Культура Куда поехать туристу в Прикамье репортаж По следам экспедиции художников: какие удивительные места можно увидеть в Чердыни и рядом с ней

По следам экспедиции художников: какие удивительные места можно увидеть в Чердыни и рядом с ней

Сюда стоит отправиться за впечатлениями и вдохновением

Один из классических видов Чердыни. Его часто печатают на открытках | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейОдин из классических видов Чердыни. Его часто печатают на открытках | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Один из классических видов Чердыни. Его часто печатают на открытках
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

Этим летом в Чердыни проходила арт-резиденция «Чердынское междуречье». Название проекта связано с особенностью места — Чердынский округ расположен между реками Вишерой, Колвой и Камой. Идея организаторов — привлечь внимание к истории и природным ценностям района, открыть здесь новые туристические маршруты.

Проект придумала директор Чердынского музея Ирина Трофимова. После окончания истфака Пермского педагогического университета по специальности «социально-экономическое образование» и магистратуры Высшей школы экономики девушка защитила диссертацию по музейному маркетингу. После этого занималась музейным проектированием и работала в компании «Азбука Морзе» с разными музеями Пермского края. Среди ее проектов — галерея домовой росписи в Соликамске, выставка «День шахтера» в губахинском городском музее и музей баскетбола для команды «Парма». Прожив десять лет в Перми, Ирина стала задумываться о переезде в маленький город. Ее желание совпало с предложением о работе директором музея в Чердыни, которое она приняла. Уже два года Ирина Трофимова возглавляет музей, мы публиковали интервью с ней. Она активизировала его работу, обновляет экспозиции, ездит в экспедиции, придумывает проекты и успевает записывать подкасты.

Проект «Арт-резиденции» поддержали коллеги. Реализовать его удалось на выигранный музеем в 2021 году грант Президентского фонда культурных инициатив. В процесс включилась команда — сами музейщики, исследователи, художники, они устраивали для местных жителей мастер-классы, проводили пленэры, читали им лекции, помогая по-новому открыть привычное пространство, в котором те живут. Итогом проекта стала большая выставка, которая будет работать в Чердынском музее всю осень.

Мы побывали в экспедиции «Чердынского междуречья» по округу. Это лишь три дня из жизни арт-резиденции, которая проходила всё лето. Рассказываем о путешествии.

Ювелирка из прошлого и маски как у царя Агамемнона


Экспедиция стартовала в Чердыни, первый день был посвящен археологии. Жителей города пригласили в Чердынский краеведческий музей, где старший научный сотрудник Уро РАН Юлия Подосенова рассказала о ювелирных находках, которые сделали в Прикамье и, в частности, в местных захоронениях. Все они относятся к первым векам нашей эры.

Юлия Подосенова рассказала о ювелирных находках | Источник: Ольга ЯкунчеваЮлия Подосенова рассказала о ювелирных находках | Источник: Ольга Якунчева
Юлия Подосенова рассказала о ювелирных находках
Источник:
Ольга Якунчева

Найденные предметы наши предки использовали в быту, ими украшали костюм и носили на себе. Это серьги, височные кольца, браслеты, кольца, нашивки на одежду, накосники (кончик косы следовало прикрывать фигуркой-оберегом). Большинство из них относится к Пермскому звериному стилю и имело для наших предков сакральный смысл.

Да-да, у наших предков были даже туалетные коробочки | Источник: Ольга ЯкунчеваДа-да, у наших предков были даже туалетные коробочки | Источник: Ольга Якунчева
Да-да, у наших предков были даже туалетные коробочки
Источник:
Ольга Якунчева

Оказывается, наряды народов, населяющих Прикамье, не имели карманов. Заменой им служили пояса, на которые прикреплялось много ремешков, а к их концам привязывались мелкие предметы, нужные в быту.

Так выглядел пояс с многочисленными ремешками | Источник: Ольга ЯкунчеваТак выглядел пояс с многочисленными ремешками | Источник: Ольга Якунчева
Так выглядел пояс с многочисленными ремешками
Источник:
Ольга Якунчева

Наших предков хоронили со всеми украшениями, которые они носили при жизни, на лицо им надевали серебряные маски по типу маски греческого царя Агамемнона (известная находка археолога Шлимана) или полумаски, скрывавшие только глаза. На чердынских масках даже выгравированы реснички и усики.

Такие погребальные маски находят в захоронениях на территории Прикамья | Источник: Ольга ЯкунчеваТакие погребальные маски находят в захоронениях на территории Прикамья | Источник: Ольга Якунчева
Такие погребальные маски находят в захоронениях на территории Прикамья
Источник:
Ольга Якунчева
А вот маска царя Агамемнона. Правда похоже? | Источник: Национальный археологический музей, АфиныА вот маска царя Агамемнона. Правда похоже? | Источник: Национальный археологический музей, Афины
А вот маска царя Агамемнона. Правда похоже?

Полный рассказ Юлии Подосеновой можно послушать на YouTube-канале музея.

В Редикоре — принцесса


На другой день сотрудники музея и художники арт-резиденции отправились в село Редикор. Здесь река Вишера делает петлю, образуя огромные острова напротив села. Некоторые из них заросли зеленью, другие абсолютно песчаные.

Вид на село Редикор и Вишеру | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейВид на село Редикор и Вишеру | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Вид на село Редикор и Вишеру
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Арт-объект на окраине села | Источник: Ольга ЯкунчеваАрт-объект на окраине села | Источник: Ольга Якунчева
Арт-объект на окраине села
Источник:
Ольга Якунчева

Рядом с селом находится родник, вода из которого, как считают местные, помогает от болезней глаз. На мостике рядом с ним висят ковшики, построены кабинки, в которые можно зайти и полностью омыться чистой природной водой.

Источник: Ольга ЯкунчеваИсточник: Ольга Якунчева
Источник:
Ольга Якунчева
Рядом с родником находятся кабинки для омовения | Источник: Ольга ЯкунчеваРядом с родником находятся кабинки для омовения | Источник: Ольга Якунчева
Рядом с родником находятся кабинки для омовения
Источник:
Ольга Якунчева

В VIII–XV веках здесь было Редикорское городище. До сих пор местные жители находят в округе немало фигурок Пермского звериного стиля.

В центре Редикора находится 200-летний разрушенный храм Николая Чудотворца. Он зарос зеленью, и к нему почти не подойти. Рядом растет картошка.

Церковь Чудотворца заросла, к ней не подойти | Источник: Ольга ЯкунчеваЦерковь Чудотворца заросла, к ней не подойти | Источник: Ольга Якунчева
Церковь Чудотворца заросла, к ней не подойти
Источник:
Ольга Якунчева
Этот пейзаж художница Ольга Пешкова создала в Редикоре. В селе очень много скворечников | Источник: Елизавета СтальныхЭтот пейзаж художница Ольга Пешкова создала в Редикоре. В селе очень много скворечников | Источник: Елизавета Стальных
Этот пейзаж художница Ольга Пешкова создала в Редикоре. В селе очень много скворечников
Источник:
Елизавета Стальных

Напротив храма — бывшая земская школа. По рассказу местных жителей, в 1950-е годы ученики, копавшие школьный огород, наткнулись на человеческие останки. Директор Чердынского музея Илья Лунегов организовал археологические раскопки, тогда нашли целый погребальный комплекс женщины. Ткань платья не сохранилась, а вот украшения Пермского звериного стиля и погребальная полумаска оказались целыми. На основании украшений археологи сделали вывод, что женщина относилась к высокому сословию, и назвали ее «Редикорская принцесса». Весь погребальный комплекс вместе с останками хранится в фондах Чердынского музея и периодически демонстрируется в экспозиции.

Школа в Редикоре | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейШкола в Редикоре | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Школа в Редикоре
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Фотография погребального комплекса «Редикорской принцессы» | Источник: Ольга ЯкунчеваФотография погребального комплекса «Редикорской принцессы» | Источник: Ольга Якунчева
Фотография погребального комплекса «Редикорской принцессы»
Источник:
Ольга Якунчева

Позже на территории школы были найдены и другие, в том числе детские, захоронения.

Сейчас в школе находится база отдыха, где художники арт-резиденции устроили мастер-классы для местных жителей. Объявления о мероприятиях развесили на дверях местных магазинчиков.

Команда экспедиции арт-резиденции — художники и сотрудники Чердынского музея. Кстати, автор статьи тоже здесь есть — в центре группы | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейКоманда экспедиции арт-резиденции — художники и сотрудники Чердынского музея. Кстати, автор статьи тоже здесь есть — в центре группы | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Команда экспедиции арт-резиденции — художники и сотрудники Чердынского музея. Кстати, автор статьи тоже здесь есть — в центре группы
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

Художница Елизавета Стальных занимается вышивкой гладью, но на своих работах изображает не привычные розы, а мох и даже плесень. Елизавета обратила внимание местных жителей на то, что лишайник, который растет в лесу рядом с их селом, тоже может стать темой произведения. Участники мастер-класса сделали «лесные медальоны» с изображением мха.

Местные жители с удовольствием участвовали в мастер-классе по вышивке | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейМестные жители с удовольствием участвовали в мастер-классе по вышивке | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Местные жители с удовольствием участвовали в мастер-классе по вышивке
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Сначала им показали фотографию местного мха... | Источник: Ольга ЯкунчеваСначала им показали фотографию местного мха... | Источник: Ольга Якунчева
Сначала им показали фотографию местного мха...
Источник:
Ольга Якунчева
...а потом получились вот такие кулоны | Источник: Елизавета Стальных...а потом получились вот такие кулоны | Источник: Елизавета Стальных
...а потом получились вот такие кулоны
Источник:
Елизавета Стальных

Еще один мастер-класс был посвящен акварельному натюрморту. Ксения Филипьева показала, какие натюрморты с местными цветами можно нарисовать.

Мастер-класс по акварели в бывшей земской школе | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейМастер-класс по акварели в бывшей земской школе | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Мастер-класс по акварели в бывшей земской школе
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Художники запечатлевали местные виды для будущей выставки. На пленэре — Ксения Филипьева | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейХудожники запечатлевали местные виды для будущей выставки. На пленэре — Ксения Филипьева | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Художники запечатлевали местные виды для будущей выставки. На пленэре — Ксения Филипьева
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

Художница и преподаватель Пермской академии художеств Екатерина Маврина рассказала и показала, как местные народы отливали из металла фигурки Пермского звериного стиля.

Для человека-птицы из Пермского звериного стиля делали специальную форму | Источник: Ольга ЯкунчеваДля человека-птицы из Пермского звериного стиля делали специальную форму | Источник: Ольга Якунчева
Для человека-птицы из Пермского звериного стиля делали специальную форму
Источник:
Ольга Якунчева

Пянтег: то ли церковь, то ли башня


Следующий пункт экспедиции — село Пянтег, расположенное на высоком берегу реки Камы. Вдоль реки — просторные песчаные пляжи золотистого цвета, достойные дорогого курорта.

Богородицкому храму 400 лет, он похож на сторожевую башню, а, возможно, раньше ею и был | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейБогородицкому храму 400 лет, он похож на сторожевую башню, а, возможно, раньше ею и был | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
Богородицкому храму 400 лет, он похож на сторожевую башню, а, возможно, раньше ею и был
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

Гордость поселка — Богородицкий деревянный храм 1617 года. По версии историков, эта постройка могла быть и бывшей сторожевой башней. Рядом с храмом течет родник.

На церкви сохранились резные наличники с цветочным орнаментом | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейНа церкви сохранились резные наличники с цветочным орнаментом | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
На церкви сохранились резные наличники с цветочным орнаментом
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

В середине XIX века в Пянтеге в стиле классицизма был построен большой храм Ильи Пророка. Туда приходили не только местные, но и жители соседних деревень. Сейчас он в разрушенном состоянии, его облюбовали коровы, а стены и крыша проросли корнями деревьев. По словам директора Чердынского музея, еще два года назад корней в стене храма не было. Процесс разрушения происходит очень быстро. Этот храм, как и многие другие в Чердынском районе и во всём Пермском крае, требует консервации.

Внутри храма Ильи Пророка сохранился декор на стенах | Источник: Ольга ЯкунчеваВнутри храма Ильи Пророка сохранился декор на стенах | Источник: Ольга Якунчева
Внутри храма Ильи Пророка сохранился декор на стенах
Источник:
Ольга Якунчева

Художница Ольга Пешкова устроила в местном клубе мастер-класс по пейзажной акварели. На него пришло столько детей, что они с трудом уместились за столом в фойе клуба, пришлось импровизировать — создавать для ребят мольберты из стульев и досок. Темой пейзажей стали виды села, которые ребята замечают каждый день.

На мастер-классе Ольги Пешковой в клубе | Источник: Ольга ЯкунчеваНа мастер-классе Ольги Пешковой в клубе | Источник: Ольга Якунчева
На мастер-классе Ольги Пешковой в клубе
Источник:
Ольга Якунчева
Этот рисунок художница создала на глазах у ребят | Источник: Ольга ЯкунчеваЭтот рисунок художница создала на глазах у ребят | Источник: Ольга Якунчева
Этот рисунок художница создала на глазах у ребят
Источник:
Ольга Якунчева
А вот что получилось у детей. Некоторые из них впервые взялись за кисть | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музейА вот что получилось у детей. Некоторые из них впервые взялись за кисть | Источник: Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей
А вот что получилось у детей. Некоторые из них впервые взялись за кисть
Источник:
Марина Ведерникова, Чердынский краеведческий музей

Смогли добраться только на лодках


Во время экспедиции часть сотрудников музея на лодках съездила в заброшенную деревню Кондратьева Слобода. Добраться туда можно только по воде. Сейчас там уже нет домов, местность заросла травой.

С этим местом связано событие, произошедшее в январе 1547 года. 85 русских воинов сразились с многократно превосходящим их отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь (по другой версии историков, это была битва между христианами и язычниками). Битва произошла около деревни Кондратьева Слобода на замерзшей Вишере. Все русские воины погибли в том сражении, их тела замело снегом — и найти сразу их не удалось. Весной лед на реке растаял, и местные жители думали, что тела воинов ушли на дно.

Дальнейшие события одни называют легендой, другие в них верят. Летом чердынские купцы со своими товарами проплывали по Вишере мимо места битвы и увидели необычайную картину: у берега стояла льдина, на которой лежали тела тех самых убитых воинов. Купцы погрузили их тела на лодки, вернулись в Чердынь и там похоронили.

— Многие знают эту историю и рассказывают ее, но когда спрашиваешь, а где эта Кондратьева Слобода, никто не может сказать точно, — говорит 59.RU директор музея Ирина Трофимова. — Поэтому мы решили все-таки добраться до нее. Это место тоже могло бы быть точкой на туристическом маршруте.

Сотрудники музея поставили геометку на карте и сняли видеосюжет об этом месте.

Еще одну поездку на лодках музейщики совершили в село Шакшер. Именно здесь зародилась шакшерская школа деревянной скульптуры. Часть произведений отсюда хранится в Пермской галерее, часть — в Чердынском музее.

Шакшерский храм Знамения, где находилась когда-то деревянная скульптура, оказался в полуразрушенном состоянии. Зато сохранилась старая заброшенная школа, действовавшая здесь чуть ли не в 1940–1950-е годы. В одном из классов нашли гигантские счеты, маску из папье-маше, новогодние игрушки и стеклянную чернильницу. Музейщики забрали их в коллекцию Чердынского музея.

Директор музея Ирина Трофимова показывает привезенный экспонат — карнавальная маска из папье-маше была сделана примерно в 1950-е годы | Источник: Ольга ЯкунчеваДиректор музея Ирина Трофимова показывает привезенный экспонат — карнавальная маска из папье-маше была сделана примерно в 1950-е годы | Источник: Ольга Якунчева
Директор музея Ирина Трофимова показывает привезенный экспонат — карнавальная маска из папье-маше была сделана примерно в 1950-е годы
Источник:
Ольга Якунчева

В больнице Мандельштама — пух под ногами и операционные лампы


Экспедиция вернулась в Чердынь на третий день. В завершение ее участники смогли побывать в больнице, где поэт Осип Мандельштам находился, будучи в ссылке. Он буквально вышел в окно, спасаясь от мерещащихся ему сотрудников НКВД (до этого он сидел в Бутырке, подорвавшей его дух). Последние годы больница закрыта, сейчас историческое здание продается за два миллиона рублей.

Пространство заброшенной больницы сейчас напоминает кадры из какого-то клипа. После ремонта здесь можно было бы создавать выставки, проводить перформансы или спектакли | Источник: Ольга ЯкунчеваПространство заброшенной больницы сейчас напоминает кадры из какого-то клипа. После ремонта здесь можно было бы создавать выставки, проводить перформансы или спектакли | Источник: Ольга Якунчева
Пространство заброшенной больницы сейчас напоминает кадры из какого-то клипа. После ремонта здесь можно было бы создавать выставки, проводить перформансы или спектакли
Источник:
Ольга Якунчева

Полы в коридорах больницы выстланы пухом из подушек, под ногами хрустит стекло, а в бывших операционных сохранились лампы. Как рассуждает местная общественность, здесь можно было бы сделать ремонт или открыть культурное пространство, а возможно, и совместить эти две идеи, но статус «Объект культурного наследия» не позволяет делать здесь капитальную перепланировку.

Сначала показалось, что на полу больницы — тополиный пух, но оказалось, что это перья из подушек | Источник: Ольга ЯкунчеваСначала показалось, что на полу больницы — тополиный пух, но оказалось, что это перья из подушек | Источник: Ольга Якунчева
Сначала показалось, что на полу больницы — тополиный пух, но оказалось, что это перья из подушек
Источник:
Ольга Якунчева

Во время работы арт-резиденции художники написали множество этюдов, которые вошли в итоговую выставку. Увидеть ее можно, приехав в Чердынь и заглянув в музей: выставка будет работать всю осень.

Работа Ксении Филипьевой | Источник: Ольга ЯкунчеваРабота Ксении Филипьевой | Источник: Ольга Якунчева
Работа Ксении Филипьевой
Источник:
Ольга Якунчева

В последний день работы арт-резиденции состоялся торжественный обжиг гигантской скульптуры. Он посвящен чердынским котам, которые являются частью жизни Чердыни, в частности, коту Мурашику. Узнать легенду о нём можно в нашем материале.

Ранее мы рассказывали о необычной иконе в Чердынском музее — на ней святой Христофор с песьей головой. Также мы публиковали интервью с молодым директором Чердынского музея.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления