События в ИК-37, где мертвым нашли заключенного, экс-омоновца Артема Тронина, привлекли внимание ООН. Организация Объединенных Наций задала вопросы МИД РФ. Российская сторона подготовила ответ.
Мать погибшего осуждённого: он говорил, что ему угрожали
В ноябре 2012 года Артём Тронин получил 12 лет строгого режима за нападение на двух жителей посёлка Усть-Чёрная. Его признали виновным по статьям «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и «Причинение смерти по неосторожности».
Сначала бывший омоновец отбывал наказание в ИК-22 в поселке Кушмангорт Чердынского района. Это была колония строгого режима для бывших сотрудников силовых структур. Потом Тронина перевели в ИК-37 в Чусовом, где он и продолжал отбывать наказание в последнее время. Его тело было найдено в ночь на 1 января. В обстоятельствах его гибели сейчас разбираются следователи СУ СКР по Пермскому краю — дело возбуждено по статье «Доведение до самоубийства».
Нам удалось поговорить с матерью погибшего заключенного Светланой Трониной.
— Самый серьезный конфликт у сына в колонии произошел в феврале прошлого года. Сотрудник колонии избивал Артема, за него заступился другой заключенный, — рассказала 59.ru женщина. — В ответ избили и второго заключенного. Артем как свидетель дал показания по этому инциденту. В результате тому заключенному добавили к сроку еще три года, а Артема отправили в ЕПКТ (единое помещение камерного типа) в ИК-10 в Чусовом. От сотрудника колонии ему поступали угрозы, и Артем мне говорил, что боится возвращаться обратно в ИК-37. Сын как-то признался, что, если с ним вдруг что-то случится и если от него долго не будет вестей, надо звонить во все колокола.
Три спецдокладчика ООН заинтересовались делом бывшего омоновца Артема Тронина. Спецдокладчик по вопросу о внесудебных казнях Агнес Калламард, спецдокладчик по вопросу о пытках и жестоком обращении Нильс Мельцер и спецдокладчик по праву на физическое и психическое здоровье Дайнюс Пурас еще в апреле спросили у России, как идет расследование, сообщает издание «Коммерсант». Россия ответила на вопросы ООН.
Эту информацию 59.ru подтвердил представитель семьи Тронина, адвокат правозащитной организации «Зона права» Алексей Бушмаков.
— Мы обратились к Агнес Калламард, спецдокладчику при ООН по вопросам пыток. Сообщили ей, что у нас есть претензии к расследованию и его необъективности. Она написала запрос, к ней присоединились еще два представителя ООН, тоже спецдокладчики, — сообщил адвокат. — Они написали совместное обращение к властям РФ, а именно в МИД и Министерство юстиции России. После нашего запроса российская сторона подготовила ответ: нарушений не было. Они проигнорировали доводы и факты спецдокладчиков. Доводы сводились к тому, что во время первоначального расследования было упущено время, у Артема не зафиксировали телесные повреждения, которые говорят о насильственном характере его смерти.
По словам юриста, после эксгумации были обнаружены новые травмы, которые ранее не учли и не зафиксировали в первой судебно-медицинской экспертизе.
— Также мать Тронина заказала независимую судмедэкспертизу уже по документам патологоанатома. Заключение показало очень много нарушений, которые ставят под сомнение объективность первоначального вскрытия, — сообщил юрист. — Пока следствие не торопится. Прошло уже девять месяцев.
Ответ российской стороны: имел склонность к суициду
В ответе российской стороны говорится о склонности Тронина к суициду: «1 декабря 2017 года Тронина поместили в группу психологического наблюдения исправительной колонии № 37, поскольку он пытался совершить самоубийство и причинил себе телесные повреждения во время отбывания наказания в исправительной колонии № 22. В ИК-37 заключенный участвовал в восьми психологических процедурах, включая углубленное психологическое обследование, индивидуальные консультирование и диагностику. Судебно-медицинская экспертиза установила, что причина смерти — механическая асфиксия. Показания допрошенных и другие доказательства исключали любую угрозу, жестокое обращение или систематическое унижение Тронина. Было установлено, что в ночь с 31 декабря 2017 года на 1 января 2018 года ни один из сотрудников исправительного учреждения не заходил в камеру Тронина». Также в ответе говорится, что у Тронина было сложное, преимущественно эмоционально неустойчивое расстройство личности: «Суицидальное поведение Тронина носило демонстративно шантажирующий характер. Нет объективных доказательств, подтверждающих, что смерть Тронина, возможно, была вызвана пыткой или жестоким обращением со стороны сотрудников исправительной колонии № 37. Однако, четыре сотрудника системы уголовной коррекции, включая начальника исправительной колонии № 37, были подвергнуты дисциплинарному взысканию».
— Тем более если человек делал попытку суицида, в колонии к нему должно быть повышенное внимание. Международный принцип действует во всех странах, — подчеркнул собеседник. — За человека, попадающего в неволю, полностью несет ответственность государство и власть. Что бы ни случилось с человеком, отвечает все равно государство. Если он склонен к суициду, должно быть видеонаблюдение. Колония должна была принять все необходимые меры, которые позволили бы предупредить суицид. По нашей же версии, это убийство, инсценированное под самоубийство. Об этом свидетельствуют другие осужденные, которые содержались в соседних камерах. Видео с камер наблюдения из колонии нет. По какой причине — мы разберемся.
Также спецдокладчики в своём ответе отмечают: в 2017 году 227 сотрудников ФСИН РФ осуждены за служебные преступления.
ООН: откуда такие травмы?
Международные дипломаты рассказывают, при каких обстоятельствах и почему Тронин содержался в одиночной камере.
— Два тюремных охранника ИК-37, их имена известны, а также и другие неопознанные лица, как сообщают родственники, напали на Тронина, избив его. Это случилось после того, как он возражал против плохих условий содержания, в том числе сообщал о неработающем душе и низкой температуре в камере. Другой заключенный, который был свидетелем событий, попросил охранников остановиться, однако вместо этого охранники также избили его. Тронин и другой заключенный сообщили об избиении, однако вместо этого тюремные власти подали уголовную жалобу против другого заключенного по статье 321 Уголовного кодекса на основании того, что избиения были сфабрикованы. В ходе последующего судебного разбирательства Тронин дал показания в суде против тюремной охраны. Суд принял решение в пользу тюремных властей.
После судебного разбирательства из ИК-37 Тронина перевели в ИК-17, где он в течение одного года содержался в одиночной камере: с сентября по ноябрь 2017 года.
— Тронин неоднократно выражал опасения за свою жизнь в беседе с семьей, указывая, что тюремная охрана будет мстить за показания в суде, — сообщают спецдокладчики ООН.
29 ноября 2017 года Тронина перевели обратно в ИК-37. 1 декабря власти исправительной колонии № 37 поместили его в список лиц, склонных к самоубийству и самоповреждению. 15 декабря его добавили в список заключенных, склонных нарушать правила исправительного учреждения. Из-за этого Тронина содержали отдельно от других.
2 января семья Тронина узнала о его смерти через другого заключенного. А 3 января они официально получили уведомление от ГУФСИН о его смерти.
Далее в своем письме спецдокладчики ООН перечисляют странные травмы, которые обнаружили на теле заключённого.
— Передние зубы были разбиты пополам, у него были ссадины на голове, синяки на спине, руках, коленях, в том числе кровоподтеки под ногтями ног, был сломан нос. Кровь также была найдена на его нижнем белье и брюках, — пишут спецдокладчики.
Часть выводов спецдокладчиков редакция 59.ru не может привести, так как Роскомнадзор может расценить это как описание способа самоубийства, хотя в докладе говорится как раз о том, что это было не «само-».
Документы переписки с ООН находятся в распоряжении редакции.
Сейчас расследование продлили до 1 октября.