Экономика обзор Снижают даже в пять раз. Большой разбор: как демпинг в госконтрактах влияет на качество услуг

Снижают даже в пять раз. Большой разбор: как демпинг в госконтрактах влияет на качество услуг

Мы пообщались с экспертами в трех сферах — детского питания, охраны и пожарного мониторинга

Скоро в Прикамье массово будут устанавливать камеры видеонаблюдения в школах. Стоит ли ждать от них качественной работы, если ориентация в торгах опять пойдет на цены?

По закону государственные структуры и различные учреждения могут заключать договоры на предоставление товаров и услуг только по определенным процедурам, прописанным в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Все контракты размещаются на официальном сайте закупок, заявки подаются на электронных площадках. Это дает немало плюсов: например, участвовать может любой, кто отвечает условиям определенных торгов. Но есть и минусы: в сферах с высокой конкуренцией начинается продавливание цены, что нередко приводит к снижению качества услуг. Мы обсудили эту серьезную проблему со специалистами.

Питание в школах и детских садах


В начале апреля в пермской школе № 107 из-за плохого самочувствия на уроки не пришли 137 учеников. Что стало причиной — отравление или ротавирусная инфекция, пока неясно. Но с ИП, которая отвечала здесь за питание, сразу решили расторгнуть контракт. Почему в первую очередь заподозрили именно столовую, понятно: дети (и их родители) многих школ и детсадов Прикамья высказывают претензии к качеству питания. Одной из причин специалисты называют систему закупок, при которой организации по закону должны выбирать поставщика, дающего наиболее низкую цену.

Открываем первую страницу портала закупок — и сразу свежий пример снижения цены по сравнению с максимальной начальной: организацию питания до конца 2021 года в пермском детском саду № 417 первоначально оценили в 53,5 миллиона рублей, конечная сумма контракта с ООО «Ника» составила 51,5 миллиона. Справедливости ради отметим, что компания, предложившая наименьшую цену — 48 миллионов, победителем конкурса не стала. Но и ИП, давший цену, близкую к начальной, тоже не выиграл. Подобное снижение цен может говорить о том, что у победителя имеются поставщики, которые согласны привозить продукты по более низкой цене. Но нередко бывает, что экономия достигается за счет качества.

По данным сталкивавшихся с проблемами в отрасли детского питания родителей, даже проверки часто ничего не показывают — о них знают, поэтому привозят свежие продукты 

— В сфере детского питания занижение цен однозначно дает снижение качества, — уверена активист движения «За права детей на образование в Пермском крае» Анна Куликова. — К примеру, есть среднерыночная цена на молочные продукты. Если в договоре указана гораздо более низкая, то все понимают: хороший сыр или масло за эти деньги приобрести невозможно. У производителей свои затраты, и установить цены ниже определенного уровня они не могут. При этом выявить проблемы на местах довольно сложно. Родители очень часто никуда не жалуются, опасаясь, что детям из-за этого будет хуже. Но даже если жалоба поступает и специалисты Роспотребнадзора выезжают по заявке, то к их появлению, как правило, появляются новые продукты. Например, вчера привезли плохую партию, на нее пожаловались. Сегодня специалисты пришли с проверкой, а партия хорошая. Потому что организаторы питания знают, что была жалоба, и привозят качественные продукты. Потом шумиха стихает, и детей опять кормят некачественными продуктами.

Единого центра и связующего звена, которое объединяло бы всех организаторов питания в крае, нет. ИП работают с отдельными школами и детсадами. В результате качество обедов для детей в разных учреждениях может серьезно отличаться.

— Неоднократно заходила речь о том, что нужно возродить комбинаты питания, которые работают на множество школ или детсадов одновременно, — говорит Анна Куликова. — Пермь пока на это не идет, хотя комбинаты контролировать проще. Кроме того, они ведут закупки большими партиями. Значит с ними могли бы работать местные производители, снижать цены за опт. А сейчас каждый садик и школа закупаются отдельно.

Охранные предприятия


Проблемы из-за занижения цен во время заключения контрактов по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ возникают не только в сфере детского питания. Сегодня из-за демпинга серьезно провис рынок охранных услуг. Разница между начальной и конечной ценой контракта порой превышает 50%.

— Мы видим страшное занижение цен на охранные услуги, — прокомментировал 59.RU замдиректора охранного предприятия «Альфа» Дмитрий Оборин. — Предприятие, которое добросовестно выполняет свои обязанности, за такие деньги работать не может. Потому что кроме доходов и прибыли есть еще и затраты. Предоставлять охранные услуги по контракту за деньги, которые выставляют победители госконтрактов, можно только с сильным занижением качества. Например, есть профессиональные охранники, в обучение которых вложены деньги и которые знают, как поступать в экстремальной ситуации. Они сдают квалификационные экзамены и проходят медкомиссию, в которую включена психиатрическая и наркологическая экспертизы. Вместо такого специалиста можно посадить бабушку-вахтера. Насколько она отвечает требованиям охраны?

О том, чтобы повысить уровень безопасности в пермских школах, серьезно задумались после того, как ученики напали на класс. Но можно ли решить проблему в сегодняшней ситуации с закупками?

Минимальная допустимая цена охранных услуг в Прикамье определена, ее выработало отраслевое объединение. Агентства при расчетах оперируют именно этими цифрами.

— МРОТ и необходимые налоги дают вместе минимальную стоимость услуг охранника — от 128 до 134 рублей в час, — рассказывает 59.RU гендиректор охранного агентства «Цербер» Андрей Козеев. — А выигрывают организации, предлагающие услуги по 50 — 70 рублей в час. Как можно платить охраннику существенно ниже, чем положено по закону?

Примеров существенного снижения цены на портале закупок очень много. Как правило, они касаются больниц и учреждений образования. Но не только: например, услуги частной охраны для управления ПФР в Индустриальном районе с мая по декабрь поначалу оценили в 258 тысяч рублей, но конечная цена составила 111 тысяч — то есть в 2,5 раза ниже.

— По моей глубокой убежденности, 44-ФЗ в отрасли безопасности — это самоубийство для физических лиц и организаций, — комментирует Андрей Козеев. — Безопасность нельзя оценивать по принципу «кто дешевле».

Пожарный мониторинг


Еще одна область, в которой цены просаживаются из-за демпинга, — установка и обслуживание в организациях пожарных систем. Чем это чревато, в разговоре с 59.RU объяснил гендиректор Центра пожарного мониторинга Алексей Павлов.

— Если в расчет принимается только цена, то нередки случаи, когда все работы выполняются формально и по сути сводятся к подписанию актов, — рассказывает Павлов. — А должно быть круглосуточное обслуживание всех элементов системы, чтобы в нужный момент сигнал гарантированно поступил на пульт службы 01. Так, к примеру, в конце марта мы провели анализ объектов, подключенных на пожарный мониторинг в Карагайском районе, которые обслуживают разные компании. У трети из них нет связи между объектовым и пультовым оборудованием. Если начнется пожар, сигнал в «01» просто не пройдет. У наших коллег из «Службы мониторинга — Пермь» была ситуация в Березниках, когда установили 120 станций, но их не обслуживали, как положено по документации завода-изготовителя. Когда возникли проблемы, городская администрация заявила, что это вина монтажной организации. Но суд установил, что проблемы — из-за отсутствия постоянного квалифицированного обслуживания.

Эксперты рынка говорят: при существующей системе с ориентацией на цену сигнал пожарным может просто не уходить — оборудование не обслуживается

В прошлом году пермская Торгово-промышленная палата провела экспертизу, в результате которой определили матрицу начальных максимальных цен для различных типов объектов защиты. Согласно расчетам, средняя стоимость услуг технического обслуживания систем пожарного мониторинга составляет 3467 рублей с объекта в месяц.

— Это экономически обоснованная стоимость обслуживания объектовой станции и других элементов системы, — отметил Алексей Павлов. — При этом по некоторым тендерам мы видим серьезное падение стоимости контрактов. В числе проблемных районов — Чернушинский, Карагайский, Еловский. Как можно покупать оборудование, обслуживать его и платить людям зарплату с такой ценой? Мотив администраций, которые заключают такие контракты, понятен: они хотят сэкономить. Но это мнимая экономия — до первого пожара.

Начальная цена технического мониторинга и эксплуатационно-технического обслуживания 21 строения медицинской академии на протяжении года составляла 378 тысяч рублей. Победитель — «Корона-секьюрити сервис» — предложил вдвое меньшую сумму контракта: 183 тысячи. Техобслуживание системы пожарного мониторинга в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в течение года сначала оценивали в 232 тысячи рублей, но конечная сумма контракта составила всего 40% от предполагаемой — 95 тысяч. Самый вопиющий пример — техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации в ГКБ № 1. Начальная цена за 11 месяцев работы — 385 тысяч рублей, конечная, которую дал ИП Абашев, — чуть меньше 52 тысяч, что не дотягивает даже до пятой части.

Как борются с чрезмерно заниженной ценой


Что делать, если норм, прописанных в законе № 44-ФЗ, недостаточно для отсеивания недобросовестных поставщиков услуг? В одиночку победить систему практически невозможно, а вот у отраслевого объединения шансов гораздо больше.

— Чтобы вылечить нашу отрасль от демпинга, мы стали объединяться, — говорит Андрей Козеев. — Появился КЦ РОСС — Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур. Он всероссийский, а в Прикамье открыли региональное отделение.

Отрасль охранных услуг в этом смысле — флагман, с которого можно брать пример. Но и представители других отраслей объединяются в ассоциации. Их, в свою очередь, собирает вместе МАРК — межотраслевая организация развития конкуренции. Ошибки нет: участники выступают за развитие конкуренции, но только здоровой, идущей на пользу рынку. И против демпинга, который вредит и поставщикам, и потребителям услуг.

— Организации МАРК также входят в рабочую группу в совете по предпринимательству при губернаторе вместе с УФАС, налоговой и другими учреждениями, — рассказал 59.RU руководитель МАРК Алексей Заболотных. — Главная цель этой площадки — разработать методики развития добросовестной конкуренции. Кроме того, мы подписали меморандум о создании общественной межотраслевой рабочей группы, или ОМРГ, которая будет целенаправленно бороться с недобросовестной конкуренцией. Наша задача не карать кого-то, а создать систему, при которой невыгодно ронять цену ниже плинтуса. Чтобы потребитель рублем голосовал за высокое качество, а не за неоправданно низкие цены.

Пожалуй, главное достижение МАРК в этом направлении на сегодня — совместно с входящими в нее организациями она разрабатывает отраслевые стандарты качества. То есть свод критериев, ориентируясь на которые, даже не специалист сможет выбрать подрядчика-профессионала и избежать недобросовестных фирм.

Что входит в стандарты?


Во-первых, законодательные акты, которыми должна руководствоваться любая компания отрасли. Потребителю этот список пригодится, если качество услуг его не устроит и нужно будет обратиться в суд: сразу понятно, какие документы понадобятся.

Во-вторых, критерии допуска к рынку. У потенциального исполнителя нет определенного сертификата или лицензии? Значит не стоит и рассматривать его предложение.

В-третьих, квалификационные требования к подрядчику и ресурсам, которыми он должен обладать.

— Если ресторан указывает в меню курицу на гриле, а самого гриля в нем нет, то приготовить ожидаемое блюдо вам не смогут, — пояснил на примере Алексей Заболотных. — Так и в других сферах. Собираетесь заключить контракт с охранным предприятием — требуйте справку, что за последние пять лет у него не было нарушений закона в вопросе хранения и применения оружия.

В-четвертых, в стандартах прописано, как проконтролировать выполнение контракта: все ли работы проводятся, надлежащим ли образом.

— В сфере пожарного мониторинга разработана уже вторая, уточненная, версия отраслевого стандарта качества, — прокомментировал Алексей Павлов. — Работу проделали эксперты из шести регионов страны. Кроме того, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края утвердило типовую документацию на услуги технического мониторинга и обслуживания. Туда вошли не все пункты стандартов качества, но тот факт, что подобная документация появилась, — уже серьезный шаг вперед.

В ближайшее время отраслевые стандарты планируют разместить на сайте МАРК: его разделы пока заполняются. Но по запросу их готовы выслать: можно позвонить или отправить электронное письмо по указанным на сайте контактам или оставить сообщение в соцсетях.

В данном случае важно, что стандарты не спускаются сверху. Их разрабатывают специалисты, которые знают все нюансы и подводные камни. Правда, похвастаться таким сводом норм могут далеко не все отрасли.

— Сейчас мы продвигаем новое предложение — чтобы эксперты ОМРГ участвовали в обсуждениях по своей отрасли еще на уровне закладывания определенных сумм в бюджеты, — говорит Алексей Заболотных. — Специалисты смогут оценить, хватит ли планируемых средств для предполагаемых задач. Зачастую администрации-заказчики закладывают малые деньги, потому что ориентируются на цифры прошлого года. А если тогда кто-то обвалил цену? На этапе подготовки техзаданий для конкурсов тоже стоит пригласить специалиста для оценки. И, наконец, было бы неплохо закладывать в договор правило, которое не противоречит законам 44-ФЗ и 223-ФЗ: если какой-то участник рынка опускает цену ниже минимального порога, он должен согласиться с тем, что к нему придут проверять качество оказываемых услуг и выполнение трудовых обязательств. Если такой пункт появится, любители демпинговать убоятся давать слишком низкую цену.

Марина Кузнецова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем