По Перми начали проводить исторические экскурсии — их приурочили к 300-летию города. Мы побывали на одной из них, посвященной истории Пермского моторостроительного завода и Компроса. Рассказываем об интересных фактах.
На экскурсию пришли пермяки, интересующиеся историей города. Некоторые из них жили или до сих пор живут на Комсомольском проспекте. Одна из экскурсанток рассказала, что ее мама работала на заводе № 19 имени Свердлова, сейчас больше известном как Пермский моторостроительный завод. Именно с его истории и начал рассказ экскурсовод и специалист в области туризма Павел Клецкин, представляющий экскурсионное объединение «Живая история». Он не только рассказывает, но и показывает много старых фотографий.
Завод строили в санитарной зоне
— Место, где находится завод, когда-то был санитарной зоной. Здесь ничего не было, кроме леса, так как город заканчивался поселком Курочкино, это нынешняя Комсомольская площадь, — говорит Павел. — В 1930-е годы начинается строительство завода по производству авиационных двигателей.
Павел рассказывает об истории завода, конструкторах, моторах и самолетах.
— На двигателях конструктора Аркадия Швецова летали «кукурузники» и Ил-14, — говорит ведущий экскурсии. — Павел Соловьев первый в мире создал двухконтурный реактивный двигатель, который был установлен на Ту-134. На двигателях Соловьева летает МиГ-31, который установлен напротив проходных завода в качестве монумента, а также Ил-76 и Ил-78, предназначенные для высадки десанта, перевозки грузов и дозаправки.
Павел рассказывает про памятник самолету МиГ-31, который установлен в 2014 году напротив заводских проходных в качестве монумента.
— Истребитель-перехватчик МиГ-31 является бывшим боевым самолетом, который отлетал свой ресурс, он установлен напротив завода, — делится подробностями Павел. — Именно МиГи летают над нашим городом, базируются на аэродроме «Сокол» и имеют единую взлетно-посадочную полосу с «Большим Савино». Их задача патрулировать местность. После подъема в воздух самолеты улетают на запад до Кировской области, далее уходят до Северного Ледовитого океана, проходят по кромке границ до середины Ханты-Мансийского округа, идут на юг до Челябинской области и потом уже возвращаются. Это занимает 8–9 часов, за которые они делают две дозаправки.
Отдельный рассказ экскурсовод посвящает директору завода Анатолию Солдатову, возглавившему предприятие в военное время.
— Он очень заботился о своих рабочих, — говорит Павел. — Многие ушли на фронт, остались работать женщины, дети и эвакуированные. Для сотрудников строилось первое жилье, но не рядом с заводом, а в поселке Крохалево. Чтобы поддержать рабочих, Солдатов открыл при предприятии парикмахерские и пошивочный цех — заводчане получали одежду бесплатно.
Тихий Компрос и Цех культуры
Продолжаем движение по бульвару Тихого Компроса.
— Между городом и заводом должна была быть зеленая территория, которая фильтровала бы воздух, и ею становится сквер, — рассказывает Павел. — Автомобильных дорог здесь не было, их построили гораздо позже, поэтому проспект и назвали Тихим. Бульвар использовался для променада, чтобы заводчане после рабочей смены могли прогуляться и подышать свежим воздухом. Солдатову рекомендовали посадить на аллее тополя, но он настоял на высадке лип, так как понимал, что тополиный пух мог быть пожароопасным и аллергенным фактором.
Завод обеспечивал себя сам, при нем был лицей, фабрика-кухня, детский сад, дворец творчества, медчасть, вдоль бульвара строились дома для рабочих.
— В домах конструктивистского типа размещались коммуналки для рабочих, в более помпезных «сталинках» — жили руководители, — поясняет Павел, показывая на дома.
Группа останавливается возле ДК Солдатова.
— Завод строил дворец уже в послевоенное время, — продолжает экскурсовод. — Солдатова вызвал на доклад лично Берия с требованием объяснить, почему, когда нужно восстанавливать экономику, строить жилье и развивать инфраструктуру, он берется за создание дворца культуры. Между ними состоялся примерно такой диалог: «Строишь?» — «Строю» — «Что строишь?» — «Цех культуры строю» — «Ну строй». Здесь разместились концертный зал, библиотека, радиостанция, обучали игре на музыкальных инструментах.
Группа сворачивает с аллеи во дворы. В одном из них находится заводской детский сад, который когда-то называли «Дворец детства». На фасаде — колонны, что делает его похожим на дворец.
— Когда-то здесь был фонтан и даже собственный гараж на четыре детских веломобиля. Садик часто отмечали наградами.
Вместо МВД был полигон снега
Выходим с Тихого Компроса и пересекаем Комсомольскую площадь.
— Когда-то здесь был поселок Курочкино, а на месте площади — болото, которое позже превратили в полигон для сваливания снега, — показывает экскурсовод на площадь. — Также в этом районе был построен первый ипподром.
Павел говорит о здании МВД и легендах, связанных с его неофициальным названием «Башня смерти». Пермяки рассказывают, что в стенах башни замурованы тела ее строителей и узников, что здесь пытали и казнили людей, а осужденных сбрасывали с башни во двор. Среди мифов, связанных с башней, есть и романтически-печальный — девушка спрыгнула с башни из-за трагической любви.
— Но есть еще одна версия, которая звучит более правдиво — здание получило название из-за наклеенных на нем афиш фильма «В ожидании смерти», — добавляет экскурсовод. — Возможно, изначально башня планировалась для здания Пермского государственного университета. На старой карте можно увидеть, как на месте первого пермского ипподрома, который был в районе настоящей площади, нарисовано здание первого пермского университета. Возможно, именно поэтому «башня» напоминает здание МГУ.
Экскурсионная группа делает еще несколько остановок на Комсомольском проспекте, последнюю — у Дома ученых на Комсомольском проспекте, 47. В нем жили преподаватели и профессора пермских институтов и университета. У здания два входа, две лестницы, лифты, высокие потолки, в нем огромные квартиры. Архитектор Давид Рудник включил в проект даже комнату для прислуги.
— Рудник осознавал, что при защите проекта сметут многое и важно сохранить главное: большие площади, наличие лифта — что и сохранилось, — говорит Павел. — Поэтому в проект были специально добавлены дополнительны элементы — мраморные лестницы, колонны перед каждым подъездом. И он был прав — излишества убрали, сохранив то, что Рудник хотел. Это было небольшой хитростью архитектора.
Кроме экскурсии по Комсомольскому проспекту в оргкомитете «Пермь-300» придумали еще 20 маршрутов. Организаторы обещают, что на экскурсиях по-новому раскроют Мотовилиху, Разгуляй, Закамск, расскажут о временах, когда Пермь называлась Молотовым. Также можно будет узнать о жизни и творчестве архитекторов, писателей и художников, чьи имена связаны с городом.
Предприятия тоже будут показывать: по плану экскурсия в Музей пермской нефти «Лукойла», Музей пермской артиллерии на Мотовилихинских заводах, Музей Пермского порохового завода, а также Музей истории и техники железнодорожного транспорта Пермского региона имени Королева.
Экскурсии бесплатны, но на них нужно записываться — количество мест в группах ограничено. Подробнее о маршрутах можно узнать по ссылке. При клике на окно с экскурсией у вас также появится ссылка на регистрацию.
Ранее мы писали об истории Тихого Компроса и о том, как Комсомольская площадь появилась в фильме «Бессонная ночь» (12+) 1960 года.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.