Культура мнение Импортозамещение Дня святого Валентина. Доктор философских наук из Перми — о Дне семьи, любви и верности

Импортозамещение Дня святого Валентина. Доктор философских наук из Перми — о Дне семьи, любви и верности

Теперь это официальный праздник, который отмечается в России 8 июля

История Петра и Февронии совсем не похожа на современную «лав-стори», тем не менее именно с ними связан День семьи, любви и верности

В конце июня президент подписал указ об учреждении нового государственного праздника — Дня семьи, любви и верности. Он и раньше отмечался 8 июля, в День Петра и Февронии, но не на таком официальном уровне. Доктор философских наук, декан философско-социологического факультета Пермского университета Наталья Береснева и ее муж, кандидат философских наук Владимир Береснев, уже несколько лет изучают праздничную культуру постсоветской России. На этой работе основан их анализ отношения россиян к новому празднику и его перспектив. С разрешения авторов публикуем это мнение в формате авторской колонки.

8 июля в России появился новый официальный праздник — День семьи, любви и верности. Что это за праздник, как его праздновать и как новая праздничная традиция повлияет на нашу культуру?

Система праздничных дней в календаре является своего рода «пульсом нации», который задает жизненный ритм, формирует традиции, обеспечивающие связь прошлого с будущим. Государство нуждается в праздниках, поскольку праздничные ритуалы объединяют население, сглаживают социальные противоречия. Через участие в массовых праздниках происходит включение человека в национальную культуру, а через участие в политических праздниках стимулируется его политическая лояльность. Во время национального праздника человек начинает себя вести иначе, он поневоле вспоминает, какой страны он гражданин, и обращает внимание на те ценности, вокруг которых строится праздничная традиция.

Но иногда праздничная традиция не складывается и не «заходит» населению, и праздник становится в лучшем случае только формальным поводом для застолья или, что чаще, — просто дополнительным выходным днем, если таковой предусмотрен. Таким «недопраздником» в нашей стране стал, например, День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

Почему одни праздники получают народное признание, а другие нет — вопрос непростой, поскольку сам праздник — весьма сложное явление культуры. Он на самом деле не возникает автоматически из какого-то исторического события, тем более — из какого-то документа (например, указа президента РФ). Многие из нас знают «первоисточник» Нового года? Думаю, вряд ли, но это не мешает нам его отмечать с удовольствием.

Поэтому приуроченность Дня семьи, любви и верности к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии ровным счетом ничего не решает для подавляющего большинства россиян, в особенности — неверующих, которые вряд ли читали древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии». Кстати, у тех, кто эту повесть читал, как раз возникают вопросы к правомерности учреждения данного праздника. Согласно летописи, отношения святых были совсем не той любовью «с первого взгляда» и верностью «до гроба», которые мы привыкли считать эталоном супружеской жизни.

Для нас гораздо интереснее и важнее не христианский, а политический контекст данного праздника. В «Википедии» сказано, что День семьи, любви и верности вводится как альтернатива Дню святого Валентина (он же День влюбленных) — неофициальному празднику, отмечаемому в нашей стране и во всем западном мире 14 февраля. Вероятно, таким образом планируется подчеркнуть самобытность нашей культуры, приверженность традиционным (семейным) ценностям в противовес пропаганде свободы выбора партнера и нивелирования института семьи на Западе. То есть День семьи, любви и верности по сути является кейсом «импортозамещения в сфере культуры». Нельзя сказать, что это плохо: в семье, любви и верности ничего плохого нет. Но будет ли данный праздник успешен и востребован у населения, говорить пока рано.

В чем сила Дня влюбленных? Однозначно не в истории про страсти мученика Валентина. Во-первых, ценность любви — вне политики, вне религии и вне времени. Праздничные традиции, складывающиеся вокруг «вечных» ценностей — самые массовые и устойчивые. Во-вторых, красивый ритуал — дарить друг другу «валентинки» и признаваться в любви. Уникальность и выразительность ритуала — важнейшее условие закрепления праздника в национальной и мировой культуре. Благодаря айдентике, ритуальным предметам праздник получает отклик со стороны экономики, становится катализатором для бизнеса.

День семьи, любви и верности также создается вокруг общепонятной, «неполитичной» и разделяемой большинством граждан ценности — любви, семьи. Но чтобы выиграть у Валентинова дня состязание за народное признание, нужно предложить более выразительный в эстетическом и эмоциональном плане ритуал. Предложенная сегодня концепция ритуала — дарение ромашек. Это красиво, национально и в перспективе может стать популярным, поскольку образ ромашки в нашей культуре очень многоплановый и пока не опошленный. Но если перестараться с политизацией праздника (а это мы, к сожалению, умеем), то получим очередной идеологический «фантик» в виде торжественных речей и проплаченных концертов «по поводу».

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем