «Есть люди, которые считают что "Реальные пацаны" — это позор Перми»

15 мая продюсер празднует день рождения

Ямур Гильмутдинов известен как создатель всех пермских команд КВН, представлявших Пермский край на Первом канале, от «Пармы» до новой сборной — Чемпионов Высшей лиги 2021 года

Недавно на канале ТНТ показали сериал «Исправление и наказание» (16+), главную роль в котором сыграла Анна Михалкова. Его можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах. Мы уже делились впечатлениями о нем, а сейчас подробно расспросили креативного продюсера сериала Ямура Гильмутдинова о том, где снимали фильм, кто исполнял трюки за Анну Михалкову, а также узнали его мнение о поисках креатива в кино и культурной революции в Перми. Кстати, 15 мая Ямур празднует свой день рождения.

Ямур Гильмутдинов известен как создатель всех пермских команд КВН, представлявших Пермский край на Первом канале, от «Пармы» до новой сборной — Чемпионов Высшей лиги 2021 года, член Общественной палаты РФ. В фильме «Исправление и наказание» он выступил как автор идеи и креативный продюсер.

Напомним, действие фильма происходит в колонии-поселении, которое находится на севере Пермского края. Главная героиня Алена Неверова, которую сыграла Анна Михалкова, — замначальника колонии по воспитательной работе. Она родилась в колонии, где ее мать когда-то отбывала срок за преступление отца. Девочка выросла в местном интернате. Алена — идеалистка, верящая в то, что заключенных, да и весь мир, можно изменить к лучшему. Заключенные слушают сказки, смотрят добрые фильмы и даже участвуют в конкурсе рисунка на асфальте.

Алена Неверова, которую сыграла Анна Михалкова, воспитывает заключенных как детей в пионерлагере

«Новости сегодня наш серьезный конкурент»


— У сериала большой успех. Вы ожидали?

— Мы надеялись, что зрители по достоинству оценят наш проект. Так и произошло. Несмотря на высокую конкуренцию с новостными блоками других телеканалов в 20:00, — а в текущей ситуации новости стали более популярны среди телезрителей, что вполне объяснимо, — и голливудскими блокбастерами, наш сериал показал, что качественный российский продукт более востребован. Сериал прошел с успехом на канале ТНТ.

— Кинокритики высказались о вашем сериале позитивно. А отрицательные рецензии есть?

— Один критик написал, что социальный конфликт, когда богатые люди попадают в сложную ситуацию, устарел. Я с ним абсолютно согласен — три года назад, когда задумывался сюжет, мы не знали, что конфликты сменятся другими, более напряженными. Еще кто-то из критиков сказал, что фильм получился настолько глубоким и многоплановым, что вряд ли авторы сценария сами понимали, что пишут. Но мы понимали. А в основном критики полагаются на собственный вкус, и тем ценнее их мнение.

«Алена персонаж непростой — такая эксцентричная дурочка»


— Но в фильме много доброго.

— Многие написали, что сегодня мы со своим походом в сторону добра оказались как нельзя кстати. Те, кто смотрит ТНТ, понимают, что на канале много жестокого, брутального, трешового, сексистского, провокационного юмора. Мы от всего этого целенаправленно захотели отказаться и сделали ставку на добро и позитив. Канал доволен результатом, и не так давно начались разговоры о возможности создания второго сезона.

— Пока только разговоры?

— Разговоры, потому что нужно было оценить цифры по результатам смотрения и переговорить с Анной Никитичной Михалковой и другими актерами. Мы уже встретились и подробно переговорили. Думаю, что мы найдем, чем ее творчески заинтересовать как соавтора и актрису.

— В первом сезоне от нее тоже много шло?

— Конечно. Прежде всего требовательность. Она говорила, что прекрасно понимает, что это легкий жанр и развлекательный канал, но просила дать глубину. Это, кстати, ответ многим критикам — Михалкова пошла на определенный компромисс с требованием, чтобы в рамках этого компромисса мы накопали настолько глубоко, насколько возможно. В процессе съемок от нее шло много идей. Она соавтор самого образа, даже в части движения и хореографии. Анна в подавляющем большинстве случаев отказалась от услуг каскадеров, бралась делать трюки сама. Я спросил ее, зачем тащить на себе актера и заскакивать в горящую избу — там огонь хоть и из трубочек шел, но это же настоящие огонь и дым. Она объяснила, что ее персонаж настолько неповторим даже в пластике движений, что она не может доверить некую ее неуклюжесть и состояние «не от мира сего» другим. Как после всего этого не назовешь Анну Никитичну соавтором?

Алена — непростая героиня для актрисы Анны Михалковой

— Но в каких-то сценах все-таки играли каскадеры?

— Да, там где нужно было прыгать в яму, мы со спины сняли каскадера, потом на грунтовой дороге, где Алене нужно было крутиться и вертеться, и в сцене падения на нее шкафа. В трех местах.

— Это был один и тот же каскадер? Девушка?

— Да, девушка-борец.

— Во время падения шкафа на каскадере была какая-то защита?

— Был постелен мат. Защита — ее координация и умение падать с высоты.

— Если бы Анна Никитична не согласилась играть в «Исправлении и наказании», предложили бы вы эту роль Светлане Пермяковой? Кажется, она очень подходит. Или кого-то другого рассматривали?

— У меня в кино и среди звезд несколько любимых женщин. Это Анна Михалкова, Марина Федункив, Света Пермякова и Жанна Кадникова, которая является режиссером «Реальных пацанов» (16+) и еще нескольких удачных сериалов.

— «Бедные люди», например…

— В частности, она и автор сериала «Бедные люди» (18+), который, кстати, очень «зашел» у интеллигенции. Да и критики были в восторге, а простому обывателю не понравился. Это вопрос, как сделать такое кино, которое бы нравилось всем. Хотя это конечно тонкий и умный сериал. Но создатели «Бедных людей» учли весь предыдущий опыт и выпустили сериал «Патриот» (16+), который уже два сезона бьет все на свете рейтинги.

Ямур во время интервью в редакции 59.RU

— Тем не менее ни Жанну, ни Марину, ни Светлану вы бы не позвали играть в сериал «Исправление и наказание»?

— Все вместе мы создавали команду КВН «Парма» (Светлана Пермякова и Жанна Кадникова играли в команде «Парма», Марина Федункив — в команде «Добрянка». — Прим. ред.). Но комедийный эстрадный склад сильно отличается от драматического, к которому Анна Никитична приучила своих зрителей. Комедийная роль как раз давалась ей непросто, она не сразу ее нащупала. И здесь она увидела именно драматическую перспективу, усиливать комедийную краску ей не хотелось. Но дело даже не в Светлане Пермяковой или Марине Федункив, не в том, предложил бы я им роль или нет. Думаю, никому в России не предложил бы. Это исключительно внутренние ощущения. И если бы Михалкова отказалась, то, скорей всего, этот сериал просто не вышел никогда. Мне приснилось, что в роли должна быть она, — в образе, в форме, но мои коллеги заявили: «Да никогда в жизни она не согласится сниматься в комедии. Где ТНТ — действительно развлекательный канал, и где Михалкова?»

— Как же все-таки вам удалось ее убедить? Рассказали о сне?

— Нет, она же могла подумать, что я ею манипулирую. Она увидела в этом материале что-то свое, непростое, разглядела замысел и пришла на него. И еще важный момент — она понимала, что это для нее актерский вызов — такого вымышленного персонажа, который не существует в природе, она не играла. Уже во время съемок рассказал ей про свой сон. Многие критики, кстати, об этом пишут — что игра строилась на противодействии ее драматическим ролям. Роль одновременно и драматичная, и комедийная. Это интересно. Алена персонаж непростой — такая эксцентричная дурочка. Но мы понимаем, сколько в ней внутренних конфликтов, которые ее разрывают и делают ее героиню глубоко драматичной. Это трагикомедия в чистом виде.

— Зато две другие роли исполняют пермяки.

— Да, это Влад Прохоров, у нас в сериале он играет младшего брата Алены. По сюжету он является ее главным антагонистом. Влад уехал из Перми в Москву и окончил Школу-студию МХАТ. И одну из заключенных играет пермячка Таня Дорофеева — бывшая участница команды КВН «Добрянка».

Влад Прохоров, сыгравший брата Алены, — пермяк

Почему вы взяли Татьяну в проект, и где она была в период между КВН и сериалом?

— Так как многие из авторов и продюсеров сериала играли в КВН одновременно с Таней, то сразу несколько человек предложили ее на эту роль. Мне кажется, что ее утверждали даже без проб. А вот где Таня работала между КВН и сериалом, лучше у нее спросить, но мы ее постоянно видели в Comedy Woman (16+). До этого известность Татьяна получила благодаря участию в сериале «Страна в shope» (12+). Также она снималась в эпизодах большого количества других программ и разных сериалов.

Татьяна Дорофеева в роли заключенной — третья слева

«Нигде в западной цивилизации такого не может быть»


— По сюжету действие происходит в Ныробе, Чердынском районе, но пермяки не узнали места. Где все-таки снимали?

— Я запустил легенду, что снимали в Чердынском районе, потому что события сериала происходят именно там, но снимали на самом деле в Подмосковье, в замороженной военной части. Так же примерно выглядит и колония-поселение.

— А памятник на плацу — это бутафория?

— Наши художники делали его из пенопласта, и надписи создали.

Памятник на территории колонии сделали художники-бутафоры

— Не хотите снять продолжение в Прикамье?

— Зависит от того, что придумаем, насколько нас активно будут зазывать.

— Если дадут рибейт — то есть частично профинансируют съемки за счет местного бюджета?

— Рибейты нас меньше волнуют, на первом месте художественное решение. И если предложат необычные идеи, связанные с локацией или натурой, — например слетать на вертолете и снять Чердынь или Ныроб, то мы с удовольствием снимем. Хорошо бы придумать новые оригинальные сюжеты. В этом сериале мы ничего не заимствовали. Подавляющее большинство сюжетов в кино сейчас это заимствование или копии американских, европейских сериалов. Мы гордимся тем, что у нас в фильме все-таки чисто русский персонаж, который нигде больше невозможен. И это вызвало даже проблемы перевода на другие языки. Переводчики сказали даже, что это другой культурный код.

— А вы пытались сериал на другой язык переводить?

— Это всегда планируется. Но тут возникли сложности. В культуре англосаксов человека, который не хочет жить по установленным правилам, наказывают и дрессируют. А у нас больше православная культура, и подразумевается, что человек перепрошьется, покается и станет другим. У англосаксов человек не меняется — он понимает, что будет больно, его накажут, и он просто не переступает черту. А наша Алена, верит, что любой злодей, как герой в сказке, прыгает в один котел, потом в другой и оттуда выскочит совсем другим человеком, эдаким добрым молодцем. Это ключевое послание, которые зашито в нашем сериале. Мы в этом смысле оригинальны, нигде в западной цивилизации такого не может быть — они так не живут и в это не верят. И вот это сложно передать в переводе.

Что осталось от культурной революции?


— Раз действие происходит в Ныробе, не хотите ввести в новом сезоне какие-то пермские легенды, связанные с севером края?

— Нас смотрели примерно около 7–8 миллионов человек от Ямала до Калининграда. Как их всех заинтересовать нашей пермской легендой? В нашей стране креатив и свои идеи недооценены. Нужна объединяющая всех россиян, универсальная история с пермским колоритом. Даже нашим коллегам — создателям сериалов, проще взять иностранный аналог и сделать по нему свой. Вот был у нас в Перми период культурной революции. Что из всего того, во что были вбиты бабки, пережило культурную революцию? Что пережило то время, когда министром культуры стал Гладнев и отказался от того, что было при Мильграме? И даже самого Мильграма хотел уволить с поста худрука театра, и ведь только одна Кочурова заступилась. Мы вложили около миллиарда рублей в художников, инсталляторов, режиссеров. Здесь была прикольная движуха, но что дошло до сегодняшнего времени?

— Но это повлияло на изменение консервативного сознания пермяков, тех же рабочих из Мотовилихи…

— Нет, я имею в виду конкретные решения, которые продолжали бы жить? А если у тех рабочих с Мотовилихинских заводов вдохновение схлынет, или это поколение уйдет, что останется? Что будет в веках?

— Музей современного искусства, арт-объекты, которые нужно поддерживать. «Счастье не за горами», буква «П»...

— Я вас умоляю, букву «П» как большинство как считали позором, так и считают. Но это уже дело вкуса. Мы гордимся двумя вещами — музеем современного искусства и «Счастьем не за горами». Не хватило креатива, чтобы создать третью и четвертую точку притяжения. «Русское бедное» (18+) кануло в Лету, а Курентзису предложили чуть побольше денег, и он уехал.

