Перед началом учебного года министр образования России Ольга Васильева провела всероссийское родительское собрание. На нем ведущий, автор программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский зачитал письмо, которое прислали первоклассники Перми.
«Наверное, организуя родительское собрание, все будут жаловаться и обсуждать проблемы. А я, наоборот, хочу сказать слова благодарности нашему учителю Горшковой Светлане Сергеевне (1«в», школа №44 города Перми) за трудолюбие, преданность профессии, талант находить общий язык с детьми. Спасибо, что в нашей школе еще есть такие учителя, которые работают по призванию и зову сердца», – написал автор письма.
Мы съездили в школу к Светлане Горшковой и узнали, чем она так зацепила своих учеников.
Светлана Сергеевна – учитель высшей категории, классный руководитель двух начальных классов – второго и третьего. В ее кабинете все по полочкам, а иначе никак – без строгой системы с такой большой командой не справиться. Светлана Горшкова – требовательный педагог, но от этого ученики, кажется, любят ее еще больше. Малыши на переменах жмутся к ней и требуют объятий, а старшеклассники приходят за советом, рассказывают о своих успехах.
– Я, когда узнала о письме, очень удивилась. Думаю, написать его было инициативой родителей. Но я им бесконечно благодарна за такое отношение к учителю, потому что сейчас трудно найти взаимопонимание с мамами и папами… учитель стал какой-то…
– Нянькой?
– Лучше сказать – на вторых ролях. Все воспринимают образование именно как услугу. Учителей, на мой взгляд, перестали ценить. Если раньше относились к педагогу с душой, большим уважением, то сейчас связь потеряна, душевности нет.
– Как вы думаете, чем вы так покорили родителей?
– С первого дня при знакомстве с родителями я говорю им, что с моей стороны к каждому ребенку будет индивидуальный подход. У нас в классе у школьников есть портфолио, где описаны их истории развития, достижения. Составляю их сама. Это, конечно, занимает много времени, тем более когда работаешь в двух классах. Но мне самой интересно, плюс это помогает в работе. Я сразу вижу недочеты в обучении ребенка, могу проследить, чем он увлекается больше всего – точными или гуманитарными науками, творчеством или спортом.
На каждом родительском собрании мы начинаем разговор именно с того, что изменилось в ребенке за период от собрания до собрания. Я даю мамам и папам индивидуальные карты развития, они видят графики, анализ, грамоты и сертификаты за участие их ребёнка в конкурсах и викторинах различного уровня – от школьного до всероссийского. Также у каждого класса есть свой сайт, где родители получают важную информацию об изменении расписания, внеклассных мероприятиях, событиях прошедшего дня и успехах детей на уроках.
– А вы видите отдачу от детей?
– Я вижу, что ребенок развивается, у него и успехи другие. Он меняется на глазах, из двоечника вполне может стать медалистом.
– Как вы стали учителем?
– По стопам мамы. Она тоже педагог, сначала работала в школе, потом в детском саду. Я ей везде помогала и прониклась этой профессией. Именно мама научила меня индивидуальному подходу, показала, как можно с душой, трепетом относиться к детям и их родителям, – вспоминает Светлана Сергеевна.
– Какая вы на уроках?
– Списывать никогда не разрешаю, дети с первого класса это знают. На контрольных не помогаю, мне нужен чистый результат, дисциплина. Я строгая в меру, но бываю и доброй, когда нужно.
– Дети приходят к вам с личными проблемами?
– Стараюсь убедить детей в том, что будет лучше, если в первую очередь о проблемах в классе узнаю я. И они приходят, не боятся рассказывать о том, что произошло, с какими неприятностями столкнулись. Дети знают, что я никогда их ничем не обижу. Хотела бы быть для них и учителем, и другом. Бывает, что кто-то называет меня второй мамой, приходит обниматься. Это очень вдохновляет. Понимаешь, что ребенок тебя чувствует, и ты чувствуешь его.
– У вас два класса. Это, получается, в два раза больше проверок домашних заданий, в два раза больше контрольных, классных часов, уроков. Как вы успеваете?
– С трудом. Времени, конечно, на все не хватает. Я могла бы, наверное, быть еще ближе к родителям и к ученикам, больше проводить внеклассных мероприятий. Но, к сожалению, все пока складывается так, и мамы и папы учащихся наших классов это понимают, – говорит Светлана Сергеевна.
– Педагогом вы работаете уже 10 лет. А можете сравнить свои выпуски? Какие дети сейчас?
– Школьникам сегодня не хватает человечности. Они погружены в компьютеры, телефоны. Их все время хочется вырвать из этой онлайн-жизни. У них бедный словарный запас, читают мало, узкое мировоззрение. Смотрят иностранные мультфильмы, учатся быстро, но так же быстро все забывают. Клиповое мышление, и в этом большая беда.
– А родители? Им тоже не хватает человечности?
– 1 сентября наш директор, Светлана Викторовна, на линейке сказала: в образовании есть главный треугольник: учитель – родитель – ребенок. Нужна совместная слаженная работа. По моим наблюдениям, сегодня многие родители просто отдают ребенка в школу, и будь что будет. Сами же очень много работают, но это и понятно – время сложное. В итоге мамы и папы мало времени уделяют своим дочерям и сыновьям, а также практически не взаимодействуют со школой, не проявляют активность.
– Вашему ребенку хватает общения с вами?
– Надеюсь. Она учится в этой же школе, в шестом классе. Часто приходит ко мне, рассказывает что-нибудь. В ней я вижу особенности подростковой жизни, манеры общения современных детей. Каждый вечер дома мы обязательно делимся впечатлениями от прошедшего дня.
Напомним, ранее мы публиковали интервью с лучшим учителем Перми. 27-летняя Мария Механошина рассказала, как найти общий язык с современными школьниками и почему не нужно запрещать на уроках гаджеты и разрешать списывать на контрольных. Мы также поговорили с лучшим учителем Пермского края 27-летним Максимом Расторгуевым, который сейчас представляет Прикамье на всероссийском конкурсе. Он рассказал, как с помощью перформансов учит детей мировой художественной культуре.