На плачевное состояние памятника паровозу у станции Пермь-1 обратил внимание наш читатель. Мы проверили информацию, и это оказалось действительно так — памятник никому не нужен.
— Замечательный памятник — и в полном запустении, — возмутился мужчина. — Печальное зрелище. Очень редкий паровоз, их ещё называют «танки», 9П-типа. Видно, что никому он не нужен — ни РЖД, ни городским властям, ни нашей так называемой «творческой общественности», всем этим менеджерам-продюсерам от культуры. Позабыт-позаброшен, даже не покрашен, а замазюкан какой-то гнусной краской, которую и краской-то назвать язык не поворачивается... Ржавеет, номера замазаны, постамент потрескался...
Памятник паровозу был открыт в 1987 году. Для него взяли реальный паровоз 9П-752, реконструированный работниками Пермского паровозоремонтного завода имени Шпагина. Монумент посвятили землякам-железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Более 30 лет паровоз находился на балансе завода, но сейчас предприятия уже нет.
Мы решили уточнить, кому сейчас принадлежит паровоз. В Пригородной компании нам порекомендовали обратиться в Администрацию города Перми.
— Памятник принадлежал Заводу Шпагина, но завод как таковой в Перми закрылся, а пространство реорганизовали — ответили в администрации. — Обратитесь на завод.
В скором времени на заводе появится детская железная дорога. Возможно, памятник включат в этот проект? С надеждой мы обратились в администрацию «Завода Шпагина», но и там нам ответили, что памятник после реорганизации к ним не относится.
— Паровоз не находится на балансе Завода Шпагина, — сообщили 59.RU в официальном письме.
Поиски хозяина паровоза продолжились. В Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края нам порекомендовали обратиться в Городской центр охраны памятников. Но там нас развернули с запросом в ту же Государственную инспекцию по охране объектов и порекомендовали также дать запрос в Министерство культуры. В министерстве ответили, что их ведомство не отвечает за памятники и также попросили обратиться все в ту же Государственную инспекцию. Круг замкнулся.
Странно, что в ведомствах, куда мы обращались, спокойно реагировали на проблему: отсутствие хозяина даже никого не возмутило, и только в Городском центре охраны памятников были искренне удивлены и возмущены ситуацией и пообещали что-то предпринять и отослать обращения на федеральный уровень.
Пермяки любят фотографироваться у паровоза, а дети и подростки забираться внутрь и узнавать, как же он устроен. Неужели памятник теперь никому не нужен? Кто будет отвечать за него, его состояние, проводить ремонт?
Памятник сейчас находится в очень плохом состоянии — требуется его реставрация. Его неоднократно красили, краска грубо положена многими слоями, которые сейчас трескаются, вздуваются и отслаиваются. Дно и колеса проржавели, поэтому любителям побывать внутри стоит быть аккуратными. Катастрофическое состояние не особенно заметно со стороны «парадного фасада» памятника, выходящего на Монастырскую, но очевидно с тыльной стороны.
Ранее мы писали о бывшем Дворянском клубе на улице Сибирской, где сейчас располагается клуб МВД. Здание является памятником архитектуры и истории, когда-то здесь бывал писатель Антон Чехов. Но так как памятник носит статус федерального значения, чтобы провести здесь ремонт, требуется долгое согласование со столичными ведомствами и чиновниками.