Образование Разговоры о важном подробности «Необходимо, чтобы у родителей было не менее трех детей»: о чём будут следующие «Разговоры о важном» в пермских школах?

«Необходимо, чтобы у родителей было не менее трех детей»: о чём будут следующие «Разговоры о важном» в пермских школах?

Тема занятия, которое пройдет 21 ноября, — «День матери»

21 ноября на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне матери

Уже два с половиной месяца в российских школах идут «Разговоры о важном» — классные часы, которые, как пояснили корреспонденту 59.RU в Министерстве образования Прикамья, обязательны для посещения и помогут школьникам узнать о фундаментальных вопросах «о роли семьи, человеческих качествах, знаковых вехах истории, современных процессах». Каждый понедельник проходит поднятие флага и исполнение гимна — еще одно нововведение в этом учебном году. Все материалы «Разговоров о важном» выложены на сайте в открытом доступе. Мы продолжаем следить за тем, о чём разговаривают с детьми на классных часах. Тема следующего занятия, которое пройдет 21 ноября, — «День матери».


Мы уже подробно разбирали несколько занятий «Разговоров о важном», писали, что после 30 сентября в уже готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Кроме этого, в методичках поменяли темы — вместо традиционных семейных ценностей обсуждали ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы подробно разбирали «Разговоры» о Дне народного единства и классный час на тему «Мы разные, мы вместе».

21 ноября со школьниками поговорят о Дне матери — он отмечается в России 27 ноября.

«Разговоры о важном» начинаются со вступительного слова Марии Алексеевны Львовой-Беловой — уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Ребятам показывают почти шестиминутное выступление женщины (видео добавили в методические материалы в субботу, 19 ноября, хотя сценарий урока в окончательном виде был известен еще в среду, 16 ноября).

— Дорогие друзья, приятно, когда темой школьного урока становятся наши родные и близкие, — начинает Львова-Белова. — Сегодня поговорим о мамах. Здорово, что в нашей стране есть такой праздник — День матери. Он показывает, как важен для всех нас материнский труд. А еще специальный день в календаре дает повод сказать мамам спасибо за их порой невидимую работу. Ведь, как и каждому человеку, им нужна поддержка и признание заслуг. По-настоящему осознать всё, что сделали для него родители, человек способен только тогда, когда у него появляются свои дети. Потому что в собственном детстве родительская забота воспринимается как воздух, которым мы дышим, как что-то само собой разумеющееся. А многое вообще остается за кадром.

Уполномоченный говорит, что ребенок не всегда замечает, когда мама что-то делает для него, — моет посуду или не спит, когда у ребенка высокая температура. Мамы, по словам Львовой-Беловой, много переживают и принимают решения, связанные с детьми: «как лечить, чем кормить, где лечить».

— Вспомните тяжелые рюкзаки, с которыми вы ходите в школу, — продолжает уполномоченный. — Примерно такой живот каждая мама круглые сутки носит на себе в последние месяцы беременности. А потом — малыша, когда он хочет быть на ручках. Но бывает и так, что мама — приемная и это не она вас родила, но зато она взяла вас в семью, подарила свою любовь и заботу. Это и есть материнство. У меня у самой десять детей, из них пятеро приемные, и для них я такая же мама, как и для остальных.

А иногда бывает такое, что мамы рядом нет, но дети, говорит уполномоченный, всегда должны помнить, что именно мама подарила жизнь. Кроме этого, Львова-Белова рассуждает о том, что все мамы разные по характеру, профессии, а еще каждая мама выражает любовь и заботу по-своему. «Нет правильных и неправильных мам», а иногда вообще бывает, что «самый вкусный суп» варит папа, и это тоже нормально, потому что семья нужна для того, чтобы всё делать вместе и договариваться.

— В семьях, где много детей, нескучно: всегда есть, с кем и поговорить, и поиграть, а у родителей есть помощники — старшие ребята. А еще семьи с детьми — это опора нашего государства. Для любой страны важно, чтобы в ней происходил демографический рост, то есть рождалось больше людей, которые в будущем внесут свой вклад в ее развитие, ведь главное богатство страны — это ее граждане. Люди, которые будут продвигать вперед науку, промышленность, сельское хозяйство, учить, лечить и выполнять другую важную работу. Поэтому материнский труд — это еще и общественно-важная работа. Матери растят будущих граждан — опору нашей страны.

Затем Львова-Белова рассказывает о звании «Мать-героиня», которое учредил Владимир Путин. По словам уполномоченного, награда — «это высшее государственное звание, такое же, как и Герой России, Герой труда РФ». Звание подчеркивает важность материнского труда и значение матери в жизни общества.

— Недаром и родину, нашу родную страну, называют матерью, — говорит детям Львова-Белова. — Она защищает нас, дает язык и традиции, определяет круг наших близких, родина — это место, где все родное. А еще родину называют отечеством, и это две стороны одной медали, как мать и отец в семье. Главное, что наша страна — это место, откуда пошел наш род, наша семья, где нам спокойно и мы можем быть самим собой.

Затем уполномоченный обращается ребятам и говорит, что они будущие родители, а родительство — это радость, и принести в мир новую жизнь, воспитать ребенка — это творческая задача, которая помогает женщине состояться как личности, проявить характер и талант.

— Любите и цените своих мам, своих самых близких людей. И не забудьте поздравить их с праздником! — подытоживает Львова-Белова.

1–2-е классы: «Мама — главное слово в каждой судьбе»

Занятие, как написано в методичке, должно способствовать появлению у детей традиционных семейных ценностей, благодарности, самореализации.

Классный час начинается со стихотворения Аполлона Майкова «Кто вас, дети, больше любит». После этого учитель включает видео о Дне матери. Диктор рассказывает, что День матери празднуется 27 ноября, а отмечать праздник в России начали несколько лет назад.

— Мама — очень важный человек в нашей жизни, — говорят на видео. — Благодаря маме мы появляемся на свет. Мама — это и наш первый учитель: она рядом, когда мы учимся ходить и говорить, и наш друг, к которому мы обращаемся за помощью, советом. Мы несем ей все свои беды и радости в любом возрасте. Мама приходит к нам на помощь, поддерживает нас в трудную минуту.


Дальше диктор рассказывает, что символ праздника — незабудка, а учитель объясняет, что «цветок символизирует постоянную, преданную, нежную и бескорыстную любовь мамы к детям и любовь детей к маме», а выражать свою любовь к ней нужно не только в праздник. Затем ребята вместе с учителем читают стихотворение Елены Благининой «Мама спит, она устала…» и отвечают на вопросы о том, почему девочка не сидит тихо, пока мама спит, о чём девочка разговаривала с солнечным лучом и какие чувства она проявляет к маме. После этого ребята должны сказать, как можно поздравить маму, а учитель добавляет:

— Любовь может проявляться и в мелочах: посидеть тихо, чтобы мама отдохнула, проявить внимание, например прикрыть спящую маму одеялом, не разговаривать громко по телефону, — рассказывает учитель детям.

Детям рассказывают, что символ праздника — незабудка

В конце занятия ребята делают в подарок мамам открытки с незабудками и выполняют задания: каждый называет качество своей мамы и соединяет начало и конец пословиц и поговорок о маме. Дома дети должны будут нарисовать портрет мамы.

3–4-е классы: «Материнское сердце чаще бьется»

Классный час начинается с просмотра видеоролика. Диктор говорит об особом значении мамы в жизни ребенка, обращает внимание на то, что многие мамы не только воспитывают детей и занимаются домашним хозяйством.

— Многие мамы много работают. Наверное, на свете нет такой профессии, которой бы не смогла овладеть женщина, — говорят детям. — Современная женщина работает в разных областях науки, культуры, образования, промышленности. Вклад женщин в развитие общества огромен: сегодня женщины водят самолеты, проводят экскурсии, производят ткани, летают в космос, делают научные открытия. И при этом они замечательные мамы. Наше общество, государство гордится нашими женщинами, которые воспитывают много детей.

В основной части занятия дети рассматривают репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» и думают, что может чувствовать младенец рядом с матерью. Дальше — чтение стихотворения П. Синявского «Моя мама». Дети отвечают, какие чувства испытывает автор к маме, какие слова помогают ему выразить свои чувства, а после этого учитель спрашивает, как ребята понимают фразу «мама — лучший друг».

Школьники должны рассказать, что может чувствовать ребенок рядом с мамой

Затем дети играют: отвечают, какие ассоциации у них вызывают слова «детство», «семья», «ребенок», и соотносят названия профессий с картинками, на которых изображены женщина-пилот, космонавт, швея, ученый и экскурсовод. Дальше ребята выполняют творческое задание: делятся на команды, которые должны представить образ — «Мама XXV века».

После этого учитель напоминает школьникам, что мамы устают от домашнего хозяйства и работы, поэтому им надо помогать и говорить слова любви каждый день, а не только в праздник. В конце дети получают домашнее задание — написать стихотворение или рассказ о маме.

5–7-е классы: «Мама — главное слово в каждой судьбе»

В начале занятия учитель напоминает, что в России празднуют не только День матери: есть праздник, посвященный отцу, бабушкам и дедушкам (пожилым людям). После этого дети разгадывают филворд (находят слова, связанные с темой занятия), составляют кластер с эпитетами к словосочетанию «моя мама».

Дальше — информация про государственную поддержку матерей. Учитель спрашивает школьников, как государство поддерживаем мам, а «обучающиеся могут вспомнить, что существуют ордена и медали для многодетных мам, что многодетным семьям выплачиваются пособия».

Затем ребята смотрят видеоролик.


— Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, что мама совершает ежедневный подвиг? — задает вопрос диктор. — Конечно, нет. Ведь мы воспримем как само собой разумеющееся, что утром готов завтрак, в гардеробе висит чистая одежда, в доме порядок и уют. На самом деле всё это сделано руками наших мам!

Мамы, по словам диктора, не только занимаются домом, но и работают, а государство «поддерживает мам на самом высоком уровне»:

— В России учрежден орден «Родительская слава» и медаль ордена «Родительская слава» для многодетных родителей, а также звание «Мать-героиня» для женщин, воспитавших более десяти детей, — рассказывают ребятам.

Ребята должны узнать о государственных наградах для многодетных семей

После просмотра видео учитель предлагает детям подумать нам тем, почему в семье случаются ссоры. Детям предлагают поразмышлять, например, над тем, из-за чего между мамой и бабушкой бывают размолвки и почему в семье не всегда удается сохранить спокойную, уютную атмосферу. Дальше учитель приглашает в класс мам учеников (1–2 человека), чтобы ребята взяли у них интервью и спросили, трудно ли быть мамой.


В конце ребята отвечают на вопросы интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» и получают творческое задание.

8–9-е классы: «Мама — главное слово в каждой судьбе»

Классный час начинается с разговора о роли мамы в жизни каждого человека, о Дне матери и необходимости вспоминать о мамах не только раз в году. Затем дети соотносят начало и конец пословиц и поговорок о мамах и делятся на четыре группы для выполнения следующего задания. Первым трем группам надо поработать с карточками. На них должны быть изображены картины художников и написаны описания образа матери из литературных произведений. Дети должны воссоздать образ матери и ответить на вопросы, например, о том, как они понимают суть материнства, может ли любовь матери навредить, почему государство поддерживает мам и «как материнство, в свою очередь, может помочь в решении вопросов его безопасности». Четвертая группа должна будет представить образ матери XXV века.

Дальше — блок о госпомощи матерям.

— Большинство семей в России имеет одного или двоих детей, — говорит учитель. — Мы живем в огромной стране, богатой природными ресурсами. Однако наше главное богатство — это люди. Для того чтобы население страны не убывало, необходимо, чтобы у родителей было не менее трех детей. Такие семьи принято считать многодетными. Ребята, кто из вас из многодетной семьи? Расскажите о своей семье. Как мама заботится о каждом из вас? Как вы помогаете своей маме?


Сейчас в России около 100 тысяч семей воспитывают пять и более детей. По словам учителя, «воспитание такого количества своих и приёмных детей — это проявление не только любви к детям, но и любви к Родине».

После этого ребята смотрят видео, где рассказывается о звании «Мать-героиня» и ордене «Родительская слава». В конце дети читают стихотворение «Руки мамы» Андрея Дементьева, для которого «мама похожа на родину». Дальше учитель снимает видео для мам, где каждый ребенок говорит, за что он ее любит.

10–11-е классы и СПО: «Материнский подвиг»

Учитель начинает с того, что «материнство — величайшее предназначение и счастье каждой женщины», а «быть матерью — это и великий дар, и великий труд». Затем дети решают филворд — викторину.

Материнство, по словам учителя, — «величайшее предназначение и счастье каждой женщины»

В основную часть классного часа учитель спрашивает детей, что такое материнский подвиг, а после ребята делятся на группы, чтобы составить образ матери «совершившей, совершающей или готовой совершить свой материнский подвиг». Задание нужно будет делать, опираясь на отрывок из литературного произведения и вопросы к тексту.


После этого учитель рассказывает, что в семье может быть два и даже три ребёнка, но не все многодетные семьи благополучные, а «для тех семей, где родители действительно заботятся о гармоничном развитии детей, государство предусмотрело самую разнообразную поддержку». Затем учитель включат видеоролик, где старшеклассникам рассказывают о наградах для многодетных семей.


В заключительной части классного часа ребята соотносят фотография поэта, который писал о матери, его имя и отрывок из стихотворения. Занятие заканчивается стихотворением Рождественского «Здравствуй, мама».

Ранее мы рассказывали, что учителям школ Прикамья разослали методички о том, как отвечать детям на вопросы об их политических правак, а еще спрашивали у пермяков, что они думают о «Разговорах о важном».

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем