Образование Разговоры о важном подробности «Россия — страна первых»: на «Разговорах о важном» расскажут о первооткрывателях и прорекламируют «Движение Первых»

«Россия — страна первых»: на «Разговорах о важном» расскажут о первооткрывателях и прорекламируют «Движение Первых»

Занятие посвятят Дню первооткрывателя

Перед ребятами выступит председатель правления «Движения Первых» Григорий Гуров

На следующих «Разговорах о важном», которые пройдут 12 февраля, со школьниками и студентами, поговорят о путешественниках, исследователях и ученых. Тема занятия — «День первооткрывателя». Учитель не раз скажет о большой роли открытий для развития человечества и России. Ребятам с 1-го по 11-й класс покажут видео от российского движения детей и молодежи «Движение Первых» о достижениях его участников. Рассказываем, о чем побеседуют с детьми на классном часе.

1–2-е классы: отечественные первооткрыватели


Учитель объясняет, кого называют первыми: это те, кто начал что-то раньше других, люди, открывающие новое и способные вести за собой окружающих. Первооткрывателями называют ученых, исследователей и путешественников, сделавших что-то важное для человечества и страны.

На прошлых занятиях с ребятами уже беседовали о «первых». Сергей Королев, например, изобрел первый искусственный спутник Земли, Юрий Гагарин полетел в космос, а Дмитрий Менделеев создал Периодическую систему химических элементов. Затем детям включают видео о первооткрывателях.

Видео расскажет о великих отечественных путешественниках и изобретателях

По словам диктора, День первооткрывателя отмечается в России 29 января. История праздника началась в 1820 году, когда мореплаватели под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыли Антарктиду.

— В 1733–1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других путешественников, — сказано в видео. — Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей.

Последнее значимое географическое открытие современности совершил Борис Вилькицкий, руководивший экспедицией на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Путешественники открыли Северную Землю и остров Малый Таймыр.

Россияне были первооткрывателями во многих сферах. Например, в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль, в 1902 году фотограф-исследователь Сергей Прокудин-Горский изобрел цветную фотографию, а прообразом современных роботов-помощников стал робот-секретарь, созданный советским инженером Борисом Гришиным.

Ипполит Романов — создатель первого электромобиля

— Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача-кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии, — говорит диктор. — Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85-летний юбилей.

В мире, говорит педагог, много неизведанного, ученые продолжают совершать открытия. Ребятам включают видеоинтервью ученого-исследователя, Героя России Анатолия Михайловича Сагаличева, который изучает мировой океан (на момент написания материала ролик не был опубликован на сайте).

Чтобы стать первооткрывателем, нужны любознательность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, любовь к России, говорит учитель. А еще помочь в этом могут путешествия.

Любое открытие начинается с мечты. Давайте мы с вами отправимся в небольшое путешествие и помечтаем о том, что бы вы хотели открыть, изобрести, что бы вашей семье, школе, нашей стране было полезно, — предлагает детям педагог.

Ребята вырезают из бумаги лодочку, раскрашивают ее цветными карандашами, пишут на ней свое имя и думают о мечте, исполнение которой полезно для окружающих. Лодочки размещают на доске с нарисованным на ней волнами и солнцем. Так дети как будто отправляются в путешествие к своей мечте.

Главное, по словам учителя, — мечтать и трудиться, идти к цели, чтобы рядом были друзья и единомышленники. О своем опыте школьникам рассказывает участник «Движения Первых» 9-летний Тимофей Веселков. Детям включают видео.

Тимофей — юный корреспондент. Мальчик состоит в «Движении Первых»

Тимофей — победитель всероссийского конкурса «МедиаПритяжение» в номинации «юный корреспондент». Мальчику нравится писать репортажи и узнавать новое. Тимофея поддерживают близкие люди: три брата и родители. Семья вступила в сообщество «Родные — Любимые» от «Движения Первых».

— Я точно знаю, что поддержка близких очень важна. Она дает уверенность идти вперед. В «Движении Первых» можно найти друзей и вместе с ними развиваться в самых разных направлениях, — говорит мальчик. — Например, я нашел много друзей на финале конкурса «МедиаПритяжение» и на форуме «Родные — Любимые», который прошел совсем недавно. «Движение» — это огромная команда ребят со всей России, где есть место таланту каждого. В «Движении» ты можешь многому научиться и стать первым в том, что тебе нравится.

Затем детям показывают видео «Наука Первых». Григорий Гуров, председатель правления «Движения Первых», рассказывает, в каких направлениях «Движения» могут поучаствовать ребята.

Григорий Гуров рассказывает, чем можно заниматься в «Движении Первых»

По словам Гурова, стать первооткрывателем может каждый, а все «первые» меняли мир к лучшему не ради себя, а ради будущего людей, России и мира.

— Вы последователи великих первооткрывателей и первопроходцев. Именно вам предстоит создавать будущее, и делать это вы можете уже сегодня вместе с друзьями и единомышленниками со всей нашей огромной страны, — говорит Гуров.

В «Движении Первых» 12 направлений, поэтому каждый ребенок может найти что-то по душе. Григорий Гуров говорит, что детей ждет много интересных проектов, которые помогут развить способности и научат приносить пользу.

— Все вместе мы можем включаться в полезные дела «Движения Первых», чтобы учиться быть активными, первыми, ответственными за то, какие открытия будут сделаны в будущем, — говорит педагог. — Новые открытия — в ваших руках.

Занятие у 3–4-х классов пройдет примерно по тому же сценарию, но вместо развешивания корабликов на доску дети находят слова, спрятанные в филворде: «открытие», «путешествие», «медицина», «изобретение», «капитан», «поход», «ледокол», «космос», «робот», «хирург», «Сибирь», «Попов», «полярник», «Арктика».

5–7-е классы: игра «Настоящее или будущее?»

Школьники тоже смотрят видео о первооткрывателях, а затем определяют разницу между изобретателями, исследователями, первопроходцами и первооткрывателями. Дети соединяют понятие и его определение, а потом смотрят интервью с Анатолием Сагаличевым.

Школьники должны соединить понятие с определением

Чтобы совершить открытие, говорит педагог, нужно точно знать, что было сделано до тебя. Проверить знания детей поможет задание «Настоящее или будущее?» Ребята определяют, открыто ли названное учителем явление или это что-то совершенно новое. Например, уже сейчас человечество умеет печатать крупные объекты, даже дома с помощью технологии 3D-печати, а вот тушить пожары с помощью звуков мы пока не можем. Существуют только прототипы беспилотников, которые будут направлять громкие звуки на деревья, чтобы не допустить распространения огня.


Затем с помощью наводящих вопросом педагог должен повести ребят к мысли о том, что современные открытия — это результат командной работы, включить видео «Наука Первых» и ролик, рассказывающий об опыте участника «Движения Первых». Перед школьниками выступает Вячеслав Милованов.

Вячеслав из «Движения Первых» создал в школе команду, занимающуюся робототехникой

Молодой человек создал в своей школе команду по робототехнике, сейчас она участвует во всероссийских чемпионатах. Вячеслав организует робототехнический турнир «Технодвиж» — это мероприятия по трем направлениям: «Инженерия», «Программирование» и «Медиакоммуникации».


— Мы провели образовательный форум в Москве, который объединил 800 человек, — говорит Вячеслав. — Когда я придумывал свой проект, то понял, что робототехника — это направление, которое объединяет ребят с самыми разными навыками и интересами: и тех, кто занимается техникой, и тех, кто занимается медиа.

Молодой человек призывает ребят не отказываться от своего увлечения, если оно не найдет поддержку. Вячеслав считает, что на свою затею нужно посмотреть шире привычных рамок.

Россия — страна первых, и мы гордимся нашими великими первопроходцами, изобретателями и исследователями, — говорит педагог. — Мы учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди.

Школьники послушают стихотворение Роберта Рождественского

В конце классного часа школьникам включают ролик «Если вы есть — будьте первыми» — диктор читает стихотворение Роберта Рождественского, ребята отвечают, какие чувства вызывало у них стихотворение, а учитель желает детям всегда быть первыми и помнить, что открытия в их руках.

8–9-е классы: первооткрыватели не боятся смотреть на вещи под другим углом

Ребята разглядывают интерактивную карту мира. На море Беллинсгаузена, море Лазарева, Лаптевых, мыс Дежнёва, Челюскина и Берингов пролив нанесены специальные значки, при нажатии на которые открывается видео о географическом объекте и истории его открытия. Затем школьники смотрят ролик о первооткрывателях, слушают Анатолия Сагалевича, выполняют задание «Настоящее или будущее?», смотрят видео «Наука Первых» и знакомятся с опытом Климентия Щеголькова — участника «Движения Первых».

По словам Климентия, стать первым можно в разных областях

Климентий Щегольков вместе с командой создает технологические проекты. Команда Климентия решила взглянуть по-новому на привычное дело — мытье окон. Ребята создали и протестировали инновационную разработку по промышленному клинингу фасадов зданий. Технология оказалась в 32 раза производительнее и более чем в два раза дешевле известного метода. Этим проектом заинтересовались многие компании.

Стать первым можно в самых разных областях, ведь первооткрыватели — это те, кто не побоялся посмотреть на привычные вещи под другим углом, — говорит Климентий.

В конце занятия дети, как и школьники 5–7-х классов, слушают стихотворение Роберта Рождественского, а учитель желает им всегда быть первыми.

10–11-е классы: польза открытий для страны и человека

Старшеклассники идут примерно по тому же сценарию, что и ученики 8–9-х классов. Сначала школьники слушают стихотворение Рождественского и обсуждают его, вспоминают великих первооткрывателей, знакомятся с интервью Анатолия Сагалевича, выполняют задание «Настоящее или будущее?» Задание отличается от того, что дают 5–9-м классам: для старшеклассников подготовили другие вопросы.

В заключительной части классного часа школьники беседуют о командной работе, важной для открытий, смотрят ролик «Наука Первых» и слушают рассказ Климентия Щеголькова. Педагог еще раз подчеркивает важную роль первооткрывателей в жизни общества и говорит, что их вклад в науку трудно переоценить.

Новые технологии, встающие на службу человечества, новые научные открытия, исследование неизведанных частей планеты — всё это приносит не только пользу нашему народу, нашей стране, но и доставляет людям науки настоящую радость исследователя и первопроходца, радость победы, радость от того, что закрыты «белые пятна» в прямом смысле — на карте Земли или в переносном — в человеческом знании. Ребята, помните, что новые открытия — в ваших руках! — говорит учитель.

Студенты техникумов и колледжей: научные открытия укрепляют позиции России в мире

В начале классного часа ребята, как и ученики 8–9-х классов, знакомятся с историей изучения географических объектов, а педагог делает акцент на том, что открытия путешественников помогли развитию естественных наук и это отразилось на общем уровне жизни.

Студентам включают отрывок из фильма «Первые» (12+). Фрагмент рассказывает о завершении экспедиции русского мореплавателя Семена Челюскина.

Челюскин открыл Восточно-Северный мыс. К 100-летию экспедиции его переименовали в мыс Челюскин

Педагог акцентирует внимание обучающихся на том, что подвиги путешественники совершали, прежде всего, ради славы и развития отечественной науки, — написано в сценарии урока. — Стоит сказать и о человеческом любопытстве, пытливости ума, которые способствуют открытию нового, созданию новых подходов, разработок.

Затем ребята отвечают, что они знают о современных путешественниках Федоре Конюхове, Артуре Чилингарове и Юрий Сенкевиче, смотрят отрывок из фильма о Конюхове, обсуждают увиденное и отвечают, кто составил первый атлас Сибири, построил первую паровую дорогу, первым начал добывать нефть в России и т.д.

Педагог подводит студентов к выводу о большой роли коллектива и научных и технических достижений в совершении открытий.

— Важно обратить внимание на то, что у современных людей не угасла любовь к приключениям, но их деятельность связана в большей степени с научными открытиями, что способствует развитию России и укреплению ее позиции в мире, — написано в методичке.

Студенты отвечают, могут ли они совершать открытия в выбранной ими профессии

— Сегодня мы с вами поговорили о тех, кто открывает новые горизонты, делает мир богаче. Важно понимать, что без этих людей не будет развития ни в нашем государстве, ни в мире, — говорит педагог. — Задача каждого из нас — ответственно выполнять свою часть работы, но при этом стремиться к великим делам.

В прошлый раз на «Разговорах о важном» ребятам рассказали о науке и открытиях Дмитрия Менделеева. Каждую неделю редакция 59.RU изучает методички занятий и публикует планы уроков в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем