Образование Разговоры о важном подробности «Мы разные, мы вместе» — тема следующих «Разговоров о важном» в пермских школах. О чём будут говорить?

«Мы разные, мы вместе» — тема следующих «Разговоров о важном» в пермских школах. О чём будут говорить?

Мы подробно разобрали методичку

Ученикам 8–9 классов предлагают объяснить, как они понимают фразу Владимира Путина

С 5 сентября в школах России каждый понедельник проходят классные часы «Разговоры о важном». В этот же день школьники слушают гимн, а в школе торжественно поднимают флаг. Все материалы «Разговоров о важном» выложены на сайте в открытом доступе. Тема следующего занятия, которое пройдет 14 ноября, — «Мы разные, мы вместе».

Мы уже подробно разбирали несколько занятий «Разговоров о важном», писали, что после 30 сентября в уже готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей. 24 октября с детьми должны были говорить о традиционных семейных ценностях, но тему внезапно поменяли и обсуждали развитие атомной отрасли в России и ледоколы. Также мы подробно разбирали «Разговоры» о Дне народного единства. Кстати, во многих школах день проведения этого классного часа выпал на каникулы — мы узнали у Минобразования Прикамья, что будет с занятием.

1–4 классы: «Мы разные, мы вместе»

Материалы для всех классов начальной школы на этот раз одинаковые. В начале классного часа учитель напоминает ребятам, что «наша страна — самая большая на планете» и это делает ее уникальной. Ребятам рассказывают, что в России живут представители почти 200 народов и у каждого своя культура, обычаи и традиции. Дальше младшеклассников спрашивают, путешествовали ли они по России и что им запомнилось, и предлагают отправиться в интерактивное путешествие. Учитель показывает ребятам мультики о Калининградской и Мурманской, Сахалинской областях, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Удмуртской республике и других регионах России. Медведь, персонаж мультфильма, рассказывает об особенностях каждой области, края или города. Например, в ролике про Мурманскую область говорят о самой глубокой в мире Кольской скважине, о горах Хибинах и полезных ископаемых, о Мурманске с единственным флотом атомных ледоколов, о северном сиянии и тундре, «где деревья стелются по земле, и грибы порой выше деревьев».

— Природа разная, а страна одна, — подытоживает мишка.

Мишка рассказывает об атомных ледоколах в Мурманской области

После учитель рассказывает детям о национальных блюдах народов России — «нажимает на соответствующие иконки на карте [страны], появляется крупное изображение блюда и информация о нем». Ребята узнают о хычинах (тонких лепешках из дрожжевого теста с начинкой из сыра и картофеля) из Кабардино-Балкарии, чыкыте (сыре из печи) из Чувашии, блинах — традиционном русском блюде, и другой национальной еде.

После разговора о национальной кухне учитель переходит к теме «говорим по-разному». Он на примерах объясняет школьникам о регионализмах. Например, в регионах Сибири ягоду клубнику называют викторией, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге подъезд называют парадной, а водолазку — бадлоном.

Дома детям предлагают вместе с родителями познакомится с фильмами Русского географического общества.

5–7 классы: «Языки и культура народов в России: единство в разнообразии»


— Ребята! — обращается к детям учитель. — Название сегодняшнего занятия «Мы разные, мы вместе» сразу настраивает нас на то, что наверняка речь пойдет о понимании.

После дети смотрят видеоролик. Им говорят, что народы России «объединяют духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим отечеством, любовь к родному языку». Диктор цитирует второй пункт 68-ой статьи Конституции РФ: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Затем ребятам говорят о том, что важно знать свой родной язык.

— Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, на родных языках выпускаются газеты и журналы, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки, — говорит диктор. — Культура Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа, поэтому она поддерживается и охраняется государством. Больше узнать об особенностях каждого региона нашей страны можно, если посещать музеи и выставки, театры и концерты, ходить на экскурсии по родному краю. Картина нашей уникальной России — это картина нашей с вами жизни!

Стремление к исполнению долга перед отчеством, по словам учителя, — духовно-нравственная ценность, объединяющая народы России

После просмотра дети отвечают на вопросы по ролику. Основная часть занятия начинается со слова учителя.


— Наша страна является не только крупнейшей державой мира, — рассказывает учитель. — Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю народы, проживающие на ее территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Далее ребята выполняют задания: отвечают на вопросы «Большого этнографического диктанта» 2021 года, соотносят достопримечательность с городом и рассказывают о том, какой язык они считают родным и что больше ценят в культуре своего народа. После этого дети представляют себя «добрыми волшебниками, у которых есть возможность "подарить" человеку другой национальности что-то очень ценное из достижений <...>

родной культуры» — это может быть книга, картина, народная легенда или песня. Каждый ребенок на листочке пишет, что бы он хотел подарить человеку другой национальности.

Следующее задание для детей — отметить на карте района или города те места, которые нужно включить в маршрут путешествия по малой родине. Тут же учитель рассказывает ребятам о всероссийском проекте «Большая перемена». После этого дети получают творческое домашнее задание.


8–9 классы: «Языки и культура народов в России: единство в разнообразии»



Занятие называется так же, как и у 5–7 классов, но строится по-другому. Учитель начинает с того, что Россия — «крупнейшая держава мира», а на «ее территории проживают представители свыше 190 национальностей».

— Мы очень разные, но веками живем вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, — единая общность, россияне, — должен сказать учитель.

Затем ребята вспоминают, какие слова в русском языке обозначают речь и общение, выполняют филворд и смотрят видеоролик. Диктор говорит, что Россия сохраняет языковое многообразие, а мир постоянно встает перед выбором: «отказаться от языкового разнообразия как от "груза прошлого" или сохранить культурный багаж».

— Правительство нашей страны понимает: теряя языки, общество беднеет, поскольку каждый язык — уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так многое делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации, — говорит диктор. — Решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России.

Тут же ребятам рассказывают о Молодежной Ассамблее «МЫ — РОССИЯНЕ».

Дети должны объяснить, как они понимают высказывание Владимира Путина

Дальше ребята отвечают на вопросы «Большого этнографического диктанта» 2021 года и делятся на группы. Учитель предлагает объяснить, как дети понимают высказывание Владимира Путина «о подвиге Нурмагомеда Гаджимагомедова, который в феврале 2022 года в бою с неонацистами был ранен, попал в окружение, сражался до последнего патрона и подорвал боевиков гранатой, не пощадив собственной жизни»: «Я русский человек. И, как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи, но, когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: "Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…"».

Затем ребята записывают народы России. После этого дети должны будут в группах объяснить, что для них значат слова «родина», «труд» и «семья», вспомнить пословицы и поговорки о духовно-нравственных ценностях и сказать, как метафорически называют их город или край (например, Великий Устюг — родина Деда Мороза).

— Объединяет нас наша общая история, наша культура, русский литературный язык и уважение к родным языкам и культурам народов России, — подытоживает учитель. — Важно понимать, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.

10–11 класс и СПО: «Языки и культура народов в России: единство в разнообразии»



Начинается занятие точно так же, как и в 8–9 классах: учитель говорит о многонациональности России, а дети отвечают на вопросы «Большого этнографического диктанта» 2021 года. После этого ребята узнают о регионализмах, делятся на группы и отвечают на вопросы о Конституции РФ, пытаются сказать фразу «Мы — одна страна» на разных языках народов России и предлагают свой маршрут по своему региону или городу. Старшеклассникам тоже рассказывают о проекте «Большая перемена», а в конце занятия учитель напоминает о важности ценностей, объединяющих народы России.

Ранее мы писали, что в Екатеринбурге на «Уроках мужества» в школах рассказывали о биолабораториях на Украине. Мы узнавали у Министерства образования Пермского края, проводили ли в Перми такие занятия.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем