9 августа воскресенье
СЕЙЧАС +14°С

Чётко продуманная акция или вандализм? Что говорят о признании Sad Face Гельман, Лапшин и другие

13 октября Алексей Илькаев сообщил полиции, что это он переделал «Счастье» в «Смерть не за горами»

Поделиться

Появившееся на набережной слово «смерть» поспешили закрыть. Под рукой оказался плакат с надписью «Россия — моя история». Случайность?

Появившееся на набережной слово «смерть» поспешили закрыть. Под рукой оказался плакат с надписью «Россия — моя история». Случайность?

В ночь на 18 октября стало известно, что пермский художник Sad Face признался полиции в том, что это он изменил арт-объект «Счастье не за горами». Об этом написал на своей страничке в Facebook его адвокат Сергей Калкатин.

— Илькаев пришел ко мне в пятницу и изъявил желание самому сдаться полиции, — рассказал Калкатин 59.ru. — Я его отговаривал, но художник ответил, что решение принял. 13 октября он пришел в полицию и сообщил об этом. Фактически он явился с явкой с повинной.

Сергей Калкатин выложил пост о признании Sad Face в ночь на 18 октября

Сергей Калкатин выложил пост о признании Sad Face в ночь на 18 октября

При этом, по словам адвоката, свой поступок Илькаев объяснил тем, что в мае 2017 года в городе Луга Ленинградской области он катался на квадроцикле и попал в ДТП, в результате которого чуть не погиб. Своей акцией Илькаев хотел показать, что смерть рядом с нами, мы должны ценить каждый прожитый день.

Арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева тоже написала у себя в Facebook пост про Sad Face:

— Леша сам написал заявление, журналисты почему-то об этом не пишут. Это серьезный шаг, мы очень за него переживаем!

Под постом арт-куратора развернулись целые баталии.

Еще раньше о явке художника в полицию написала арт-куратор Наиля Аллахвердиева, что вызвало бурное обсуждение в сети

Еще раньше о явке художника в полицию написала арт-куратор Наиля Аллахвердиева, что вызвало бурное обсуждение в сети

Поступок художника пермяки обсуждали в соцсетях чуть ли не до утра и продолжают до сих пор. Больше всего комментаторов волновали вопросы: зачем это сделал, он ли это, является ли это преступлением, зачем он сознался, и, вообще, художники — это люди? Также комментаторы разделились на два лагеря: за Илькаева и против. Интересно, что большинство комментаторов в итоге желают художнику и его адвокату победы.

Мы собрали самые интересные комментарии, а за мнениями обратились к экспертам.

Вандал или художник?

В ходе споров встал вопрос о том, является вандализмом акция Алексея Илькаева. Директор галереи PermOne, арт-куратор и бывший заместитель директора PERMM Михаил Сурков говорит, что это не тот случай, когда нужно наказывать по закону. С настоящим вандализмом он уже сталкивался, но тогда полиция даже не реагировала на это.

Директор галереи PermOne, арт-куратор и бывший заместитель директора PERMM Михаил Сурков говорит о том, что это первый случай, когда власти города встали на защиту уличного искусства. Но так было не всегда. Почему?

Директор галереи PermOne, арт-куратор и бывший заместитель директора PERMM Михаил Сурков говорит о том, что это первый случай, когда власти города встали на защиту уличного искусства. Но так было не всегда. Почему?

— В данном случае я могу только напомнить, что когда мы открывали «Ротонду» архитектора Александра Бродского у входа в PERMM, располагавшегося тогда в здании речного вокзала, её пытались облить бензином, она пострадала, — вспоминает Михаил. — И это было общественно опасное деяние. Также конкретные известные люди призывали сжечь красных человечков и букву «П» и даже ролики снимали, как они это делали. И тогда никто не возбуждал никаких дел! «Счастье» — такой же объект искусства. Вопрос только, почему сейчас уголовное дело возбуждается, а тогда, когда было действительно опасно, никаких уголовных дел не было.

Пермский художник и автор скульптур «Солёные уши» и «Водопроводчик» Рустам Исмагилов рассуждает о том, является ли «Счастье не за горами» произведением изобразительного искусства, чтобы говорить о том, что сделал Илькаев, как о вандализме.

Пермский художник и автор скульптур «Солёные уши» и «Водопроводчик» Рустам Исмагилов относит «Счастье не за горами» к области литературного искусства

Пермский художник и автор скульптур «Солёные уши» и «Водопроводчик» Рустам Исмагилов относит «Счастье не за горами» к области литературного искусства

— Не знаю, как к этому относиться, — комментирует Рустам. — Ведь надпись скорее всего относится не к изображению, а к литературе. Но на эту тему можно много размышлять… Кстати, мне кажется, что к этой теме смерти мы уже начали привыкать, и это может поднадоесть. Еще недавно мы наблюдали превращение надписи «Место, где вместе» в «Место, где смерть», а сейчас то же самое произошло с объектом на набережной. И еще есть версия... А может быть, на восстановление этой надписи денег не выдавали, и кто-то договорился с Sad Faсe, чтобы он специально всё это сотворил? Шутка, конечно, но почему бы и нет? Возможно, это и не всплеск эмоций никакой, а чётко продуманная акция, и мы просто что-то не знаем? Кстати, в последнее время есть тенденция с надписями и тегами. А может быть, нужно запустить какую-то акцию, чтобы люди сами придумали свою народную надпись?

Измененная надпись просуществовала лишь несколько часов

Измененная надпись просуществовала лишь несколько часов

— А ведь можно расценивать этот акт не как вредительство, а как привлечение внимания к плачевному состоянию объекта, который является одной из самых известных и растиражированных достопримечательностей города, — вторит один из комментаторов в соцсети. — И если вся эта история поспособствует восстановлению объекта — так это хорошо, и художник не вандал, а городской активист.

— Полиция возбудилась по вандализму, что странно, на мой взгляд, — высказал мнение экс-директор телеканал «РЕН ТВ Рифей-Пермь» Владимир Прохоров в Facebook. — Ну какой вандализм может быть в отношении фанерных букв, даже наполненных высочайшим смыслом?

Художники арт-группы «ТИХО!» говорят, что на фоне кризиса уличного искусства поступок Sad Fase достоин внимания. Александр Солнечный и вовсе считает, что пермское художественное движение скатилось до платной покраски стен и заборов.

— На этом фоне Sad Faсe со своей «вандалкой» чем-то напоминает художника, — говорит Солнечный. — Возможно, когда он станет заранее обдумывать концепции и не будет бояться их озвучить, мы его так и назовем. Ремесленников в Перми много, они здесь были и будут всегда, сходите на «Арт-Пермь», прости, Господи. Вы покажите художника, хоть одного. Отсюда и все эти прямые высказывания про культуру и смерть. Но задуматься стоит. Если не обществу, то хотя бы культурологам. Ремесленников много, а вот тегеров и вандалов мало. Беречь их надо.

Его коллега Александр Спичек не видит логики в акции Илькаева.

— Я уважаю его методы, но со смертью он явно прокололся,— считает Александр Спичек. — Смерть не перехитришь. Переставить буквы в парке с журналистами — тут есть чему поучиться, тут и фиксация инсталляции, и какая-никакая идея — всё чётко, чего не скажешь о самой смерти. А по поводу его признания — что-то тут нечисто. Русские не сдаются, это во-первых, а во-вторых, что это за детский сад — заделать тему и отрицать свою причастность, которая очевидна. Не хорошо водить за нос людей.

Тема смерти в языческих культурах и их философии — основная в творчестве художника

Тема смерти в языческих культурах и их философии — основная в творчестве художника

А может, словил хайп?

Некоторые обсуждающие назвали произошедшее привлечением внимания к своей личности.

— Не очень верю во всю эту историю… Как-то очень всё сладко получилось, или же смысл этой акции не изменить мнение людей к жизни и смерти, а просто дешевый китч для привлечения внимания к своей персоне, — написал один из комментаторов в Facebook.

Искусствовед и руководитель магистратуры «Искусства и гуманитарные науки» ПГНИУ Анна Суворова тоже считает, что вся история, которая разворачивается вокруг автора «Смерти не за горами», работает на имидж художника.

Искусствовед и руководитель магистратуры Анна Суворова считает, что вся история, которая разворачивается вокруг Илькаева, работает на символический капитал художника

Искусствовед и руководитель магистратуры Анна Суворова считает, что вся история, которая разворачивается вокруг Илькаева, работает на символический капитал художника

— В формировании символического капитала произведения искусства важным оказывается личная история художника — его известность, признание музейным и научным сообществом, коллекционерами, дискурс арт-объекта — система высказываний и действий, которые «окружают» произведение в процессе его создания и бытования. Сейчас вся история, которая разворачивается вокруг автора «Смерти не за горами», работает на символический капитал художника. Например, благодаря негативистской реакции части общества становится все более очевидным протестный характер этого арт-высказывания, его знаковость и актуальность, возрастает известность автора, формируется все большее признание со стороны профессионального сообщества.

А вот известный пермский художник Юрий Лапшин вообще не рассматривает произошедшее как акцию и не придаёт ей никакого значения.

Известный пермский художник Юрий Лапшин спокойно относится к произошедшему

Известный пермский художник Юрий Лапшин спокойно относится к произошедшему

— Ерунда это всё на постном масле, — высказался в разговоре с 59.ru Юрий Лапшин. — Если мы будем рассматривать как акции любые подобные поступки, мы очень далеко зайдём. Это не имеет никакого отношения к художественному творчеству и т. д., и т. п.

Sad Face известен как автор грустных лиц, которые иногда можно встретить на фасадах домов. А недавно появились футболки с таким же ликом

Sad Face известен как автор грустных лиц, которые иногда можно встретить на фасадах домов. А недавно появились футболки с таким же ликом

Изуродовал или продолжил развивать арт-объект?

Многих возмутил вопрос собственности объекта — какое право художник имел ломать чужое, городское достояние, чтобы выразить свою концепцию? Как мог покуситься на авторский арт-объект?

— Что ему помешало рядом свою надпись разместить и не портить чужую? Мог бы типа отражения сделать снизу. Типа: «Будьте счастливы, но смерть неизбежна».

— Я за то, чтобы ему дали общественные работы и он облагораживал город, а не уродовал его... Уголовка для первого раза перебор. Это его собственность? Или он спросил разрешения на данные изменения у правообладателя?

Но были и другие мнения:

А он изуродовал? Город? Или продолжил развивать арт-объект?

— Вот интересно, пока спустя восемь лет после появления надписи её не взял город на баланс, никого не волновало — чье это. А сейчас, как художник дал ей новую жизнь и сам написал заявление об этом, ату его.

— Очень круто! Особенно если искусствоведы и кураторы в голос говорят, что вандализм в постмодернизме просто невозможен.

— А какой правовой статус у этой надписи, знает кто-нибудь? Это памятник или что? Что могут предъявить?

— Удачи в этом деле, но этот парень не прав! Если бы он сделал эту надпись «Смерть не за горами» в другом месте и раскрутил бы это, супер, поставил бы лайк, но он всё сделал через одно место. Что за мода пошла. Сейчас хайпанул свою известность на уже раскрученной надписи, о которой даже во французских газетах пишут. А так надпись «Смерть не за горами» вполне нормальная, чтобы задуматься. Я использую фразу «Нет никакого завтра».

— Законы искусства совсем иначе действуют. И от другого объекта в другом месте был бы иной эффект. В лучшем случае «ответил Матросову», ну то есть художник вступил в диалог с художником. А так — объект вступил в диалог со зрителем.

Мы спросили об отношении к ситуации и у самого автора «Счастья не за горами» Бориса Матросова.

Автор арт-объекта Борис Матросов приезжал в Пермь весной, чтобы официально открыть авторскую табличку, которая появилась рядом со «Счастьем»

Автор арт-объекта Борис Матросов приезжал в Пермь весной, чтобы официально открыть авторскую табличку, которая появилась рядом со «Счастьем»

Осталась лишь табличка. Буквы увезены на реставрацию

Осталась лишь табличка. Буквы увезены на реставрацию

— Возможно, для Sad Faсe это была художественная акция, — сказал 59.ru Борис Матросов. — И он высказал своё отношение на фоне моих работ. Мне, конечно, это не нравится, но криминала здесь никакого нет. Заводить какие-то дела было бы неправильно. Это всё-таки художественная среда, речь здесь идёт не об уголовных преступлениях. Это его мнение. Можно это, конечно, было по-другому решить, но по-другому не получалось, и он решил это сделать так. Если его посадят, это будет иметь худший резонанс, да это никому и не нужно. Хотелось бы, чтобы это решили мирным путём без кровопролития.

Чистой воды акционизм

Среди писавших оказались и те, кто назвал поступок художника акционизмом, когда произведение включается в действие или акцию. В акционизме художник, как правило, становится субъектом или объектом художественного произведения.

— Парень вообще красавчик и молодец. Сколько тупых подростков, которые только и говорят о суициде? Вот именно, что их очень много, им пора уже задуматься о жизни как о самом дорогом, а не как о развлечении.

— По сути — акционизм, поиск преступника, задержание и суд — часть произведения. А интересное начнется в тюрьме. Можно, кстати, домашний арест, если вить будет высоко и в удачном месте. Чтобы из окошка можно было вывешивать всякое. И нужна будет огласка. Плохо, что текст на русском языке. А вообще — мне нравится. Хорошая акция. Весёлая.

Мы задали вопрос: «Можно ли считать совершенное Алексеем Илькаевым акционизмом?» — галеристу, специалисту по современному искусству и экс-директору PERMM Марату Гельману.

Марат Гельман считает Алексея Илькаева мрачным гением пермских улиц, срывающим с людей глуповатые улыбки

Марат Гельман считает Алексея Илькаева мрачным гением пермских улиц, срывающим с людей глуповатые улыбки

— Конечно, да, — ответил 59.ru Марат Гельман. — У этого вида акционизма даже есть имя — интервенция. Когда художник внедряется в тело чужой работы или чужого образа. Так же, как и Бэнкси, не спрашивающий у хозяев стен разрешения, Алексей создал свою работу, нарушая закон. В случае со стрит-артистами общество относится к этим нарушениям снисходительно, так как восстановить нарушенное легко. И так как восстановить работу Матросова тоже легко, считаю подобную реакцию властей большой ошибкой. Сама работа мне очень нравится. Вообще, и его предыдущие работы (Sad Face) тоже нравились. Такой мрачный гений пермских улиц, срывающий с людей глуповатые улыбки. Напоминание о смертности актуально всегда и при любых обстоятельствах, а в нынешней России — особенно.

Ну и о пенсии немного

Ряд комментаторов связали акцию художника с тем, что происходит в городе и стране — взрывом на Пермском пороховом заводе, критикой власти, подъемом цен и… повышением пенсионного возраста.

— Молодец художник, четко потроллил местных… патриотов. Возбудились местные… патриоты, уголовное дело завели… бесконечно повышают цены, налоги, тарифы и акцизы, пенсионный возраст. А то, что людей пенсии лишили, грубо говоря, это нормально! Самое то.

Пермские чиновники приехали лично спасать пермское «счастье»

Пермские чиновники приехали лично спасать пермское «счастье»

Несмотря на возмущение, многие пермяки выступили на защиту художника

Несмотря на возмущение, многие пермяки выступили на защиту художника

— Ппц. Можно было и так оставить. Зато правда. Люди на рабочем месте гибнут в 40 лет.

— Этот вандал хоть правду написал!.. С этой пенсионной реформой смерть-то ведь точно не за горами!

— Какой же это вандал? Он что сломал, разорил, краской облил? Настоящий вандал — тот, кто завод сломал, рельсы сносит и на свободе.

— Мне кажется, лучшей помощью автору произведения отбить вменённый штраф будет покупка тематического мерча.

— Какой ужас! Такой шедевр порушил! Такое ощущение, что полиции от скуки заняться нечем! А жаль...

— Всё правильно он сделал, это правда!

— Художник вступил в диалог с городом, настоящий горожанин. Мне кажется, крайняя мера — восстановление прежней надписи за счёт автора, которому, предполагаю, многие готовы финансово помочь. Этакая плата за показ работы, я бы заплатил, скинулся на ремонт и гонорар Сэд Фейсу.

— Понять, простить и отпустить героя.

— Молодцы власти — пропиарили художника!

— Счастье столько раз ломали, что ж полиция в прошлые разы вандалов не нашла?

— А жизни «губят» напропалую, дремучая война, че.

— Как они боятся смерти...

Ранее мы писали, что произошло с надписью «Счастье не за горами». Также мы сообщали о признании Sad Face адвокату и полиции, что к надписи в сквере Авиационного техникума со словом «смерть» он не имеет никакого отношения.

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!