Редакция 59.RU запускает новый проект «Меняя лица городов». Он про вас, про то, как сами жители что-то меняют до неузнаваемости, придают привычным местам новое значение. И начинаем мы с Сада соловьев на речке Уинке. Это уникальный пример сплоченности соседей, экологов, неравнодушных и очень неуемных людей, которые на чистом энтузиазме за несколько лет превратили это место из мусорки в сад.
Речка Уинка — одна из малых рек Перми, приток Ивы. Ее ширина сравнительно мала — около метра, да и глубина не больше. Она протекает чуть в стороне от центра, в Мотовилихинском районе Перми, между микрорайонами Садовый и Городские горки. В 2005 году здесь на улице Гайдара построили несколько многоэтажек. Новоселы выглянули из окон и ужаснулись.
— В логу была самая настоящая свалка строительного и бытового мусора. Нам приходилось на всё это «любоваться», — вспоминает местная жительница Надежда Баглей. — Сначала я высаживала цветочки у подъезда, но их из моего окна не было видно, а было видно вот эту беду.
Сейчас Надежда Баглей — одна из главных активистов Сада соловьев, но она признает, что не была инициатором этой затеи. Говорит, всё начала молодежь, а сама Надежда подключилась чуть позже.
В 2007 году жители решили расчистить местность от мусора. Сначала, конечно, обратились к властям, но получили традиционный ответ: «Ликвидация свалок проводится в рамках выделенного финансирования». А финансирование, видимо, не выделили. Несколько лет пермяки пытались привлечь к этому процессу местную администрацию, но дело шло туго. Параллельно сами стали собираться на субботники.
— Мусора было по колено, а местами и по пояс. Мы его оттуда вывозили КАМАЗами, — рассказывает Надежда Баглей. — Несколько десятков машин точно было, не меньше тридцати. На всё это тратили свои деньги, сейчас уже и не сосчитаешь, сколько именно. Сначала на субботники выходила пара человек, потом почти весь дом, затем подтянулись люди со стороны, эковолонтеры. По 50–80 человек выходили на уборку.
«Здесь еще с советских времен планировался парк»
Жители расчистили береговую полосу длиной несколько сотен метров. Но не остановились на этом — простое желание прибраться под окнами вылилось в глобальные преобразования. Жители начали работать с документами — хотели придать Поваренному логу официальный статус сквера, чтобы начать полноценное благоустройство. За годы сделано очень много, но до сих пор Сад соловьев существует фактически, но не юридически.
— Вот мы с вами говорим — Сад соловьев, но его не существует ни в каких официальных документах, — объясняет активистка. — А мы напоминаем, что здесь всегда, еще с советских времен, планировался парк.
В 2009 году удалось выбить изменения в Правилах землепользования и застройки — на участке установили зону парков Р-1. Но в официальный перечень городских парков и скверов до сих пор не включили.
Еще одна проблема с документами — часть земли и даже часть реки находится в собственности. Раньше на склонах, как во многих подобных долинах малых рек, были садовые домики. Сейчас они уже не сохранились, разве что на одном участке банька стоит, а на другом разбит огородик. Но многие хозяева приватизировали землю, а потом перепродали.
Из-за этого в 2014 году Сад соловьев оказался под угрозой застройки: здесь хотели возвести еще несколько десятиэтажек на 1800 квартир прямо в самой долине реки. Для этого надо было сменить территориальное зонирование участков с парков на жилую застройку. Но местные жители массово выступили против застройки.
Тогда речка Уинка еще не стояла на кадастровом учете и вообще не числилась как официальный водный объект, в отношении которого должны действовать все соответствующие законы и ограничения. Природоохранная прокуратура по заявлению от жителей судилась с Министерством природных ресурсов и требовала поставить речку на кадастр. Первый суд выиграли году в 2012-м, но в судах и апелляциях процесс затянулся. В итоге на кадастровой карте Уинка появилась только в 2018 году.
«Не просто сохранять как есть, а помогать природе — мы так видим нашу миссию»
Когда чуть-чуть разобрались с мусором, начали проводить субботники уже в формате праздников. В 2010 году впервые провели «Праздник встречи соловьев» — с конкурсами, играми для детей и чаепитием.
— На самом деле название «Сад соловьев» придумали не мы — оно народное, — рассказывает Надежда Баглей. — Соловьи здесь поют нам всю весну, и это самое красивое пение. Мы их пересчитываем каждый год. У нас живут от 6 до 11 пар соловьев.
С тех пор местные жители начали участвовать во всевозможных конкурсах и заявляться на гранты. В 2011 году они заняли второе место на конкурсе «Весенний двор» и стали победителями конкурса проектов «Город — это мы». В 2013 году проект восстановления Уинки получил диплом WWF России — Всемирного фонда дикой природы.
Один из гаражей, который стоит в долине реки, жители расписали и превратили в арт-объект «Ботанический справочник». Проект получил спецприз жюри на VI Российской премии по ландшафтной архитектуре. Арт-объект пермяков отметил и вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Илья Мочалов: «Проект очень элегантный и трогательный, идея замечательная и важная с точки зрения экологического просвещения».
— У нас уже лет пять идет воспитательная, экскурсионная и научная работа, — рассказывает Баглей. — По сути, Сад соловьев — это учебный экологический центр под открытым небом. Место, где мы можем рассказать людям, как заботиться о природе своими руками. Не просто сохранять как есть, а помогать ей. Мы так видим нашу миссию. Мы вкладываемся своими силами и силами науки, чтобы это место стало настоящей Ремизой — местом, где человек помогает природе, увеличивает устойчивость экосистемы и биоразнообразие.
Развиваем различные экологические практики: строим домики для птиц и даже для насекомых, высаживаем растения-медоносы, чтобы привлечь пчел, устраиваем «трухлявые заповедники» также для жизни насекомых. Мы помогаем природе всеми силами и всех учим это делать.
К команде активистов присоединились экологи. Саду соловьев активно помогают пермские университеты и ученые федерального уровня. Сюда специально приезжал профессор, доктор архитектуры из Санкт-Петербурга Валерий Нефёдов, чтобы проводить мастер-классы. Многие специалисты пишут научные статьи по Саду соловьев, студенты защищают курсовые и дипломные работы. Например, ребята из ВШЭ делали экономические расчеты содержания участка, а студенты Политеха делали градостроительные проекты. Руководитель проекта «Сад соловьев» Оксана Харитонова сейчас готовит диссертацию по ландшафтному дизайну на основе речки Уинки.
Гранты, по словам Баглей, они выигрывают не очень часто — раз в пару лет. Так что все работы идут на средства волонтеров. Как-то им собрали около 700 тысяч рублей. Помогли отсыпать дорожки, сделали лестницу, поставили скамейки, обустроили площадку для медитации.
«Через руки лучше понимают, как всё устроено»
Сюда на занятия приходят школьники и студенты, несколько раз в неделю их ведет сама Надежда Баглей.
— Мы, конечно, хотим в этом плане поддержки от нашего Министерства образования, — объясняет Баглей. — Было бы хорошо, чтобы к нам приходило больше ребят-школьников. Потому что у нас не просто экскурсия — у нас экопрактика. Люди приходят, что-то делают своими руками. И через руки лучше понимают, как всё устроено. Мы делаем «трухлявый заповедник» для насекомых — раскладываем упавшие ветки, я показываю грибы и жучков. Подсыпаем почву щепкой — таким образом восстанавливаем мертвую землю. Сеем семена медоносов, высаживаем растения, готовим корм для птиц.
На днях должна быть очередная подобная экопрактика. Но Надежда не уверена, что получится. Речку Уинку затопило канализацией из соседнего коллектора, так что она сейчас ощутимо попахивает. Да, и с такими проблемами тоже приходится сталкиваться. Сюда то сливают ливневку с дороги, то мусор выкидывают из гаражей.
Весной в саду проходил экологический праздник «Чистые игры» — субботник, кто больше соберет мусора. Участвовали около сотни человек. Опять вывезли четыре КАМАЗа мусора.
Прошло уже больше десяти лет. В Саду соловьев проходили не только экологические мероприятия, но и культурные события: пластические перформансы, танцы, спектакли, экскурсии с завязанными глазами. А по утрам здесь частенько проводят занятия йогой.
С одной стороны, активисты видят невероятные результаты, которых им удалось добиться. Сад соловьев стал местом притяжения не только для местных жителей, но и для всех пермяков. С другой — понимают, что сбавлять темпы нельзя. Остались нерешенные вопросы с охранными зонами, не вывезены еще тоны мусора, не сделаны еще множество тропинок и домиков для насекомых.