Развлечения Андрей Люблинский, художник: «Я люблю делать ребусы, которые не всегда складываются в слово...»

Андрей Люблинский, художник: «Я люблю делать ребусы, которые не всегда складываются в слово...»

Участник группы Pprofessors Андрей Люблинский и его друзья без сна и отдыха готовят выставку, которая откроется в новом здании музея PERMM 30 июля. Название выставки похоже на ребус: «Авокадо, или Конструктор идентичности». Почему авокадо? На деле все просто. Также как с «красными человечками». Скрытых смыслов нет, но подумать немного нужно.

Несмотря на острую нехватку времени, Андрей Люблинский нашел несколько минут для общения с корреспондентом 59.ru. Говорили о паблик-арт программе, ордене Ленина, новом здании музея PERMM и самой выставке. Получился интересный разговор с интересным человеком, профессиональным дизайнером и отличным художником.

– Нужно, по вашему мнению, продолжать паблик-арт программу в Перми?

– Это вопрос скорее к горожанам и к чиновникам, которые этим занимаются.

– Музей PERMM находится в стадии формирования соцзаказа, когда люди хотят продолжения, об этом говорила Наиля Аллахвердиева...

– Удивительно... Не ожидал. Действительно есть? Как участник, я всегда готов сорваться, поехать и сделать что-нибудь интересное. Любопытно, каков процент населения, которым это нужно. Просто существует статистика, не знаю кто ее составлял. Но насколько мне было известно раньше, год назад, две трети населения относились негативно к происходящему, одна треть воспринимала все с радостью. С интересом. Какая сейчас статистика – не знаю, но суть вопроса проста. Зачем любому городу музеи? Зачастую это убыточно. За исключением больших столичных музеев, куда стоят очереди из туристов. В другие музеи очереди обычно нет. Они выживают, в основном, за счет государства. Следуя логике противников паблик-арт программы можно сказать, что деньги лучше потратить на ремонт дорог, одного, двух или трех домов, сделать детскую площадку. И это в первую очередь. Потому что по дорогам все ездят каждый день, а в музеи люди каждый день не ходят. Тоже самое касается паблик-арт программы.

Про авторов хотелось бы сказать пару слов. Те, кто участвует в паблик-арт программе, не редко выставляют работы в традиционных музеях. Паблик-арт не является чем-то запредельно авангардным. Определенного вызова в этом нет и ничего несусветного и непонятного тоже. Если брать, например, Николая Полисского или Жанну Кадырову – это признанные художники, очень профессиональные.

И еще – по поводу «варягов». Привожу всегда очень простой пример. Петр I, когда строил Петербург, ни у кого разрешения не спрашивал. Он пригласил иностранных специалистов, которые спроектировали город не в том месте, не в том климате и так далее. Но, тем не менее, это один из самых красивых городов России. Это абсолютный факт.

– На ваш взгляд, как-то можно избежать массового негатива?

– Два очень простых ответа. Во-первых – делать это не на бюджетные деньги. Во-вторых – пригласить Никаса Сафронова, стиль в котором он работает будет прекрасно принят большинством горожан. Я думаю еще про Зураба Константиновича Церетели. Например, его работа на Манежной площади идеально подходит для Москвы и всего, что в этом городе происходит, это совершенно очевидно. Церетели вообще большой художник и профессионал. Но в Перми, я думаю, что Никас Сафронов был бы принят на ура просто. Если бы он занимался паблик-артом. Это скорее всего не вызовет негатива, разве что не понравится тем, кто привык к «Яблоку» Кадыровой или моим «Красным человечкам»... Думаю, вы понимаете.

– Как лично вы пережили весь шум вокруг «Красных человечков»? При том, что как ни крути, это был интересный проект...

– Изнутри это было достаточно неприятно, сложилась нервозная ситуация. Часть людей была настроена очень негативно, другая часть – приветствовала... Со временем отношение изменилось. Теперь стало больше тех, кто пытается понять... Назовем это эволюцией...

– Можно ли считать арт-объектом орден Ленина, которым награжден город Пермь?

– На мой взгляд, это очень хороший, знаковый арт-объект. Я слежу за тем, что происходит с пермским орденом Ленина. К паблик-арту он не имеет, конечно, никакого отношения. Это качественно выполненный памятник эпохе. Мне он очень нравится, и я не считаю, что такие вещи надо убирать. Наоборот, их надо сохранять, чтобы в городах они обязательно были. Недавно я был в городе Выкса под Нижним Новгородом. Там проходил большой фестиваль искусства. В том числе стрит-арта. Расписано очень много брандмауэров. Причем не классическими картинами. В Выксе люди очень хорошо к этому относятся. Наверное, отчасти из-за того, что все делается не на бюджетные деньги. В этом городе, среди всего прочего, мне встретились старые конструкции от советской наглядной агитации. Сейчас они используются как носители рекламы. Это очень интересно. Я считаю, такие вещи надо обязательно оставлять. Следить за ними.

Вы уже были в новом здании музея PERMM?

– Нет, но я видел фотографии. Ругать бы не хотелось, но Речной вокзал был совершенно прекрасен. В Петербурге, например, нет музея современного искусства. А в Перми он есть. Те институции, которые в Петербурге называются музеями современного искусства, таковыми, на мой взгляд, не являются. В Перми, действительно настоящий музей. Можно вообще без музеев прожить. Без музыки, без консерваторий, без концертов... Но, мне кажется, что это не очень хорошо скажется на жителях города и их детях. Уровень визуальной культуры повышает культуру бытовую. Звучит может и несколько громоздко, но это факт. Надо сказать всем огромное спасибо, что музей вообще не закрыли, а дали другое здание. Дареному коню в зубы не смотрят. Что касается меня, мне предложили выставку, и я очень этим доволен.

Что увидят жители города на выставке 30 июля? Сотрудники музея обещали конструктор, который позволит зрителю изменить себя. Как это может быть?

– Я вам расскажу предысторию немного. Ситуация была такая. Два с половиной года назад в Петербурге мы с Машей Заборовской делали ретроспективу группы Pprofessors. За прошедшие два с половиной года мы наплодили еще огромное количество работ. У меня возникла мысль ретроспективу повозить по России и не только.

То есть пермяки увидят ретроспективу ваших с Марией работ?

– Не совсем так. Это выставка, на которой будут показаны разные наши проекты, но далеко не все. Куратор выставки – Александр Евангели, с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем. Он написал очень хороший текст. И вообще сильно нам помог во всем. Он отбирал на работы для выставки, отсеял ненужное. Его текст называется «Конструктор идентичности». И выставку хотели назвать также. Название правильное и по делу, но слишком уж серьезное. Саша спросил: «А как бы ты хотел назвать выставку»? Я ответил, что хотел бы назвать ее «Веселая ****я». Грубо говоря. Это две такие крайности. Но времени найти что-то среднее уже не было. Понятно, что в государственном музее выставка под названием «Веселая ****я» открыться не может. Поэтому «Веселую ****ю» мы попытались заменить на что-то другое. Сначала хотели назвать «Холодный борщ или конструктор идентичности». Но проанализировав – осознали – то, что мы делаем, скорее происходит под влиянием скорее западного искусства и дизайна. Поэтому борщ заменили на авокадо. Потому что авокадо для нас – это олицетворение какой-то иностранной неведомой *****и. Поэтому выставка получила название «Авокадо, или конструктор идентичности». В этом есть некоторое издевательство, как над художниками, которые хотят запутать зрителя, так и над теми, кто считает, что современное искусство это слишком сложная штука, которая пониманию не поддается.

У нас не то чтобы совсем простые работы, но мы не хотим делать вещи у которых существует 22 дна и 350 смыслов. По профессии мы дизайнеры. Я достаточно успешно занимаюсь разработкой логотипов и разнообразных знаков визуальных коммуникаций. Что такое логотип? Это графическое изображение, на которое ты смотришь и мессидж сразу должен считываться. Если он не ясен, это плохой логотип. Этот же принцип я пытаюсь использовать, когда действую как художник.

В Перми, да и не только в Перми произошла следующая ситуация. «Красных человечков» трактовали настолько по разному, что волосы вставали дыбом. Зрители порой находили такие смыслы, которые вообще никак не закладывались. Бывают такие авторы, в работах которых не надо искать лишний смысл. Его там просто нет. Я люблю делать ребусы, которые не всегда складываются в слово.

Прошу прощения, последние две недели я очень мало спал и с трудом формулирую...

Так много работы с выставкой?

– Есть такой персонаж в мультфильме Футурама, улитка в черных очках. Он король вечеринок. Он ненавидит эти вечеринки, а в черных очках он, потому что от недосыпа у него ужасно красные глаза. Вот с этим персонажем я себя нередко сравниваю. Сроки поставлены очень маленькие, фактически три недели. Не до сна.

Для выставки делается очень много новых объектов. Я посмотрел, оказывается в Перми почти все мои новые работы уже были показаны. Пришлось плотно потрудиться. Так что на выставке можно будет увидеть несколько проектов, которых еще никто не видел.

Напомним, новый адрес музея PERMM: Бульвар Гагарина 24. Выставка откроется 30 июля в 19:00.

Телефоны для справок:
(342) 219-91-28;
(342) 219-91-68;
8-912-494-0008.

Фото: Фото из Facebook Андрея ЛЮБЛИНСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем