Патриотические классные часы «Разговоры о важном» ведут в российских школах уже больше полугода. Занятия проходят по понедельникам, тогда же в школах поднимают флаг и включают гимн. Мы следим за тем, о чем беседуют с детьми на этих занятиях, и каждую неделю публикуем разборы методичек в этом сюжете. В прошлый раз с ребятами побеседовали о поэте Сергее Михалкове, который «на совесть служил своим согражданам». Об отце вспомнил Никита Михалков: он выступил перед ребятами на фоне икон, призвал детей учить гимн России и прочитал стихотворение Сергея Михалкова о Великой Отечественной войне (и даже прослезился на особо эмоциональном моменте).
Следующие «Разговоры о важном» пройдут 20 марта. Тема занятия — «День воссоединения Крыма с Россией» (этот праздник в России отмечают 18 марта). Мы изучили методички — рассказываем, о чём побеседуют с ребятами.
«Всяк негодник желает сказать, что он имеет какое-то отношение к нашей земле и к нашему Крыму»
Всем ребятам сначала показывают видео (его снова добавили на сайт «Разговоров о важном» только в субботу, 18 марта). Почти семиминутный ролик называется «День воссоединения Крыма с Россией». По очереди в кадре появляются строитель Крымского моста, жители Крыма — врач, преподаватель, директор музея и т.д.
Первой выступает Татьяна Умрихина — гендиректор «Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника». Она рассказывает, что Крым — это уникальный полуостров, где собраны самые удивительные вещи: «многоцветие культур», «все климатические зоны», «многонациональность». Еще одна достопримечательность — Крымский мост.
— Но это не просто транспортный переход, соединивший два берега, это духовно соединивший переход наши жизни, наши души, наши семьи, нас соединивший с Родиной, — воодушевленно произносит Татьяна Умрихина.
Затем выступает Александр Островский — «строитель Крымских мостов» (с 2015 года он возглавлял компанию, строившую Крымский мост). Он говорит, что при строительстве понимали: «мост, как воздух, необходим всем жителям Крыма».
Далее в кадре — жительница Симферополя, многодетная мать.
— Крым — это многонациональный остров, где мы объединяем любовью все национальности, и, когда мы собираемся с многодетными семьями, у нас разные национальности и мы не разделяемся, — говорит женщина. — Для нас Крым — это всё.
Затем выступает директор «Артека» Константин Федоренко, он отмечает, что присоединение Крыма было важным событием для «Артека»: если в 2014 году «Артек» принял всего 6000 ребят, то в 2023 году планируется, что в детский центр приедут больше 42 000 детей, в том числе из новых, недавно присоединенных к России территорий.
Владимир Орехов, преподаватель в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, отмечает богатую крымскую природу и уникальную историю. Затем в кадре снова появляется строитель Крымского моста. Он говорит, что жители полуострова были рады строительству, потому что родственники были разделены проливом, а когда появился мост, они стали ездить из Кубани в Крым и наоборот.
Врач-офтальмолог Яков Гальперт тоже рад присоединению Крыма: офтальмологическое отделение, созданное в Крыму в 2019 году, уже через три года прооперировало 1125 человек, а скоро на полуострове откроют еще и консультативно-диагностическое отделение.
В кадре — снова директор «Артека». Он начинает разговор об уникальных образовательных программах в детском центре — патриотическом воспитании на протяжении всей смены. Например, ребятам рассказывают о пионерах-героях, которые проявили себя в годы Великой Отечественной войны.
Заканчивается видео выступлением гендиректора музея Татьяны Умрихиной.
— Сегодня жить в Крыму — это значит быть русским, — говорит женщина. — Русским в самом широком смысле слова. Это не зависит от национальности. И, конечно же, жить в Крыму — это быть патриотом своей Родины, потому что почему-то всяк негодник желает сказать, что он имеет какое-то отношение к нашей земле и к нашему Крыму. И поэтому каждый из нас защищает свою землю, свою отчизну, а значит свою семью, своих родных, свою Россию.
1–4-е классы: «Мы — жители России и Крыма — едины!»
Методички для 1–2-х и 3–4-х классов одинаковые. В начале классного часа ребята рассматривают фотографии времен Великой Отечественной войны: на изображениях — родственники, которые встретились после разлуки. Учитель поясняет: это собралась вместе семья — «со-единилась, воссо-единилась».
— И такое важное событие, как воссо-единение, произошло и в истории нашего государства. 18 марта 2014 года произошло воссоединение Крыма с Россией, — поясняет педагог. — Вслушайтесь в это слово — «воссо-единение»! Единство: мы — жители России и Крыма — едины! Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Затем детям включают видео. Диктор рассказывает, что полуостров Крым издавна был частью России: еще в XVIII веке императрица Екатерина Великая издала указ о вхождении Крыма в состав Российского государства. Это стало результатом побед русской армии под предводительством Александра Суворова, который вместе с Григорием Потёмкиным защищал полуостров, укрепил его оборону и заложил военные крепости, ставшие потом современными городами. По словам диктора, после присоединения Крыма к России полуостров стал активно развиваться и теперь Крым — город-герой и город морской славы.
— История Крыма хранит множество героических страниц Великой Отечественной войны: оборона Севастополя, стойкость защитников Керчи, сопротивление подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен, мужество и отвага жителей полуострова в борьбе с захватчиками, — продолжает диктор. — И в наши дни, в 2014 году, Крым справедливо вернулся в состав России, домой. Мы снова вместе!
Видео завешается строками из песни «Крымская весна» («Вальс победы»):
Вешний ветер флаги России целует,
Песни, слезы — плещется счастье волной, —
Крым навеки в гавань причалил родную —
Мы вернулись в нашу Россию домой.
Далее — разговор о современном Крыме. Дети отправляются в виртуальное путешествие по полуострову: учитель открывает карту Крыма с нанесенными на нее достопримечательностями: международным аэропортом Симферополь, автомобильной трассой «Таврида» и Крымским мостом. В методичке написано, что Крымский мост — это «символ воссоединения Крыма с Россией» (8 октября 2022 года на Крымском мосту произошел взрыв: через четыре дня ФСБ заявила, что он был организован главой военной разведки Украины Кириллом Будановым и соучастниками теракта).
После этого учитель открывает еще одну интерактивную карту Крыма — на ней изображены города, находящиеся на полуострове (Севастополь, Симферополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Евпатория), и международный детский центр «Артек». Про каждую точку на карте ребята слушают небольшой рассказ. Например, «Феодосия — популярный город-курорт и крупный морской порт на юго-восточном побережье Крыма», где родился и вырос художник-маринист Иван Айвазовский. Затем — еще одно задание. Дети должны соединить скульптуры сказочных героев из музея «Поляна сказок» в Крыму с названием сказки.
В заключительной части занятия ребята играют в игру «Крымская волна»: они должны встать, взяться за руки и по очереди назвать, что им больше всего запомнилось в Крыму.
— Тот, кто произносит слово, поднимает руки вверх, его соседи тоже в этот момент вместе с ним поднимают руки. Затем вместе опускают. У нас с вами получится морская волна — крымская волна! Мы снова вместе! — говорит учитель.
В конце детям включают видео «Крым в сердце каждого из нас»: на видео транслируются кадры, снятые в Крыму.
3–4-м классам, помимо того, о чём мы уже писали, дополнительно расскажут об «Артеке», который «считается местом рождения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых»».
5–11-е классы и студенты: «Возвращение Крыма — восстановление исторической справедливости»
Информация для 5–11-х классов и студентов практически одинаковая. Учитель оглашает тему занятия и делает историческую справку: 18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении в состав России двух новых субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города Севастополь.
— Россия и Крым — 9 лет вместе, точнее даже будет сказать — снова вместе, поскольку Крым с глубины веков связан с историей России, — говорит педагог.
Первый блок классного часа называется «Крым — исконно русская территория». Здесь учитель открывает интерактивную карту с нанесенными на нее обозначениями: «Херсонес», «Черноморский флот» и «оборона Севастополя».
Ребята узнают, что на месте Херсонеса сейчас построен город Севастополь, однако именно с Херсонеса «начинается история русского Крыма».
— В 988 году в стенах этого древнего города принял крещение князь Владимир Великий, — рассказывают ребятам. — Приняв крещение сам, Владимир установил христианство на всей Руси. Херсонес можно по праву назвать началом истории православной Руси.
О Черноморском флоте дети смотрят видео: огромную роль в создании флота сыграл Григорий Потёмкин, а в годы Русско-турецкой войны в 1787–1791 годы Черноморский флот «прославил себя многочисленными победами над превосходящими силами противника (у острова Фидониси (ныне — Змеиный), в Керченском проливе, у острова Тендра и мыса Калиакрия)». Под командованием Павла Нахимова в Крымскую войну черноморцы разгромили турецкую эскадру.
Затем — разговор об обороне Севастополя, которая «стала одним из самых ожесточенных сражений Великой Отечественной войны»: город не сдавался 250 дней.
Второй блок называется «Русская весна». По словам учителя, больше 20 лет Крым не входил в состав России, потому что «в 1954 году Крым был незаконно передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР», а в 1991 году, когда распался СССР, «Украина стала независимым государством, а Крым — украинским». Несмотря на это, между россиянами и крымчанами остались дружеские связи. Россия всегда помогала братскому народу, даже когда Украина стала независимым государством.
— Однако со временем политика украинских властей приобрела антирусский характер: активно обсуждался запрет на использование русского
языка в русскоговорящих регионах Украины, переписывались школьные учебники истории, в которых искажалась история нашей страны, на Украине стали восхвалять и даже устанавливать памятники С. Бандере — военному преступнику, по приказу которого во время Великой Отечественной войны были зверски убиты тысячи мирных жителей, — должен сказать учитель.
Ребят спрашивают, как Крым относился к такой политике украинских властей и почему крымчане приняли решение вернуться в состав России. После ответов детей — видеоролик под названием «Русская весна».
Ролик состоит из нарезки сюжетов Первого канала, НТВ, ТАСС ТВ и других СМИ. В кадре появляется текст — описание событий в хронологической последовательности. Приводим полностью текст титров:
ноябрь 2013 года — «На Украине усиливается политический кризис»;
январь 2014 года — «Крымчане начинают формировать отряды самообороны»;
февраль 2014 года — «В Киеве происходит государственный переворот, насильственный захват власти. Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное использование русского языка на территории Украины. Бессрочная акция протеста с требованием отделить Крым от Украины»;
11 марта 2014 года — «Подписана Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя»;
16 марта 2014 года — «Общекрымский референдум. По результатам голосования 96,77% граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией»;
17 марта 2014 года — «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством»;
18 марта 2014 года — «В Москве подписывается договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации;
21 марта 2014 года — «Подписан закон о ратификации договора, а также закон о принятии Республики Крым и Севастополя в состав РФ в качестве субъектов Федерации. Русская весна».
— Возвращение Крыма — восстановление исторической справедливости, — говорит ребятам после просмотра видео учитель. — Подавляющее большинство россиян считают, что российские власти правильно поступили, поддержав стремление жителей Крыма вернуться в состав Российской Федерации, тем самым не дав расколоть Русский мир, уничтожить русский язык и русскую культуру на исконно русской территории.
Третий блок занятия называется «Крым — 9 лет дома». Детям рассказывают про Крымский мост, трассу «Таврида», международный аэропорт Симферополь, замок «Ласточкино гнездо» и «Артек», который после присоединения Крыма к России «прошел путь глобальной модернизации». В Артеке, по словам диктора на видео, которое включают ребятам, каждый день начинается с поднятия флага и исполнения гимна России.
— Через малое, уважительное отношение к символам нашей страны к нам приходит великая любовь к Родине, — говорит диктор.
Затем ребят спрашивают, кто из них был в Артеке и какие воспоминания из Крыма они увезли с собой. В конце занятия учитель подводит итог и говорит, что «крымчане уверены в завтрашнем дне, они — часть Великой державы».
— «Русская весна», начавшаяся девять лет назад, вспоминается и празднуется каждый год. Этим праздником мы провозглашаем мир и единство России. Крым, наш русский, российский Крым навсегда с нами. В сердце каждого из нас, — заканчивает классный час педагог.
Ученикам 8–9-х классов добавляют, что после присоединения Крыма к России полуостров и Севастополь начали активно развиваться: там построили дороги, мосты, аэропорты, жилые дома, школы, детские сады и больницы, решили вопросы с водо- и электроснабжением, уже восстанавливают санаторно-курортные зоны — в общем, «реализуются проекты, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией».
Старшеклассникам и студентам, помимо того, о чём мы написали выше, учитель рассказывает, что многие крымчане и жители Севастополя «после распада СССР неожиданно проснулись «в чужой стране»» и даже сравнивали борьбу за возвращение в Россию с «третьей обороной Севастополя».
В конце занятия ребята смотрят видео «Крым в сердце каждого из нас».
Ранее мы рассказывали, что учитель из Сылвы назвала школьника «ублюдком» за то, что тот опоздал на концерт в честь 23 Февраля. Учитель уволилась из школы, а правоохранительные органы начали проверку. Ситуацией заинтересовалась уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова. Нам стало интересно, что думают об этой истории учителя. Прочитайте колонку учительницы из Прикамья об отношении к ситуации.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.