Образование «Нынешние дети — поколение ипотеки, их родители пропадают на работе. Им уже не просто плакать хочется — у них уже крик»

«Нынешние дети — поколение ипотеки, их родители пропадают на работе. Им уже не просто плакать хочется — у них уже крик»

История пермячки, после сложного развода уехавшей в маленький город и ставшей там директором школы

Галина родилась в Прикамье, но потом переехала в Калужскую область и стала директором школы

У всех детей в России одни права, и каждому положено бесплатное образование. Вот только его качество может быть очень разным: кто-то учится в суперсовременной столичной школе с множеством компьютеров и интерактивного оборудования, а кто-то — в крошечной сельской, где для объяснения материала у учителя есть только собственный голос, доска и мел. Впрочем, и самих педагогов там не всегда в достатке.

Чтобы образовательное неравенство не было столь острым, создали программу «Учитель для России». Ее участники переезжают в места, где учиться есть кому, а вот преподавателей — дефицит. Ранее мы писали о пермяках, которые отправились на край света, чтобы учить детей, а сегодня расскажем о девушке, которая подала заявку в программу после тяжелого развода, уехала в незнакомый город одна с двумя детьми и вскоре стала директором большой школы.

Что такое «Учитель для России»


Программу «Учитель для России» (сокращенно — УДР) создал фонд «Новый учитель». Начиная с 2005 года УДР набирает учителей с профильным образованием и тех, кто готов получить профессию, чтобы отправить их работать в школы, где сложилась нехватка педагогов.

На протяжении двух лет участники «Учителя для России» постоянно проходят дистанционное обучение, держат связь с преподавателями Высшей школы экономики (ВШЭ), общаются с выпускниками программы, проводят открытые уроки и разбирают их «по косточкам». Когда программа подходит к концу, получают дипломы о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.

Сейчас участники УДР работают в Калужской, Новосибирской, Нижегородской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе и Приморском крае. Зарплата начинающего педагога, по данным УДР, невелика — как правило, не более 25 тысяч рублей. Чтобы участники могли нормально жить, программа доплачивает им по 20 тысяч рублей в месяц и берет на себя затраты по аренде жилья.

Галина Кутявина — одна из самых известных участниц «Учителя для России». В сентябре про нее написали «Такие дела». Тогда Галя только начинала свой первый учебный год в качестве директора большой новой школы в городе Балабаново в Калужской области.

Стать директором школы девушке предложили после окончания программы «Учитель для России». Выпускники УДР могут остаться в программе и выбрать одно из направлений для дальнейшего развития. После работы учителем истории и обществознания в Малоярославце Галина выбрала управленческий трек выпускника УДР — путь для управленцев в образовании. При поддержке фонда здесь участников тоже учат и материально поддерживают.

«Галина Кутявина, директор большого образовательного комплекса города Балабаново, лежит под окнами своего директорского кабинета на искусственном газоне школьного стадиона и пытается высчитать, как половчее закупить молока и масла на весь учебный год, где за оставшиеся две недели найти недостающие парты и как отремонтировать пол в спортзале», — писали о пермячке «Такие дела».

Мы связались с Галиной, чтобы узнать, почему она решилась принять участие в «Учителе для России» и удается ли ей справляться с многочисленными директорскими задачами — от хозяйственных до тех, что связаны с воспитанием и обучением.

От продавца до директора школы


Галина родилась в Очере. После школы поступила на истфак Пермского государственного национального исследовательского университета. В студенческие годы работала в «Евросети» и доросла до директора магазина. На работе девушка познакомилась с будущим мужем. После окончания вуза пара переехала в Чайковский, к родителям супруга.

Галина устроилась на работу в школу села Большой Букор. В ней девушка задержалась на четыре года, параллельно успев окончить магистратуру педуниверситета. А потом подала заявку в «Учитель для России». Причин было много — начиная от сложного развода, заканчивая желанием профессионально расти и получить новую порцию мотивации.

— «Учитель для России» — это огромное собрание неравнодушных людей, которые действительно переживают за детей, за будущее. Они пытаются сделать что-то лучшее и большее для детей, где бы те ни жили, — объясняет 59.RU причины своего решения Галина.

Близкие поддержали Галину. «Попробуй. Если что, вернуться всегда успеешь», — вспоминает Галя слова родителей.

Девушка подала заявку, прошла собеседования. Галину приняли в программу. Она говорит, что на первоначальном этапе можно было отметить регионы, более предпочтительные для переезда, но никакой гарантии, что участник попадет именно туда, не давали — всё зависело от наличия вакансий.

Галина решилась на переезд после сложного развода, с двумя детьми на руках

Одним из мест, где требовался историк, оказалась школа небольшого города Малоярославец в Калужской области.

— Мне казалось, что рядом с Москвой всё очень хорошо, что я смогу приобрести там новый опыт, многому научусь, смогу принять участие в работе инновационных площадок, — делится девушка.

Перед началом работы Галина приехала в Малоярославец, чтобы познакомиться с директором школы и понять, подойдут ли они друг другу. Знакомство оказалось удачным — директор даже помогла будущей сотруднице устроить детей в садик.

Галина вспоминает: сначала она воспринимала жизнь в Калужской области как долгосрочную командировку и предполагала, что вскоре покинет регион, но пандемия внесла в планы коррективы.

— Когда два года подходили к концу, пандемия была в разгаре, и я вообще не понимала, что делать. Меня гложило, что я не смогу нормально попрощаться с детьми из-за дистанта, устроить праздник, обменяться с ними какими-то подарочками, — делится девушка. — Мне было от этого жутко тяжело. Я подала грант на третий год, и мне его дали. В результате мы вышли с дистанта, я спокойно попрощалась с детьми. Мы очень хорошо расстались — я сделала всё, что от меня зависело.

По условиям фонда в течение третьего года учителя также должны были учиться. К моменту, когда два года подходили к концу, Галина уже была завучем, поэтому выбрала направление управления в образовании. Как и на предыдущем этапе, обучение здесь ведут преподаватели ВШЭ. Помимо Галины, научиться быть управленцами решили еще семь человек — они стали участниками подпрограммы «Управленческий трек» и сейчас возглавляют школы или являются заместителями руководителей.

Галине «досталась» недавно построенная школа в городе Балабаново с более чем тысячей учеников — решение назначить девушку директором принимало Министерство образования Калужской области. Прежде чем подписать документы о трудоустройстве, девушке пришлось пройти длительную процедуру согласования своей кандидатуры.

— Я до последнего не верила, что это правда. Наверное, поняла, только когда получила приказ о назначении… Хотя я до сих пор иногда не осознаю, что я директор, и думаю, что всё это происходит не со мной, — признается девушка. — Однажды меня спросили, смогла бы стать директором в Пермском крае или нет. Тогда я поняла, что вообще об этом не думала. Я ехала сюда не чтобы стать директором, а чтобы помогать детям и что-то менять к лучшему.

«Очень хочется быть людьми, и тогда детям будет легче»


Галина не скрывает: быть директором — сложная задача.

— Очень много событий. Представляете, у меня в школе 1020 детей, 70 сотрудников — это вместе почти 1100 человек, с каждым из которых нужно что-то делать, как-то взаимодействовать. А еще же родители, куча разных проблем, — перечисляет молодой директор. — Ты не успеваешь думать о том, что ты директор всего этого. Быть директором — это каждый день сталкиваться с калейдоскопом проблем, которые нужно решать, — от текущих туалетов до подготовки ребят к сдаче экзаменов. Нужно планировать, показывать результат, общаться с детьми, стараться научить их чему-то хорошему. Но на самом деле, может, и хорошо, что я об этом не думаю — некогда пугаться.

По словам девушки, Калужская область хоть и находится близко к Москве, жить там во многом сложнее, чем в Пермском крае. К примеру, зарплаты там ниже, а текучка кадров в школах больше — большинство перспективных специалистов уезжают в Москву.

— Я жила в маленьком городе, но мне не стыдно об этом говорить — я с гордостью делаю это, — рассказывает Галина. — А жители Калужской области на вопрос о том, откуда они, часто отвечают — «я живу в Москве». Один мальчик из Малоярославца сказал мне про свой город — «это не место моего жительства, а место пребывания». У людей есть ощущение чего-то временного — надо пересидеть, перетерпеть, но не жить здесь всегда, не вкладываться в это место, не любить его. Думаю, дело в том, что здесь мало коренных жителей, но много людей, переехавших поближе к Москве в поисках лучшей жизни.

Работая в школе, Галина старается скорректировать эти моменты — научить бережно и с любовью относиться к родному городу, поощрять любую позитивную инициативу и показывать, что даже в небольшом населенном пункте можно реализовать себя и претворить идеи в жизнь. Ученики балабановской школы снимаются в телевизионных проектах, готовят собственные ролики и публикации, участвуют в дополнительных образовательных программах, высаживают кедры у школы.

В школе, которой руководит Галина, стараются придумывать разные интересные проекты для детей и реализовывать те, что предложили они

Галина старается действовать мягко и быть близкой детям. Она говорит, что в образовании учатся не только дети, но и учителя.

— Я учитель обществознания и знаю, что образование — это взаимовыгодный процесс сотворчества. Невозможно обучать кого-то, не обучаясь у него, — объясняет девушка. — Иначе это не образование, а какой-то другой процесс. Если я не смогу обучаться от детей, значит, я не смогу их учить. Ребенок — это такой же человек, только маленький. Наша задача — сделать так, чтобы он стал хорошим человеком.

По словам пермячки, денег в сфере образования не хватает, но это вовсе не главная проблема.

— Если спросить у любого директора школы, чего ему не хватает, он скажет — денег, — делится героиня. — Но в образовании, как, наверное, и в других сферах, — сколько денег ни проси, всё мало будет. Нужно скорее грамотно эти ресурсы распределять. Если бы я могла сделать что угодно, я бы сделала так, чтобы у учителей было время на общение с детьми вместо адского количества часов, которые они вынуждены брать, чтобы получать достойную зарплату. Учителя — и во Владивостоке, и в Перми, и в Калуге — очень сильно загружены. На нас столько всего лежит. Профилактика правонарушений — школа, профилактика дорожного травматизма — школа, работа с опекаемыми детьми — школа, дети-инвалиды — школа. Короче, всё — школа. Мы не успеваем. А очень хочется, чтобы успевали. Успевали делать детские праздники, разговаривать с детьми, пить с ними чай, делиться чем-то, писать с ними проекты, делать исследовательские работы, кататься на коньках, ходить с ними в лес. Очень хочется быть людьми. И тогда детям будет легче.

Галина считает, что современным детям очень не хватает внимания, ведь все взрослые вокруг заняты работой, а не ими.

— Эти дети — поколение ипотеки. Их родители пропадают на работе, чтобы расплатиться за жилье. При всей внешней состоятельности — они одеты, обуты, у них телефоны в руках — ребята очень одиноки, — делится девушка. — Им уже не просто плакать хочется — у них уже крик, как у Эдварда Мунка. Мы не всегда слышим этот крик, пытаемся их засунуть на секции, чтобы они были занятыми, ставим сигнальные кнопки в школах, увеличиваем количество охранников, чтобы наконец прекратились нападения. Но проблема совсем не в этом. По моим ощущениям, проблема в том, что многие дети одиноки и несчастны, а когда человек несчастен, он, к сожалению, хочет отомстить всем вокруг.

Более подробно познакомиться с программой «Учитель для России» и подать заявку на участие можно на сайте.

Ранее мы опубликовали мнение учителей Прикамья об их зарплатах — многие назвали официальные цифры завышенными.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Чудовищно неблагодарная профессия!»: врач-терапевт откровенно рассказал об ужасах работы в поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Рекомендуем