Образование Учитель на краю света. Пермяки переезжают в села в тысячах километров от дома, чтобы работать с детьми

Учитель на краю света. Пермяки переезжают в села в тысячах километров от дома, чтобы работать с детьми

Мы поговорили с теми, кто решился на участие в программе «Учитель для России» и полностью изменил свою жизнь

Ульяна Гилёва переехала из Перми в село Сосновка Новосибирской области и учит детей в местной школе (ее можно увидеть на фото)

Переехать из города-миллионника в небольшой населенный пункт за тысячи километров от дома и полностью изменить свою жизнь непросто. Молодые педагоги из Пермского края — среди тех, кто решился на это. Мы узнали, что подтолкнуло их к такому решению и каково это — быть учителем в маленькой школе на краю света.

Ульяна Гилёва — историк, выпускница пермской Высшей школы экономики. Получив диплом бакалавра, она поняла, что хочет учиться дальше, и стала искать подходящую для себя магистратуру. Изучая предложения вузов, увидела рекламу программы «Учитель для России» — ее участников (ими могут стать люди с любым образованием не ниже уровня бакалавра или средним педагогическим) учат быть педагогами и направляют в школы, где недостаточно сотрудников. Как правило, они находятся в поселках, селах и деревнях, где дети есть, а вот специалистов, способных их учить, не хватает. Главная миссия «Учителя для России» — сделать так, чтобы возможность получить качественное образование, поступить в вуз и состояться в профессии была у всех ребят независимо от того, где им выпало родиться.

На месте начинающему педагогу помогают найти жилье (его аренду оплачивает программа) и влиться в образовательный процесс. На протяжении двух лет участники «Учителя для России» постоянно проходят дистанционное обучение, держат связь с кураторами, проводят открытые уроки и разбирают их «по косточкам». Когда программа подходит к концу, ее участники получают дипломы о профессиональной переподготовке и становятся полноценными педагогами.

Работать и учиться участникам приходится много. Чтобы жизнь не усложняли еще и мысли о том, как свести концы с концами, «Учитель для России» делает доплаты к зарплатам участников — 20 тысяч рублей в месяц. Это становится существенной поддержкой, ведь в большинстве регионов, где работает программа, зарплата начинающего педагога составляет от 9 до 25 тысяч рублей.

— Я прочитала условия программы, подумала: «А почему бы и нет?» И подала заявку, — вспоминает Ульяна. — Привлекло, что за два года можно получить и образование, и опыт работы. Тем более что педагогика мне всегда была близка. Учась в начальных классах, я играла в школу с игрушками, а потом занималась с младшими братом и сестрой.

Ульяна вспоминает, что в пятом классе историю ее классу начала преподавать «удивительная учительница», которая очень увлекла ее своим предметом. Глядя на этого педагога, девочка поняла, что в будущем тоже хочет учить детей.

В старшей школе Ульяна задумывалась о поступлении на специальность учителя начальных классов, но в итоге выбрала профессию историка — захотелось иметь специализацию, разбираться в одном из предметов лучше, чем в других. Но в «Учителя для России» девушка попала все-таки как учитель «началки» — к моменту подачи заявки все вакансии историков уже были заняты.

Село Сосновка, где живет Ульяна, находится на берегу Обского водохранилища

Пройдя пятинедельный интенсивный курс педагогики (его называют летним институтом), пермячка отправилась в свое новое место жительства и работы — село Сосновка Новосибирской области. Его Ульяна выбрала в первую очередь из-за директора школы, которая на собеседовании по видеосвязи показала, что заинтересована в приезде новых сотрудников и готова помочь им. Именно директор впоследствии помогла Ульяне найти дом для аренды.

Еще одним важным фактором стала относительная близость Сосновки к крупному городу — Новосибирску. По данным из интернета, расстояние между этими населенными пунктами всего 65 километров.

— Казалось, что это совсем недалеко и ездить в магазин или в театр будет несложно. Но всё оказалось не так просто, — делится девушка. — На машине до Новосибирска добираться действительно недолго — около полутора часов, а вот на общественном транспорте — целых три. Дело в том, что из Сосновки нет прямого автобуса до Новосибирска. Уехать можно только в Искитим. Там нужно пересесть на электричку.

Большую часть времени пермячка проводит в Сосновке. Это небольшое село, где живет около пятисот человек.

— Жизнь в небольшом селе — это очень интересный опыт. Здесь всё очень неспешно, размеренно, всё идет своим чередом, — говорит девушка. — А еще тут очень отзывчивые, всегда готовые помочь люди и прекрасная природа.

Из признаков цивилизации в Сосновке есть школа, клуб, библиотека, два магазина. Местные жители работают в этих учреждениях, на расположенной неподалеку птицефабрике (раньше была еще одна — прямо в селе, но сейчас от нее остались лишь руины), ездят на пятидевные вахты в соседние Искитим и Бердск или зарабатывают на продаже выловленной рыбы.

Рыбу сосновцы ловят в том числе в Обском водохранилище (его тут называют морем). Это огромный водоем, края которого с берега трудно разглядеть.

— Рыбачат здесь даже дети. Уже класса с седьмого школьники продают выловленную рыбу. Из-за этого некоторые из них не хотят учиться — говорят, что и без образования смогут заработать себе на жизнь, — делится девушка. — Но и плюсы тоже есть: такие дети более самостоятельны, чем городские.

Сейчас Ульяна ведет уроки в двух классах — во втором и в четвертом. В общей сложности у нее 11 учеников: 9 второклассников и 2 четвероклассника. Это четверть от общего количества детей в школе — в небольшом деревянном здании учатся всего 42 человека. В некоторых классах всего один ученик. Например, такая ситуация в 11-м. А 10-го в школе Сосновки в этом году и вовсе нет.

Сосновка — очень красивое место

— В Сосновке еще живо такое понятие, как класс-комплект. Так говорят, когда в одном кабинете оказываются ученики сразу нескольких классов. Урок у них идет одновременно. При таком варианте учитель должна за учебный час суметь объяснить материал и тем и другим, — объясняет Ульяна. — В таком формате я работала в начале учебного года, но в результате решила, что занятия у разных классов нужно проводить отдельно. Чувствовала, что второклассники нуждаются в большей помощи и отнимают мое внимание у четвероклассников. Теперь уроки проходят в разное время.

Подготовка к урокам часто затягивается до полуночи от того, что хочется сделать каждый урок уникальным, интересным для детей. Школа стала для Ульяны не просто работой, а образом жизни.

Но обо всех трудностях молодой педагог говорит без обиды в голосе. Она радуется новому опыту и тому, что в любой ситуации оказывается не одна — поддерживают ее и коллеги по школе, и наставники «Учителя для России». Ульяна говорит, что после разговора с куратором всегда чувствует себя вдохновленной.

— Труднее всего с бытовыми моментами, — признается героиня. — Отправляясь в Сосновку, я понимала, что это село, здесь не будет городских удобств. В детстве я бывала у бабушки в деревне и думала, что готова к этому. Но оказалось, что не до конца. Уже второй день у нас -45 градусов, топить печку приходится каждые два часа. В этом мне помогает моя коллега, тоже участница «Учителя для России» — мы вместе снимаем дом. Но всё равно на то, чтобы обеспечить тепло, уходит очень много времени. Мне его всегда очень жалко — хочется тратить его на работу с детьми, на саморазвитие.

Несмотря на это, Ульяна не жалеет, что решилась на участие в «Учителе для России» и приехала в Сосновку. Находясь там, она чувствует, что делает важное дело и получает нужные для себя знания и навыки. Скорее всего, когда двухлетний срок участия в программе подойдет к концу, Ульяна вернется в Пермский край, поближе к родным, но уходить из педагогики она не планирует.

— Тем, кто тоже задумывается об участии в программе, я бы сказала: почитайте о ее миссии, если эти слова откликаются у вас в душе, то не бойтесь, пробуйте, — говорит девушка.

Так выглядит школьный класс, где преподает Ульяна

Ульяна говорит, что, несмотря на бытовые трудности сельской жизни, она не считает маленькие удаленные села обреченными. Она верит, что, если государство позаботится о создании рабочих мест, а в школах будут учителя для детей, у таких населенных пунктов будет будущее.

Еще один наш герой — Фёдор Бажанов. Он уже завершил участие в программе «Учитель для России» и переехал из небольшого городка Ермолино в Калужской области в Подмосковье. Как и Ульяна, Фёдор — историк. Окончив ПГНИУ, он стал искать работу в школах Перми — чувствовал, что это его.

В результате Фёдор устроился в школу в Кондратово. Он хорошо отзывается о бывших коллегах, но говорит, что ему как молодому педагогу не хватало наставника. Более опытные педагоги были загружены своими делами и редко имели время, чтобы помочь новичку.

Фёдор говорит, что многие молодые учителя увольняются из школ именно потому, что остаются с проблемами один на один. Он уходить из образования не захотел и стал искать место, где можно будет не только работать, но и учиться. Так педагог наткнулся на информацию об «Учителе для России».

— Я почитал условия. Понял, что это про миссию, и подал заявку, — вспоминает Фёдор. — Когда подбирали школу, я сказал, что главное для меня — это директор, который готов взаимодействовать и помогать. Так получилось, что такой человек нашелся в Ермолинской школе. Она находится ближе всего к Москве из участвующих в программе — всего в ста километрах.

Ермолино оказалось небольшим провинциальным городком. Фёдор говорит, что он похож на «суперспальный район», где есть три главные точки притяжения людей — школа, Дом культуры и супермаркет. Но жить там Фёдор не стал вовсе не поэтому.

— Я поселился в расположенном неподалеку Обнинске. Это очень приятный город с развитой инфраструктурой, наукоград, — рассказывает мужчина. — Но дело не только в этом. У меня есть правило — я никогда не живу рядом с местом, где работаю. Это лишает личной жизни. Доходить может до смешного: ученики могут спрашивать, вкусное ли печенье ты вчера купил, хотя никого из них ты рядом с собой в магазине не видел. Все про всех всё знают.

Фёдор говорит, что программа «Учитель для России» — это про миссию

В Ермолино Фёдор преподавал у учеников пятых и шестых классов. Он вел историю, обществознание и основы духовно-нравственной культуры.

— Когда у тебя 25 уникальных уроков в неделю и на каждом из них ты рассказываешь какую-то новую историю — это кайф, — признается Фёдор. — Ты можешь показать детям, как многообразен этот мир, рассказать что-то новое, расширить их кругозор. А еще у учителя есть возможность посмотреть на результат своего труда — это очень важно.

Вместе с другими учителями Фёдор организовал проект по интеграции детей мигрантов. Чтобы заниматься с ними, учитель ездил в Белоусово — ближайший к Подмосковью город Калужской области, где из-за низких цен на недвижимость часто селятся приезжие. Фёдор и его коллеги вели уроки для ребят, играли с ними в футбол и настольные игры. Всё это учителя во многом оплачивали из личных средств.

За два года в «Учителе для России» Фёдор получил то, чего ему недоставало раньше. Сейчас он чувствует себя уверенно и успешен в работе.

— Оставшись в Перми, я не смог бы получить всё это в полном объеме, — считает педагог. — Учит детей не система образования, учат люди. Но сейчас система устроена так, что у людей нет нужных ресурсов, чтобы учить. Педагогическое образование оторвано от реальности. В вузах часто преподают люди, которые давно не работают в школе. Это плохо, потому что всё постоянно меняется. Мне 28 лет, но даже я иногда чувствую, что не успеваю за детьми. Учить учителей должны в том числе учителя — те, кто реально работает в школе. Эту часть образования я смог получить благодаря «Учителю для России».

Подробнее об «Учителе для России» можно узнать на официальном сайте программы. Школы Пермского края пока не принимают в ней участие, а значит, устроиться в них участники программы не могут. Но для них доступны школы в других регионах страны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем