Недавно в Cети появилось видео, на котором учитель сылвенской школы Светлана Федурина отчитывала школьника за опоздание на концерт в честь 23 февраля. Учитель называла мальчика «ублюдком» и предателем.
— А почему ты опоздал? Ты не выполняешь единых требований, давай с этого начнем, — отчитывала Светлана Федурина ученика. — Говори мне, в какую букву ты завтра [пойдешь]. Ты больше в этом классе учиться не будешь. Ты мне не подчиняешься, и поэтому для меня ты ноль с палочкой — никто. Вот уйдешь с завтрашнего дня, и я даже здороваться не буду. Никто, ноль. Можешь перейти в другую школу. Езжай вон в Ляды, там такую школу хорошую открыли, учись там. Новый коллектив, может, там предателем не будешь. Здесь ты предатель. Всё. Что не так? Вали отсюда, куда хочешь, на все четыре стороны. С завтрашнего дня ты в класс не приходишь — ты предатель.
Затем учитель предлагает парню объясниться, но не дает вставить слово, называет ублюдком:
— Таких знаешь, сколько сейчас на Украине? Вот сюда вот, в висок (тыкает школьнику пальцем в голову. — Прим. ред.) — и куда хочешь, — не унимался преподаватель.
По словам учителя, парень вместе с одноклассниками должен встать в шеренгу, проявить себя, потому что «всегда так было», но у ребят «с детства нет патриотизма».
Видео разлетелось по интернету, и после резонанса учитель уволилась из школы (педагогу может грозить штраф), а правоохранительные органы начали проверку. Ситуацией заинтересовалась уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова. В комментариях под видео возмущенные читатели в основном заняли сторону ребенка и осудили педагога, советовали ей уволиться из школы, кто-то писал, что конфликт между преподавателем и учениками зрел давно: педагога просто «довели». А что думают по поводу этой ситуации сами учителя? Нам написала учитель из Прикамья и поделилась своими мыслями. Публикуем мнение преподавателя с внушительным стажем от первого лица. Отметим: учитель не знакома с педагогом из Сылвы — как и все, коллега прочитала об инциденте в СМИ. Далее — с ее слов.
— Работаю в сельской школе. Средний возраст педагогов у нас — 54 года, по статистике на 2022-й. То есть учительская на перемене, скажем прямо, на цветник не похожа. Вопреки расхожему мнению, нервы у нас крепкие — коллеги со слабыми нервами увольняются раньше нашего «среднего возраста». На переменах в учительской обычно тихо, но на днях прорвало: прочитали статью о случае в сылвенской школе. Мнения разделились.
После уроков я прочитала еще и читательские комментарии к этой статье — те же две точки зрения. Первая: «неправ учитель», «нервы слабые — лечись», «уволить к чертовой матери», «гнать поганой метлой». Вторая: «дети сегодня пошли!», «они сами кого хочешь…», «мальчика исключить из школы», «родителей привлечь к ответственности». Мне не по душе обе точки зрения — они обе, на мой взгляд, мимо профессиональной этики и производственной необходимости.
Я отлично знаю, какие бывают дети (почти три десятка лет у доски, не меньше тысячи выпускников), какие бывают родители, я тоже хорошо знаю. И какие бывают коллеги, к сожалению, я знаю, особенно коллеги возрастные. Ни за что не поверю, что мальчик не знал о съемке, возможно, он вел себя спокойно именно потому, что знал. Возможно, в другой ситуации, то есть без камеры, он много лишнего наговорил этой учительнице, потому что ее речь выглядит нелогично — там явно был контекст. Однако оправдывать речевые обороты и интонацию опытного учителя (она же когда-то директором была) я не могу. Не вяжется у меня эта лексика со статусом. Как бы ни довели (а ее довели), так нельзя выражаться в адрес ученика. Особенно сегодня и особенно по тому поводу, который был озвучен — опоздал на праздник, посвященный 23 Февраля.
Вот тут и подошли к главному. Школа — это маленькая такая модель общества. Дети, как правило, своего мнения еще не имеют и озвучивают мнение родителей или уважаемых ими взрослых. То есть по совокупности того, что говорят дети, можно судить об общественном мнении в населенном пункте. И дети, в отличие от взрослых, скрывать своего мнения не умеют. Профессиональная обязанность учителя, особенно классного руководителя, — это мнение знать: мы должны понимать, что в голове у наших подопечных, чтобы направлять и корректировать, чтобы предупреждать и мотивировать. Это азбука учителя. Дети примерно в равных долях: одни поддерживают сегодняшние политические события, другие проявляют к ним полное равнодушие, третьи категорически не поддерживают. Думаю, в родительской среде всё ровно так же.
В одном классе, таким образом, могут оказаться дети, на шее которых на шнурочке висит пацифик, и дети, чьи родители мобилизованы или ушли на СВО добровольцами. У меня есть мальчик, который похоронил отца-добровольца, и этот мальчик сидит за одной партой с девочкой, которая иногда резко и иронически высказывается против официального политического курса. Причем эти дети симпатизируют друг другу. Мне этот мальчик сам не простит, если я что-нибудь грозное скажу этой девочке, несмотря на его семейное горе.
Мы в нервозности последнего года как-то подзабыли, что жизнь ярче, шире и разнообразнее антитезы «за — против», что мир вовсе не черно-белый и что границы добра и зла лежат вообще вне политической сферы. Я убеждена, что патриотизм не имеет никакого отношения к празднику в честь 23 Февраля и тем более к опозданию на него, что слова «ублюдок» и «ноль без палочки» в принципе никак не вытекают из любви или нелюбви к Родине — это вообще понятия из другой когнитивной реальности. Более того, этим «выговором» учитель только подтолкнула парня к игнорированию патриотического воспитания — это было антипатриотическое воспитание во плоти. Теперь для него понятия «патриотизм» и «ублюдок» связались в крепкий узел, который не разрубит уже никакое педагогическое воздействие.
С другой стороны, я не вижу смысла в гневных криках о «поганой метле», которой якобы надо гнать учителя из школы. Господа, спуститесь с небес на землю: нас мало. Нас не просто мало, а катастрофически не хватает. Школы пустые, учителя возрастные, молодежи в школах нет. Городу благодаря системе совместительства чуть проще, а сельские школы испытывают жуткий кадровый голод. И проблема эта сегодня не решаемая, что бы там наверху ни говорили чиновники. Нужен компромисс, а не увольнение. Хотя после такого скандала коллега, конечно, в школу не вернется. Уверена, что с другими детьми и в других классах она могла бы принести много пользы и другие дети, возможно, ее любили как учителя.
Несколько дней я эмоционально нахожусь под влиянием другой истории — истории Маши Москалевой из Тулы и ее отца. Девочка еще в апреле на уроке изо нарисовала протестный плакатик (неплохо, кстати, нарисовала для 6-го класса), а учительница раздула из этого детского рисунка большой скандал. Сегодня Маша в детском доме, а папа под следствием, и ему грозит лишение родительских прав. Не хочу здесь писать о своем отношении к папе, девочку искренне жаль. А вот учительница изо вызывает мое живейшее негодование. Коллеги, да ведь это донос! Это не «своевременный сигнал», как некоторые говорят, а именно донос — один из гнуснейших поступков, известных человечеству. Это нельзя оправдать никакими политическими убеждениями и патриотическими чувствами. Вместо того чтобы после уроков, без свидетелей, поговорить с ребенком, выяснить мотивы, чувства и взгляды девочки, учительница бежит к директору стучать (у меня нет другого слова, простите), а девочка превращается в малолетнюю преступницу и лишается права на семью, которое, кстати сказать, гарантировано Конституцией РФ. Коллеги, вы правда думаете, что нас за это станут уважать потомки?
Почему-то мы, учителя 50+, считаем, что наше личное мнение является единственно верным, что официально объявленные позиции Минобра непогрешимы и неприкосновенны, что нет ничего важнее патриотизма и точности партийной линии. Милые мои, когда мы успели вернуться в «совок»? Нет, не в Союз, по которому у многих из нас вполне оправданная ностальгия (я к ним не отношусь, но понять могу), а именно в «совок», то есть в Союз в худших его проявлениях. Помню: в 1980-е годы главной мегерой для меня в школе была старшая пионервожатая, которая криком внушала нам, пионерам, что Ленин жив и СССР — лучшее в мире государство. Честно говоря, мы ей не верили — страшная она была. На дворе XXI век — век доминанты индивидуального сознания над коллективным. И мы, как бы некоторые ни хотели, ничего не можем с этим поделать — прогресс идет, с нами не советуясь. Дети не обязаны мыслить так, как мы. Дети хотят быть другими — и имеют на это право. Мальчик не хочет идти на праздник 23 Февраля — имеет на это право. Девочка хочет рисовать пацифистские плакаты — имеет на это право. Мы тоже имеем право думать иначе — но орать-то зачем, унижать зачем?
Не так давно мы в школе проводили выставку детских рисунков о любимых книгах. И знаете, дети рисуют иллюстрации вовсе не к программным произведениям школьного курса литературы. Были рисунки по мотивам Оруэлла, Брэдбери, Хаксли. Много рисуют Гарри Поттера, иллюстрируют «Властелина колец» (самый частый рисунок по Толкиену — пейзажи Мордора, как их представляют дети). А одна девочка (9-й класс) нарисовала иллюстрацию к роману «Лето в пионерском галстуке» и пристально ждала моей реакции. Неужели мне надо было устроить скандал? Вызвать родителей? Настучать директору? Я учитель, а не работник полиции нравов — мое дело воспитывать, а не наказывать. Рисунок на выставку, конечно, не попал. Между прочим, пришлось мне роман прочитать и побеседовать с девочкой о его художественных достоинствах и недостатках. Художественных, а не идеологических. Потому что на любовь к такой литературе ребенок тоже имеет право.
Подвожу итог своему рассуждению. Коллеги, как бы пафосно это ни звучало, в наших с вами руках правда находятся очень хрупкие детские души. Эти души индивидуальны и своенравны, как все живые души. Они впитывают и копируют, а самое главное — они умеют делать свои выводы, и эти выводы они не обязаны сверять с нашими убеждениями. В конце концов, мир принадлежит им, а не нам — нам много лет, мы умрем раньше, оставив им память о себе. И я хочу, чтобы меня вспоминали не так, как я вспоминаю свою пионервожатую.
Помните чудный фильм «Мэри Поппинс, до свидания!» — он еще из нашего детства. У гувернантки-воспитательницы спросили: «Вы с нами или с ними?» «Я с детьми», — ответила Мэри. Так вот я, когда я на работе, не с «вами» и не с «ними» — я с детьми.
Согласны с автором?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.