Следующие «Разговоры о важном» в школах и колледжах страны пройдут 9 декабря. С ребятами побеседуют о героях России — участниках Великой Отечественной войны, летчиках и космонавтах. Школьникам и студентам расскажут про бойцов в зоне СВО, а старшеклассники узнают о «голосе русского Херсона» Кирилле Стремоусове. Мы изучили сценарии классных часов — публикуем краткие пересказы.
Интервью с участником СВО
Школьникам и студентам покажут небольшое интервью с Владиславом Головиным — участником СВО и Героем России.
— В одном из боев при освобождении Мариуполя, после ранения командира и гибели его заместителя, Владислав Головин принял на себя командование разведгруппой и передал в штаб важные сведения, — рассказывает о Головине учитель. — В другом бою, получив контузию, продолжал выносить с поля боя раненых, закрывая их своим телом, отказался от госпитализации и снова встал в строй.
По словам Владислава Головина, мы становимся героями, когда совершаем поступки, которые раньше никогда не совершали. Героем, по его мнению, может стать любой.
— Звания Героя России я удостоился в возрасте 25-ти лет. Сложно сказать, что что-то прямо сильно внутри тебя меняется или в твоем сознании, но, что важно, надо понимать, что это большая ответственность, — говорит Владислав Головин.
Для самого Головина примерами для подражания были участники Великой Отечественной войны и Чеченских кампаний, обычные люди и родители.
— В первую очередь, меня мама научила ответственности, от чего и сейчас намного сложнее даже просто формулировать свои мысли, потому что ты понимаешь, что любое сказанное слово имеет очень большую силу, — объясняет участник СВО. — Мама возлагала на меня большие надежды. Может быть, я этому не придавал раньше значения, но сейчас я думаю именно так.
1–2 классы: «Россия — страна красивая, богатая и необъятная, потому очень многие хотели бы владеть ею»
Учитель объявляет: на занятии с ребятам побеседуют о героях, которых помнят и чтут в России. Тему выбрали не просто так. 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев Отечества.
Дети рассматривают слайды с изображением картины Васнецова «Богатыри», Памятника Минину и Пожарскому в Москве и фото Юрия Гагарина. Все они, по словам педагога, герои.
— Можно сказать, что Россия — страна героев! — восклицает учитель. — Россия всегда гордилась своими героями разных исторических эпох и поколений.
Детям включают видео «Ими гордится Россия».
— Россия — страна красивая, богатая и необъятная, поэтому очень многие хотели бы владеть ею, — констатирует диктор. — Но всегда находились герои, которые защищали нашу Родину и славились своей силой, решительностью и смелостью. Многие преодолевали колоссальные расстояния и преграды, чтобы прославить нашу великую державу.
Например, Минин и Пожарский освободили Москву от польских захватчиков, Суворов не проиграл ни одного сражения, Николай Пирогов первым применил наркоз, Павел Нахимов организовал оборону Севастополя, а Георгий Жуков командовал битвами в Великую Отечественную войну. Но есть и современные герои. Например, летчик Дамир Юсупов, посадивший самолет с отказавшими двигателями на кукурузное поле.
— Россия — великая страна, в которой будут всегда рождаться герои! — этими словами заканчивается видео.
Учитель объясняет школьникам: герои совершают великие дела не ради славы или богатства, а для общего блага. Затем ребятам включат видео о детях-героях.
В конце классного часа педагог рассказывает о людях, получивших звание Герой Труда Российской Федерации.
3–4 классы: фильм о школьнике-герое
Ученики 3–4 классов тоже рассматривают слайды с изображениями героев России: Александром Невским, Мининым и Пожарским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, Зоей Космодемьянской и Валентиной Терешковой и смотрят видео «Ими гордится Россия».
После просмотра детям включают ролик от «Движения Первых» — о школьнике Сереже, который спас из загоревшейся квартиры своего младшего брата. Обсуждая фильм, ребята должны прийти к выводу: Сережа совершил героический поступок. Занятие заканчивается разговором о Героях Труда.
5–11 классы: о директоре, уехавшем на Донбасс, и «голосе русского Херсона»
В начале классного часа дети смотрят видео об истории Дня Героев Отечества и вспоминают героев войн, космонавтов и летчиков. Затем учитель показывает слайд с цитатой Владимира Путина.
Дети объясняют, как они понимают слова президента, и отвечают, почему важно помнить героев своей страны и семьи.
— Сегодня мы являемся свидетелями новой страницы в истории России — специальной военной операции. Вновь нашей стране требуется отстаивать не только свою целостность и суверенитет, но и принципы многополярного мира. И все наши ребята, находящиеся в зоне в СВО (военные, добровольцы, волонтеры), по праву могут считаться героями, — утверждает педагог.
Занятие заканчивается просмотром фильма от «Движения Первых» (того же, что показывают 3–4 классам) и разговором о Героях Труда.
Сценарий занятия для 8–9 классов немного отличается от сценария для 5–7-ых. Ребятам дополнительно показывают ролик об Александре Чуфистове — директоре московской школы № 1794, который решил «добровольно идти защищать Донбасс».
По словам диктора, даже на Донбассе он оставался директором школы: «помогал, поддерживал, мотивировал солдат». Его все любили, потому что «он был настоящим, человечным, искренним», примером для коллег и детей. Чуфистов погиб 19 февраля этого года в зоне СВО.
— Александр Чуфистов, незадолго до гибели, во время последней встречи со своими учениками сказал: «Родина — это не место! В первую очередь, это люди, которые тебя окружают, которых ты защищаешь, исходя из своих ощущений, а не интересов», — говорит детям педагог.
Затем ребята знакомятся с историями других героев — летчиков, матросов, разведчиков и пожарных.
Старшеклассникам вместо ролика об Александре Чуфистове покажут видео о Кирилле Стремоусове — погибшем заместителе врио главы Херсонской области. По словам учителя, он внес большой вклад «в обретение свободы и становление нового региона».
В ролике Стремоусова называют «голосом русского Херсона», смелым, преданным и отважным человеком, способным порой на бунтарские поступки ради борьбы с несправедливостью.
— Таких, как Кирилл, называют трагическими героями, — говорит диктор. — Ему было всего 45, когда он погиб. Но он успел сделать очень многое, для того чтобы восстановить мир и порядок на своей родной земле. Кирилл Стремоусов родился в поселке Гольмовский, детство и юность провел на Донбассе. Рассказывал, что уже тогда в западных областях видел, как начиналось насилие нацистской идеологии и как 20 лет назад впервые услышал в свой адрес: «Долой москалей».
В 2022 году, говорит диктор, во время референдумов жители четырех регионов заявили: «Долой самих укронацистов». 4 октября 2022 года Стремоусова назначили заместителем врио губернатора Херсонской области.
— Он оперативно рассказывал местным жителям обо всем, что происходит, чтобы не было фейков, непонимания и страха, — сказано о Стремоусове.
Стремоусов погиб в ДТП 9 октября 2022 года, его посмертно наградили Орденом Мужества.
Студенты техникумов и колледжей: участники СВО, как и воевавшие в Великую Отечественную, защищают Россию
По словам педагога, настоящие герои во все времена — это военные, совершавшие подвиги и часто жертвовавшие своей жизнью. Ребят спрашивают, как они понимают слова Константина Рокоссовского: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».
— Великая Отечественная война стала символом несокрушимой стойкости и великого подвига советских солдат, которые устояли перед мощью врага, защитив будущие поколения от угрозы уничтожения, — говорит педагог. — Эти герои оставили глубокий след в нашей истории, и их подвиги были зафиксированы не только в исторических хрониках, но и в сердцах каждого жителя страны.
Сегодня, по словам учителя, мы живем во время спецоперации, которая требует такой же самоотверженности и мужества. Военные, как и полвека назад, защищают свою Родину и готовы пойти на жертвы ради благополучия народа и своих близких.
— Современные герои, как и их предшественники, выполняют свой долг с честью и достоинством, проявляя героизм в сложнейших условиях, и их вклад в охрану рубежей нашей страны невозможно переоценить, — говорит педагог про участников СВО.
Однако не все герои — это солдаты. Героями, говорит педагог, можно назвать ученых, исследователей и деятелей культуры, создающих уникальный облик России. Героями могут стать и обычные люди, стойкие и смелые в кризисных ситуациях, в борьбе за справедливость.
— Помня о героях и их подвигах, мы не только отдаем дань прошлому, но и строим мост в будущее. Это позволяет глубже понять значимость вклада каждого человека в общее дело, вдохновляет на личные достижения и делает наше общество более сплоченным, неуязвимым для любых угроз, — заканчивает занятие педагог. — Таким образом, Герои Отечества остаются вечным источником мудрости и силы, мотивируя нас становиться лучшей версией самих себя и оберегать то, что для нас действительно ценно.
Редакция 59.RU регулярно изучает сценарии «Разговором о важном» и публикует краткие пересказы в отдельном сюжете на сайте.