«Разговоры о важном» — классные часы, которые проходят во всех российских школах по понедельникам. На занятиях ребятам рассказывают про любовь к Родине, традиционные ценности, известных российских ученых и государственные праздники. Мы следим за тем, о чем беседуют с ребятами на классных часах.
Мы подробно разбирали «Разговоры о важном» о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе» и «День матери». На последнем занятии ребятам рассказывали про государственные символы России — говорили, что каждый гражданин должен гордиться флагом, гербом и гимном. Следующие «Разговоры» пройдут в пермских школах 5 декабря, тема занятий — «Волонтеры России».
1–2 классы: «Если добрый ты…»
Учитель начинает классный час с объявления темы разговора: говорит, что речь пойдет о добре, а 5 декабря (в день проведения классного часа) в России отмечают День волонтера. Дети должны ответить, кто такие волонтеры, а учитель — дополнить их ответы. Педагог говорит, что «в России быть волонтером очень почетно», а волонтер — это человек, который помогает, ничего не требуя взамен. В пример учитель приводит Константина Хабенского.
— Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, и со своей командой старается делать всё, чтобы вернуть их к полноценной жизни, — говорит учитель. — Специально для «Разговоров о важном» ваши сверстники встретились с Константином Юрьевичем и задали ему все интересующие их вопросы про волонтеров. Предлагаю всем вместе послушать ответы Константина Хабенского.
В интервью Хабенский говорит о том, что волонтерство — это работа: волонтеры отдают людям свои знания и умения.
— У нас нет возможности, серьезной возможности финансово поучаствовать, поэтому мы участвуем своим временем, своими силами, — отвечает Хабенский на вопрос детей о том, что делать, если нет возможности помочь кому-то деньгами.
Польза волонтерства, по мнению артиста, не только в том, чтобы помогать другим, но и в том, чтобы искать себя.
После просмотра интервью ребята должны сказать, почему Константин Хабенский, несмотря на свою известность, много времени посвящает добрым делам, а потом посмотреть видеоролик о добре.
— С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Будьте добры… Мы часто произносим эти слова. А что такое добро? Что вы знаете о доброте и о том, кто такие добрые люди? — задает вопрос диктор.
Далее на видео появляются первоклашки, каждый говорит, как он понимает добро и словосочетание «добрый человек». Для кого-то добро — это мир, дружба, добрые дела, кто-то говорит, что добрые люди — «это те, которые всем помогают».
— В нашей стране таких людей — добрых, отзывчивых, готовых по велению сердца прийти на помощь другому — очень много! — говорят в ролике. — Как напоминание о важности воспитания в себе доброжелательности, умения делать добрые дела для других в календаре есть особый праздник: 5 декабря — это День волонтера. День прославления тех, кто по своей доброй воле готов тратить свои силы и время на помощь другим, оказывать безвозмездную помощь на благо общества.
Затем дети на видео рассказывают, как они проявляли добро: кто-то помогал маме с уборкой, кто-то собирал вместе с братиком пазлы, а кто-то накормил бездомных котят.
В основной части урока дети смотрят мультик «Гимн добра» — про девочку Фёклу, спортсмена, который попал в ДТП и долго не мог заниматься спортом, и собаку. По сюжету Фёкла в платье цвета триколора находит на улице бездомную собаку, берет ее домой, а потом в новостях видит, что известный спортсмен попал в ДТП и оказался в инвалидной коляске. Фёкла отправляет спасенную собаку спортсмену, тот играет с ней, начинает двигаться, постепенно встает на ноги и на пробежке в парке вместе с собакой встречает Фёклу. Мультик сопровождается песней «Гимн добра».
Посмотрев мультфильм, ребята начинают его обсуждать. Они должны ответить, понравился ли им мультик, какой поступок совершила Фёкла, почему она это сделала и чему учит эта история.
— Когда человек делает добрые дела, мир вокруг него становится прекрасней! — резюмирует учитель.
В заключительной части ребята хором поют песню кота Леопольда «Если добрый ты…» и «Песенку поросенка Фунтика о доброте».
3–4 классы: «Что я могу сделать для других?»
У школьников старше классный час начинается примерно так же: ребят спрашивают, что такое добро, знают ли они, кто такие волонтеры, и говорили ли с ними на «Разговорах о важном» о добрых делах. Дети должны ответить, что у них уже были занятия о Дне отца, матери, пожилого человека, говорили о заботе о родных и близких.
Дальше — интервью с Константином Хабенским (такое же, как и у 1–2 классов), обсуждение и просмотр еще одного видео. Диктор рассказывает о Дне волонтера, о том, что такое добро (дополняют рассказ дети, как и в материалах для 1–2 классов), и объясняет ребятам, что и они могут стать волонтерами.
— С 14 марта 2022 года по 23 декабря 2022 года проходит Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы», — рассказывает диктор о возможностях. — Это конкурс для тех, кто верит в себя и в своих друзей, кто сам определяет свое настоящее и будущее, кто спешит делать добро! Вы можете придумать и предложить свой проект, связанный с помощью пожилым людям, проект, направленный на заботу о природе, животных, и многие другие проекты!
Однако после видео учитель добавляет: волонтером можно стать с 14 лет, но добрые дела можно делать уже сейчас. Затем ребята изучают сайт dobro.ru — платформу, где каждый может присоединиться к различным волонтерским проектам. Изучив сайт, дети смотрят и обсуждают мультфильм про Фёклу, спортсмена и собаку.
В конце занятия ребята рассказывают, волонтером в какой области они бы хотели стать, а затем хором поют песенку коту Леопольда «Если добрый ты…», «Песенку поросенка Фунтика о доброте» и «Дорогою добра».
5–7 классы: «Жить — значит действовать»
Учитель озвучивает тему занятия и говорит, что «государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку», а затем все смотрят интервью с Константином Хабенским — оно отличается от того, что показывают детям младше.
Здесь артист уже рассказывает о своем благотворительном фонде, о том, какие направления волонтерской деятельности есть в России, а еще говорит о помощи ветеранам войны и труда: они, по мнению Хабенского, заслуживают большего внимания, потому что «трудились, чтобы мы могли пользоваться всеми благами». Затем Хабенский дает советы волонтерам и говорит, что не против того, чтобы люди открыто заявляли о своих добрых делах.
После просмотра ребята обсуждают интервью, а затем учитель включает им другое видео. Диктор рассказывает детям о Дне волонтера, о важности помощи другим и о том, что о человеке многое говорят его поступки.
— Выбор, как поступить, всегда зависит от убеждений человека, его ценностей, мотивов, целей, — объясняет учитель. — Рядом с нами живут люди, осуществляющие безвозмездную помощь на благо общества, их называют волонтерами.
Волонтерство, по словам диктора, «дает чувство долга, ощущение того, что вы вкладываете частичку себя во что-то, что делает других людей счастливее».
После этого ребята отвечают, встречали ли они волонтеров, а затем делятся на команды и играют в квиз «Волонтеры России». Вопросы связаны с направлениями волонтерской деятельности, с акциями, например «Миллион — Родине» (про сбор макулатуры) или акцией, когда футболисты вывели на поле собак из приюта, чтобы о животных узнали и забирали домой.
В конце учитель подводит итоги квиза, обсуждает результаты, спрашивает у ребят, хотели бы они стать волонтерами, рассказывает о проекте Российского движения школьников «Добро не уходит на каникулы» и задает ключевой вопрос: что значит фраза «Жить — значит действовать!». В конце классного часа педагог предлагает детям сделать какое-нибудь дело в школе, например помочь учителям начальных классов провести мероприятие для первоклашек.
8–9 классы: «Жить — значит действовать»
Сценарий урока до просмотра видеоролика такой же, как и для детей 5–7 классов. На видео ребятам уже рассказывают о волонтерстве подробнее: говорят, что благотворительность в России появилась в 19 веке, а первой благотворительной организацией была Крестовоздвиженская община сестер милосердия — она помогала раненым.
— Советский период открыл новую страницу развития волонтерского движения в нашей стране, — продолжает диктор. — Многие «стройки века», от которых зависело развитие государства, возводились при добровольном участии многих тысяч молодых людей. Их ориентирами были чувство долга перед Родиной, ответственность за судьбу страны и ее будущее.
Дальше ребятам рассказывают, что количество волонтеров в России за последние годы выросло в пять раз: «сегодня уже 15% россиян хотя бы раз в году принимают участие в волонтерских акциях». В качестве примера диктор приводит волонтерство на Зимних олимпийских играх в Сочи или во время пандемии, которая «показала, что мы идем к обществу взаимопонимания и поддержки».
Затем ребята играют в квиз (он не отличается от квиза для 5–7 классов), обсуждают результаты, а учитель рассказывает детям про платформу «Добро. Университет» и о проекте «Добро не уходит на каникулы». В конце классного часа ребятам предлагают делать добрые дела в школе. Материалы для 10–11 классов и студентов существенно не отличаются от методичек для 8–9 классов.
Ранее мы рассказывали, что учителям Прикамья отдельно не оплачивают «Разговоры о важном», хотя в Минобре говорят, что такого быть не должно.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.