Образование Разговоры о важном Никита Михалков вспоминает отца и призывает учить гимн: о чем будут следующие «Разговоры о важном»

Никита Михалков вспоминает отца и призывает учить гимн: о чем будут следующие «Разговоры о важном»

Школьникам расскажут о творчестве Сергея Михалкова

Сын Сергея Михалкова Никита Михалков поделится со школьниками воспоминаниями об отце

«Разговоры о важном» — классные часы по понедельникам, на которых детям рассказывают о патриотизме, государственных праздниках и известных личностях. Мы следим за тем, о чем беседуют с детьми на этих занятиях, разборы методичек мы публикуем в этом сюжете. На прошлом классном часе ребятам рассказали о Годе педагога и наставника: Сергей Кравцов вспомнил своего учителя математики, прочитал рассказ об Отечестве, а дети посмотрели отрывок из обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию.

Следующий классный час пройдет 13 марта. Тема «Разговоров о важном» — «С. В. Михалков. 110 лет со дня рождения». Обычно в начале классного часа перед ребятами выступает известная личность, например, Сергей Кравцов, Валентина Матвиенко или Сергей Лавров. В этот раз к детям никто не обращается, однако все школьники и студенты должны будут посмотреть видео, в котором сын Сергея Михалкова, Никита Сергеевич Михалков, актер, ведущий и режиссер, вспоминает об отце.

Никита Михалков: «Я узнавал себя в этих стихах»

По словам Никиты Михалкова, говорить о Сергее Михалкове «и трудно, и легко», потому что, с одной стороны, Михалков-младший понимает значение отца для детской литературы и культуры, с другой стороны, это перемешивается с родственными чувствами. В семье Михалковых, по словам актера, вообще было не принято хвалить работу родных, благоговения перед творчеством отца у Михалкова не было.

— А вот со временем, постепенно, начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления, — говорит Никита Михалков. — Я, к моему стыду, признаюсь вам честно, видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по-настоящему, совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его 85-летие или даже 90-летие, сейчас точно не вспомню. И меня попросили прочесть какие-то его стихи, и я взял сборник и начал читать. И вдруг понял: что ни стихотворение, то шедевр. Причем дело не в том, что то хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским, чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребенком. То есть это не каля-маля, а это психология ребенка. Я узнавал себя в этих стихах <...> Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов и так далее, и так далее.

Михалков говорит, что творчество, когда «человек пишет от имени ребенка и с душой ребенка», вечное. Сын писателя считает, что Сергей Михалков «не понадобится», когда дети «будут сидеть все в гаджетах и у них будет искусственный интеллект», а пока творчество писателя необходимо.

1–2-е классы: «Дядя Стёпа» и гимн России

Занятие для младшеклассников начинается с задания: ребята угадывают по строчкам, какие стихотворение Сергея Михалкова перед ними. Учитель поясняет, что в этом году празднуется юбилей Михалкова — он родился 110 лет назад. После этого школьники составляют выставку книг поэта (виртуальную или реальную).

Самое известное стихотворение Сергея Михалкова — «Дядя Стёпа»

Затем — просмотр видеоролика. От диктора дети узнают, что Сергей Михалков родился в Москве в 1913 году и уже в 9 лет написал первое стихотворение, а в 22 года — стихотворение «Дядя Стёпа».

— Писатель создал доброго и отзывчивого героя, чьи отличительные черты — высокий рост и готовность всегда помогать людям, — рассказывает диктор. — Стихотворение стало настолько популярным, что появились даже конфеты с названием «Дядя Стёпа» и памятники этому любимому литературному герою.

Стихи Михалкова полюбили не только в России, но и за рубежом, а сам писатель «чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребенком». После обсуждения видео школьники должны расставить строки из стихотворения «Дядя Стёпа» в правильной последовательности, а затем — посмотреть на памятники литературному герою в разных городах и ответить, какими представляется знаменитый милиционер. Далее педагог включает архивную запись: Сергей Михалков читает «Дядю Стёпу».

Ребятам покажут видео, в котором сам Сергей Михалков читает «Дядю Стёпу»

Ребята знакомятся с еще одним стихотворением Михалкова — «Булка» — о том, как ребята играли булкой в футбол, а пекарь, увидев это, поднял ее и поцеловал. Школьники, прочитав стихотворение, должны ответить на вопросы учителя: «какое чувство испытал прохожий, увидев, что дети играют в футбол хлебом?», «почему человек испытал такие чувства? Только ли потому, что он оказался пекарем и дети не уважали его труд?» Далее учитель предлагает послушать о воспоминаниях о Сергее Михалкове его сына Никиту Михалкова.

Следующий блок информации — про гимн России. Учитель предлагает вспомнить, как по понедельникам начинается рабочий день в школе (с сентября прошлого года каждый понедельник дети слушают перед уроками гимн России). Ребятам рассказывают, что Сергей Михалков — автор российского гимна.

— В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу, — рассказывает учитель. — По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун нового, 2001 года.

Педагог спрашивает у школьников, как надо слушать гимн России (очевидно, ответ — стоя), а затем включает отрывок гимна. В конце школьники рассказывают, какие книги Сергея Михалкова они хотели бы прочитать дома.

3–4-е классы: «Поэт на совесть служил своим согражданам»

В начале классного часа ребята угадывают стихи Сергея Михалкова и слушают «Дядю Стёпу» в исполнении самого поэта. Предполагается, что школьники уже должны знать это стихотворение: после просмотра ролика педагог спрашивает, что за произведение они услышали.

— Но не только веселые детские стихи были в творчестве писателя, — продолжает учитель. — В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Михалков был военным корреспондентом

Ребята смотрят видео: Сергей Михалков в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины». Там он печатал стихи, очерки, заметки, басни и юморески о жизни солдат.

— Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте, — говорит диктор. — Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награжден боевыми орденами и медалями.

По сценариям писателя сняли фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР.

Учитель напоминает детям: Михалков писал о войне, героях фронта, обращался в своих стихах к солдатам и офицерам, труженикам тыла, родным бойцов. Ребята должны прочитать отрывки из стихотворения, написанного к годы войны, «Быль для детей» и подумать, для кого написано произведение, о чем оно рассказывает, кто защищал Родину и какие чувства возникают после прочтения.

Затем — большая часть про гимн России и просмотр видео о воспоминаниях Никиты Михалкова об отце.

5–7-е классы: важно, «чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны»

Ребята постарше сами должны угадать, о ком пойдет речь на классном часе: на экране появляются изображения Дяди Стёпы, удостоверения военного корреспондента и печатного издания гимна России, которые «символизируют разные грани личности и творчества Сергея Михалкова».

По изображениям ребята должны угадать, о ком пойдет речь на занятии

Затем учитель включает видео о писателе и предлагает обсудить просмотренное. Сам Михалков «прекрасно знал читал свои стихи», а голос поэта легко узнать. Педагог предлагает послушать самого Сергея Михалкова и продолжить за ним строки, а после этого включает ролик — воспоминания Никиты Михалкова об отце.

Так же, как и другие классы, ребята узнают о другой грани жизни Сергея Михалкова — его работе военным корреспондентом. Учитель предлагает послушать отрывок из стихотворения «Карта» в исполнении актера Сергея Никоненко: о карте, которою боец во время Великой Отечественной войны снял со стены в школе и унес собой, чтобы вместе с друзьями в перерывах между боями разворачивать ее и вспоминать Родину. Школьники должны ответить, какой смысл заложен Михалковым в карту, почему солдат взял ее с собой на фронт, какое значение карта имела для бойцов, сражавшихся с врагом и т.д.

Сергей Никоненко прочтет стихотворение «Карта»

— Сергей Владимирович, любящий всем сердцем детей, также безгранично любил свою Родину, был предан своей стране и своему народу, — подытоживает учитель.

Следующий блок — про гимн России. Школьникам включат ролик. Диктор рассказывает, что Сергей Михалков — автор гимна в трех редакциях: менялась страна, менялись и слова гимна.

— Государственный гимн — символ государства, для народа страны его слова говорят о многом — об истории, о великих победах. Гимн СССР был принят в годы Великой Отечественной войны, поэтому он всегда напоминал людям о самой Великой Победе, — дополняет слова диктора учитель. — Поэтому и через 50 с лишним лет было так же важно сохранить нашу историю. И важно, чтобы слова нового гимна были созвучны с предыдущим, чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны.

Дети по просьбе учителя должны рассказать, какие строки современного гимна вызывают у них наибольший эмоциональный отклик, какие чувства они испытывают, слушая гимн. В методичке написано: «Среди ответов учитель отмечает те, где речь идет о чувстве гордости за огромную и прекрасную страну, чувстве единения разных, незнакомых друг с другом людей, о возможности самореализации каждого человека в большой многонациональной стране».

В кадре из фильма «Отец» — Сергей Михалков

В заключение ребятам включают отрывок из фильма «Отец» — интервью с Сергеем Михалковым, которого интервьюирует Никита Михалков. Самое главное для Сергея Михалкова, по его словам, — это творчество.

8–9-е классы: чтобы написать гимн России, «нужно очень любить свой народ, свою Родину»

Начало занятия такое же, как у 5–7-х классов, а вот в основной части классного часа ребята должны вспомнить, какие стихи Сергея Михалкова они знают. Учитель коротко рассказывает биографию писателя и переходит к вопросам об особенностях детской литературы. После обсуждения школьники смотрят ролик, в котором Серей Михалков читает стихи, и видео с его сыном Никитой Михалковым.

На детской литературе талант Сергея Михалкова не исчерпывается, говорит учитель, знаменитый писатель работал военным корреспондентом: «чтобы показать доблесть и славу наших воинов, зачастую плечом к плечу с бойцами нашей армии шли военные корреспонденты, они проводили недели в окопах, писали заметки в «Боевые листки» или статьи в газеты, работали в землянках при свете керосиновой лампы, а когда приходилось, участвовали в сражениях».

Далее ребятам рассказывают о гимне России, слова к которому писал Сергей Михалков (информация та же, что и у 5–7-х классов) и включают отрывок из фильма «Отец». В самом конце учитель говорит, что в России есть Золотая медаль Сергея Михалкова, «которая присуждается за служение Отечеству, отечественной культуре, за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения». Эту медаль получили Сергей Лавров и митрополит Тихон (Шевкунов), которые уже выступали перед детьми на «Разговорах о важном»,

— Нужно очень любить свой народ, свою Родину, чтобы суметь пронести свой талант через всю жизнь, создать пронзительные стихи о войне, чтобы написать очень важные слова — текст Государственного гимна, — подытоживает педагог.

10–11-й класс и студенты: «Учите гимн!»

Старшеклассники и студенты вспоминают стихи Сергея Михалкова, смотрят ролик Никиты Михалкова об отце и соотносят его содержание с фразой Самуила Маршака о поэте: «Михалкову всегда двенадцать». После этого ребята решают небольшую викторину о писателе: например отвечают, во сколько лет Сергей Михалков написал «Дядю Стёпу» (в 22 года) и сколько лет подряд в кинотеатрах показывали сатирический киножурнал «Фитиль» (45 лет).

Кадр из киножурнала «Фитиль»

— Из вопросов нашей викторины вы, наверное, уже поняли, что Сергей Михалков был не только детским писателем. Он писал пьесы для взрослых, а снятая по его сценарию комедийная мелодрама «Три плюс два» стала одним из любимых фильмов в СССР. Талант Михалкова многогранен, — говорит учитель. — Он пишет русские тексты к операм чешских композиторов, сочиняет более 200 басен, работает сотрудником газеты «Известия», редактором журнала «Веселые картинки».

Школьникам предлагают посмотреть один из выпусков киножурнала «Фитиль» (в главной роли — Никита Михалков) и обсудить его. После этого — разговор о Михалкове-корреспонденте и прослушивание стихотворения «Мой боец». Стихотворение читает Никита Михалков (на строках «В Сталинграде был с тобою / Каждый русский человек» Михалков запинается, не может сдержать слёз и говорит: «Нет, не могу»). Ребята должны ответить на вопросы учителя: «почему Никита Сергеевич не сдержал эмоции?», «что вы почувствовали, когда Никита Сергеевич читал стихи?, «почему слова, написанные 80 лет назад, трогают душу каждого из нас сейчас?».

Никита Михалков, читая стихотворения, едва сдерживает слёзы

В конце занятия — разговор о гимне России. О создании гимна СССР и гимна России ребятам рассказывает Никита Михалков. По словам актёра и ведущего, в 2000 году, когда отец писал гимн, возникли споры по поводу строки «Хранимая Богом родная земля», потому что «атеистические настроения еще витали в воздухе». Аргументировали это тем, что Россия — страна со множеством религий, однако Сергей Михалков настоял на своем, потому что у каждого представителя религий свой бог. Фраза в гимне осталась:

— Я считаю, что это очень хорошо, что она осталась, потому что это справедливо, что именно в гимне России эти слова остались. Учите гимн! — заканчивает монолог Никита Михалков.

Ранее учитель из Сылвы назвала школьника «ублюдком» за то, что тот опоздал на концерт в честь 23 Февраля. Учитель уволилась из школы (педагогу может грозить штраф), а правоохранительные органы начали проверку. Ситуацией заинтересовалась уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова. Мы решили узнать, что думают учителя об этой истории. Прочитайте колонку учительницы из Прикамья об отношении к ситуации.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем