За первый месяц года на дорогах Прикамья произошло несколько серьезных аварий. Количество погибших выросло в два с половиной раза. О причинах аварий, пьяной езде и контроле за уборкой дорог 59.ru рассказал начальник краевой Госавтоинспекции Олег Чуркин.
– Олег Владимирович, в январе произошло несколько аварий с большим количеством погибших и пострадавших. С чем это связано?
– Смертельные аварии произошли на трассах Полазна–Чусовой – три ДТП и пять погибших, Кукуштан–Чайковский – три ДТП и шесть погибших, Кунгур–Соликамск – четыре ДТП и шесть погибших, Нытва–Кудымкар – одно, погибли сразу пять человек, Пермь–Березники – четыре ДТП и пять погибших, на подъезде от трассы М7-Волга – три ДТП и пять погибших. Все они произошли вне очагов аварийности.
В большинстве случаев причиной ДТП стало нарушение правил обгона – выезд на встречную полосу и столкновение двух автомобилей, нарушение скоростного режима. А почти в 70% случаев сопутствующим фактором стало неудовлетворительное состояние дороги.
– Расскажите о причинах одной из последних аварий на трассе Нытва–Кудымкар. Там погибли пять человек, в том числе двое детей.
– В ДТП на трассе Нытва–Кудымкар столкнулись ВАЗ и «Киа». На пустой дороге водитель беспричинно выехал на встречную полосу. Стрелка спидометра замерла на скорости 95 км в час. Попутных машин не было. Сопутствующей причиной стала зимняя скользкость и плохая дорога.
Дорогу должны содержать в нормативном состоянии подрядчики, но в целом за организацию работ несут ответственность хозяева дорог. Так у нас уже выписаны предписания на Управление федеральных дорог и Управление автодорог Пермского края.
Сейчас рост аварийности фиксируется на дорогах краевого и федерального значения. На трассе Полазна–Чусовой только за январь выдано 52 предписания и составлено семь протоколов за ненадлежащее содержание дорог. На Восточном обходе – 22 предписания. Кунгур–Соликамск – 33 предписания и протоколы. Такую статистику можно привести по каждой дороге. На трассе Пермь–Екатеринбург мы отмечаем снижение аварийности и в целом подрядчик ее неплохо содержит, но даже по ней выдано уже десять предписаний.
– В чем причина такой ситуации?
– Условия управления автомобилем зимой совсем другие. Взять ту же аварию на трассе Нытва–Кудымкар. По сути, водитель ехал по правилам. Но водитель не учел сезонный фактор, к тому же смеркалось. В итоге в первой машине погибают три человека, во второй – два.
– Есть правила, по которым водитель должен действовать, когда на него летит машина?
– Водитель должен принять меры к остановке транспортного средства. Без изменения направления движения. Хотя многие начинают уходить от столкновения на встречную полосу и создают еще большую угрозу. Надо прижаться к правому краю дороги до полной остановки. В кювет тоже опасно уходить – может быть отрицательный уклон, можно и перевернуться.
– Сколько из этих аварий произошло с участием пьяных водителей?
– С начала года 13 ДТП с пострадавшими совершено в состоянии алкогольного опьянения. При этом четыре человека погибли. При каждой такой аварии мы проводим служебные проверки с привлечением к ответственности должностных лиц. Инспекторы должны изымать из потока пьяных водителей.
– Уже полтора года действует уголовное наказание для водителей, которые повторно сели за руль пьяными. Мера оказалась действенной?
– Пермский край занимает 2-3 место в стране по количеству таких преступлений. В прошлом году выявлено 2980 случаев. В январе этого года уже 167 повторно пьяных водителей. Возбуждено на 11% больше дел, чем за прошлый год. Всего задержанных в состоянии опьянения уже почти две тысячи человек. Это на 7% больше, чем в прошлом году. По итогам года мы восьмые по количеству выявленных водителей в состоянии опьянения.
– Люди не понимают, что садиться за руль пьяным опасно?
– Все думали, как только введут уголовное наказание, водители прекратят пить. Но практика показывает обратное. В прошлом году 17 нетрезвых водителей везли в машине своих детей.
Мы составляем условный портрет пьяного водителя, чтобы работать уже с конкретными группами населения. Кто это, сколько лет? Потому что понимаем, чисто репрессивные методы не работают.
Например, было недавнее задержание в Березниках. Водитель уходил от уголовного наказания. На требование сотрудников полиции не остановился. Оказалось, что срок лишения прав у него закончится только в мае. Он реально создавал угрозу окружающим. Патрули вывели его за пределы города и остановили на трассе. Он протаранил служебный автомобиль. Полицейским пришлось применить оружие, стрелять по колесам.
– На сайте 59.ru появилась рубрика «Я паркуюсь как...», куда читатели могут присылать фото неправильно припаркованных автомобилей. Пермяки могут напрямую слать такие фото в ГИБДД. Пользуется ли популярностью такой сервис в Перми?
– Только за январь нам прислали 112 таких обращений. По каждому было проведено расследование. Мы просим пермяков присылать фото. При этом надо не только идентифицировать транспорт, но и человека, который был за рулем. Потому что именно инспекторам приходится доказывать, кто совершил правонарушение. Автомобиль зарегистрирован на одного человека, а управлять им могут несколько.