8 марта понедельник
СЕЙЧАС -16°С

Усьвинские столбы, Каменный город, Ветлан: обсуждаем безопасность турмаршрутов Прикамья с экспертами

А также говорим о том, что можно с этим сделать

Поделиться

Вид с Усьвинских столбов. Зимой подъем на такую высоту может быть значительно опаснее 

Вид с Усьвинских столбов. Зимой подъем на такую высоту может быть значительно опаснее 

Поделиться

13 февраля на Усьвинских столбах оступилась и упала в расщелину туристка из Тюмени. Спасатели смогли достать ее только спустя пять часов, но по пути в больницу она скончалась. Мы поговорили со специалистами, которые уже годами занимаются внутренним туризмом, и узнали их мнение о том, какие маршруты в регионе являются опасными, а главное, что нужно сделать, чтобы путешествия по Пермскому краю были безопасными.

— Для примера можно взять такие объекты, как Каменный город, Усьвинские столбы или скала Ветлан. Ни один из этих объектов не оборудован для безопасного прохождения, — считает автор проекта «Живая история» экскурсовод Игорь Серебренников. — При этом, например, на Усьвинских столбах у подножия сделали смотровую площадку с совершенно бестолковым практическим применением. На ней невозможно ни укрыться от дождя, ни посидеть. Хотя, казалось бы, можно сделать специальное укрытие, столы, лавочки, поставить перила на самых опасных местах, отсыпать тропинки. Или уж высший пилотаж — сделать лестницы.

В такой оценке смотровой площадки с Игорем Серебренниковым сходятся и некоторые другие представители турбизнеса.

Так же, например, сделана деревянная тропинка от автомобильной дороги до Каменного города. Правда, сейчас гвозди повылезали, и по незакрепленным доскам ходить не менее опасно, чем по снегу или грязи.

— Перила могли бы сделать многие объекты более безопасными, — продолжает Серебренников. — Есть, например, скала Ермак рядом с Кунгуром — она оборудована смотровой площадкой. Но это сделано довольно формально и совсем не ограждает от обрыва.

С другой стороны, перила, как и любое благоустройство природной территории, — это палка о двух концах. Для начала перила надо качественно установить, но делать это надо будет в лесу — то есть ставить в почву, которая постоянно осыпается и размывается дождями. Потом их надо обслуживать — смотреть, чтобы не покосились, не сломались. А они покосятся. Ведь если есть перила, то на них будут опираться. А турпоток на благоустроенный маршрут увеличится. Значит, чинить перила придется всё чаще и чаще.

Многие туристы помнят трагический случай, произошедший в январе 2016 года. Тогда 58-летняя женщина упала на лестнице, установленной на скале Ветлан в Красновишерском районе, поскользнувшись буквально на последних ступеньках, когда спускалась с горы. Выяснилось, что за лестницу отвечал местный Центр допобразования. В итоге директора центра осудили на три года условно за халатность.

— Наши власти не придумали ничего лучше, чем вообще убрать лестницу. Получается, нет благоустройства — и мы не виноваты, — считает Серебренников. — А регистрация группы в МЧС никак не влияет на безопасность. Просто в таком случае МЧС представляет, кто, сколько и где находится, — считает экскурсовод. — Но даже и без этого они всё равно обязаны спасать, если что-то случится. Так что, по сути, регистрация в МЧС не так сильно сказывается на безопасности, как непосредственно оборудование смотровых площадок.

В качестве положительного примера Серебренников приводит парк «Олений ручей» в Свердловской области, который местные власти аккуратно благоустраивают.

На туристических маршрутах установлены вот такие плакаты-карты

На туристических маршрутах установлены вот такие плакаты-карты

Поделиться

Руководитель агентства «Пермтурист» Мария Ерёмина отмечает, что на многих объектах в Пермском крае стоило бы благоустроить и сделать навигацию. Например, Кунгурская пещера, по сути, достаточно опасный природный объект. Но там всё продумано: людей запускают небольшими группами с гидом, по пути установлены поручни, указатели, куда идти нужно, а где проход запрещен.

И на других природных объектах в идеале должна быть подобная навигация. Мария приводит в пример Норвегию и утес Прекестулен с огромным курумником. Здесь проработаны два вида маршрутов — сложный и туристический. Везде стоят таблички, и по туристическому маршруту спокойно ходят и пенсионеры, и родители с детьми. Потому что заблудиться невозможно, в нужных местах стоят перила, канаты, за которые можно держаться, деревянные настилы, чтобы можно было идти не по болоту, а посуху. В России такое благоустройство, к сожалению, встречается не так часто.

— В Каменном городе относительно безопасно. Конечно, если не залезать на большие камни, с которых можно посмотреть на весь объект, — рассказывает Мария Ерёмина. — Здесь должна быть ответственность и самого туриста. Необходимо оценивать свои физические возможности, обувь. Мы выдаем памятки туристам. Обязательно проговариваем, что туда нельзя ехать в резиновых сапогах, потому что будет скользко — велик риск упасть. Так что очень важно, чтобы сами компании напоминали правила безопасности. Ведь организаторы тоже несут ответственность за туристов.

Камень Ветлан — еще один популярный в крае маршрут. Но уже несколько лет туристы вынуждены подниматься на него не по лестнице, а по тропам. Впрочем, внизу есть предупреждающая табличка о том, что подъем запрещен

Камень Ветлан — еще один популярный в крае маршрут. Но уже несколько лет туристы вынуждены подниматься на него не по лестнице, а по тропам. Впрочем, внизу есть предупреждающая табличка о том, что подъем запрещен

Поделиться

Также в турфирмах напоминают, что путешественникам не стоит пренебрегать страховкой от несчастного случая. Да, к безопасности это имеет опосредованное отношение. Но в случае возникновения проблем может быть подспорьем.

— Мы оформляем страховки от несчастного случая, — продолжает Ерёмина. — Но многие ведь ходят неорганизованными группами. Нашим туристам мы, конечно, советуем делать такие страховки. К тому же они стоят копейки — меньше сотни рублей. Но фактически страхование от несчастного случая необязательно, это дополнительная услуга. Также есть страховка пассажиров при автобусных перевозках. Но надо понимать, что это распространяется только на дорогу.

Ранее мы публиковали советы пермского путешественника Андрея Королёва. Он рассказывал, что делать, чтобы зимний поход в горы был безопасным.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...