— Его отъезд же был вызван конфликтом с властью.

— Он же этот конфликт и придумал, и раздул его, чтобы прикрыть более выгодное предложение. Это уже не тайна. Я его талант ни на секунду не подвергаю сомнению. Это мега-талантливый человек, и он совершенно верно стремится ко все новым и новым достижениям, достойным его масштаба, я это понимаю. Просто делать это можно по-разному. С Пермью его связывали финансово-денежные отношения, и как только эта связь в другом месте оказалась посильнее, к огромному моему сожалению, он уехал. Очень надеюсь, что у него с Пермским краем и местными поклонниками его таланта сформировалась хоть какая-то ментальная связь. Очень надеюсь, что теперь, когда международная ситуация сильно изменилась, он все больше и больше будет радовать своим талантом именно жителей Пермского края. Надеюсь, что из всех других предложений он выберет именно нас.

— Вы считаете, что культурная революция не нужна была нашему городу?

— Считаю, что в культурной революции акцент был сделан не на креатив.

— А на что?

— На массовость. Напокупали какие-то старые идеи, ставка была сделана не на то. Всё пережили только две креативные идеи. Остальное не работает.

— Если бы вам дали возможность поработать с этим материалом и этот миллиард, на чтобы вы его потратили?

— На то оригинальное, что будет «работать» для пермяков. Не стал бы всё подряд брать. Хотя можно сказать, слава богу, что всё это было. Но мне кажется, что если б ставка делалась именно на какое-то пролонгированное творческое решение, энергетику, которая бы здесь прижилась, то результат был бы более долгим. Почему прижился музей современного искусства? Да, потому что это единый организм с галерей, где представлено искусство традиционное, на котором воспитаны поколения пермяков. Почему прижился Курентзис? Да потому что деятели нашего театра оперы и балета годами закладывали пермякам хороший вкус. Еще есть третий прижившийся нейминг — Театр-Театр. Это тоже вопрос — переименование драмтеатра принесло нам понимание собственной значимости, оценок, кто мы такие? Или все-таки победила ирония, с которой люди отнеслись к этому переименованию?

— Возможно, и то, и другое…

— Как рассказать ту или иную пермскую легенду другим? Как подключить человека, живущего в Ямало-Ненецком округе или жителя Калининграда, у которых своя богатая история, к нашей?

— Как сделать ее более универсальной?

— Универсальность тянет за собой массовость. Как сделать так, чтобы «Реальные пацаны» (16+) снимались десять сезонов, и через них узнали о Перми и подключились к ним? У нас ведь 90 процентов в стране ассоциируют [себя с ними], мы все прошли такой непростой путь, как проходит наш Коля. А у нас, в нашем городе есть люди, которые считают что «Реальные пацаны» это позор Перми.

— И как же сделать легенды Пермского края популярными?

— Мы Алексея Иванова обидели. Человека, в своем виде искусства не уступающего Курентзису. Но он посмел высказаться на общественно-политические темы, возразить Гельману, и его затравили, и сказали: «Пиши книжки». Разве это правильно, разве Пермский край должен позволять себе такое отношение к человеку, который прославлял его и как раз находил приемы, как сделать легенды Пермского края популярными? Вот и ответ на Ваш вопрос «Как рассказывать о Пермском крае людям»? А вот так — не обижать и не изгонять людей, которые это умеют делать.

— Бывший резидент Comedy Club, а ныне директор по развитию нового бизнеса «СберМаркетинга» Гавриил Гордеев опубликовал недавно фото со встречи с губернатором Прикамья Дмитрием Махониным. На снимке — вы, Анна Михалкова, министр культуры Прикамья Алла Платонова и сам Гавриил Гордеев. Что на ней обсуждали?

— Будущий фильм. Я не буду раскрывать все. Но если найдется достойное финансирование, а мы ищем инвесторов в Москве, может быть, получится хорошее игровое кино про Пермский край к 300-летию Перми.

Гавриил Гордеев, Алла Платонова, Дмитрий Махонин, Анна Михалкова и Ямур Гильмутдинов

Посмотреть сериал «Исправление и наказание» можно на онлайн-кинотеатрах Start, Ivi, МТС.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем