Сегодня, 31 октября, краевой суд рассмотрел апелляцию главного редактора пермского портала ProPerm Владислава Аскариди. Ранее его признали виновным по статье «Неповиновение сотрудникам полиции» и приговорили к штрафу в одну тысячу рублей. По мнению следствия, Аскариди не выполнил требование полицейского на несанкционированной акции против пенсионной реформы 9 сентября — не ушел с проезжей части. Владислава посадили в автобус полиции, отвезли в участок, где продержали несколько часов, а после освободили, не составив протокол. Однако через неделю редактора встретили, когда он шел на работу, — вновь отвезли в участок, составили протокол и через несколько часов осудили. Отметим, что на самой акции Владислав работал — вёл эфир с мероприятия в группе СМИ в соцсетях.
Что случилось 9 и 17 сентября
Итогом прошлого суда над Владиславом стало присуждение ему штрафа в размере одной тысячи рублей. Аскариди хочет оспорить решение суда. По словам журналиста, сам штраф не главное, это смешная сумма. Здесь дело принципа.
— Так любого журналиста могут задержать. У представителя СМИ есть право фиксировать происходящее, — прокомментировал журналист. — После моего первого задержания 9 сентября мы в МВД отправили официальный запрос на имя генерала Давыдова. Но получили отписку. Как глава МВД оценивает действия своих сотрудников, нам не ответили. 17 сентября меня задержали второй раз. Это была реакция МВД.
Как рассказал на круглом столе, посвященном задержанию Аскариди, заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий, он лично обращался к главе ГУ МВД по Пермскому краю Михаилу Давыдову, когда Владислава держали в отделе. «Но мне сказали "Не мешайте нам работать"», — поделился Вишневецкий.
Заседание суда по обжалованию
На сегодняшнем заседании суда посмотрели видеозаписи, которые делали на митинге сотрудники полиции, обратив отдельное внимание на момент, когда участники митинга перекрывают проезжую часть. Как сообщила представитель отдела полиции, сотрудники в громкоговорители предупреждали о том, что нужно покинуть проезжую часть. По их мнению, Аскариди слышал звуковое предупреждение, но выходил на дорогу, продолжая снимать.
Сам Владислав Аскариди не раз говорил, что покинул проезжую часть сразу после предупреждения полиции, а о том, что он журналист, сказал полицейским сразу.
— Я стоял в парковочном кармане, снимал на фотоаппарат, потом перешел дорогу и стоял на тротуаре, — рассказал редактор. — Свое удостоверение я показал сразу, представился. Но сотрудник полиции сказал мне: «Сейчас такие бумажки много у кого есть». Меня привезли в Орджоникидзевский отдел полиции и продержали там семь часов.
Должен ли журналист иметь опознавательные знаки?
— Он не имел ясных опознавательных знаков, что является сотрудником СМИ, — сказала представитель полиции. — Он стоял у пассажирского автобуса. А свое удостоверение показал только по дороге в отдел, когда его уже поместили в машину полиции. Кроме того, журналисту не запрещено находиться и присутствовать на любых мероприятиях, даже если это массовые беспорядки или несогласованные мероприятия. Он только фиксирует события.
Адвокат журналиста Иван Хозяйкин сообщил, что согласно закону о СМИ журналист не обязан иметь внешние отличительные знаки, достаточно показать удостоверение прессы. Отметим, что пункт об опознавательных знаках есть в другом законе — о митингах, но он не был добавлен в сам закон о СМИ, который для журналиста является профильным.
Владислав Аскариди: «Для меня это дело принципа»
Сегодня краевой суд отклонил жалобу журналиста и оставил прежним решение Ленинского суда Перми.
— Я буду обжаловать дальше. Это принцип, — сообщил 59.ru Владислав Аскариди. — В суде представитель полиции ссылалась на видеозапись, где после предупреждения освободить проезжую часть видит меня на дороге еще 34 секунды. Этого времени якобы достаточно, чтобы задержать человека и везти его в отдел. Тогда интересно узнать, сколько секунд есть у обычного человека покинуть проезжую часть. С какой секунды начинается преступление?
22 сентября журналисты 59.ru вышли на митинг в жилетках с надписью «Товарищ полицейский, я тоже здесь работаю». Такую «корпоративную одежду» мы сделали для того, чтобы снизить шансы быть задержанными полицией, как это произошло 9 сентября во время акции протеста с редактором портала Properm.ru Владиславом Аскариди.