Две улицы в Мотовилихе названы в честь людей, которых сегодня вспомнит далеко не каждый. Кто такая Вера Фигнер, еще смогут рассказать любители истории — о ней точно говорили на школьных уроках. С Юршем ситуация сложнее: некоторые даже считают, что это не фамилия, а аббревиатура ЮРШ.
Разбираемся, почему улицы получили такие именования и чем прославились Юрш и Фигнер (спойлер: оба были революционерами).
Улица Юрша
Улица тянется через весь микрорайон Садовый — от Макаренко до Пушкарской. До 1967 года она называлась Миньярской, затем получила имя революционера Андрея Юрша.
Миньяр — небольшой город в Челябинской области. Появился как поселок при основанном в 1771 году железоделательном заводе, статус города получил в 1943-м.
О самом Андрее Юрше известно не так уж много. В коротких биографиях указывают, что он прожил 42 года: родился в 1878 году, а умер в 1920-м «на фронте борьбы с белополяками». Но документов с датой и местом гибели нет. Год смерти записали со слов мотовилихинских революционеров Ивана Зенкова и Ивана Башкова.
Белополяками в советской литературе называли офицеров и солдат армии Польши, которая в 1919–1921 годах воевала с РСФСР.
О детстве и юности Андрея Юрша биографы ничего не пишут. Лишь о том, что до Перми он работал на заводах Петербурга и Курска. Но в рапорте об аресте в июле 1905 года начальник Пермской тюрьмы называет его «виленским мещанином». А в ориентировках за 1906 год указано, что Юрш — католик-холостяк родом из Лидского уезда Виленской губернии (сегодня это территория Беларуси), где на тот момент продолжали жить два его младших брата. Замужняя сестра Юрша находилась в Одессе.
Более распространенный вариант написания фамилии, кстати, — Юрша. В рапорте начальника тюрьмы используется именно он: арестант указан как Андрей Юрша. Но в советские годы по отношению к революционеру употребляли только короткую версию Юрш, она и закрепилась в названии улицы.
В Перми Андрей Юрш прожил всего несколько лет. В первый раз переехал сюда в апреле 1905-го. Работал слесарем в снарядном цехе Пермских пушечных заводов (сегодня — Мотовилихинские заводы). В мае того же года стал одним из десяти рабочих депутатов — представителей заводчан при переговорах с начальством. А в конце июня ввязался в конфликт с руководством из-за увольнения рабочего (по другим данным — двух) снарядного цеха. Потом потребовал увеличить зарплату троим коллегам. Итогом стал обыск в квартире Андрея Юрша, а затем — его арест в ночь на 5 июля.
Советские историки писали, что этот арест подтолкнул мотовилихинских рабочих к двухнедельной забастовке и организации митинга на горе Вышке.
Забастовки продолжились в сентябре, причем они проходили не только в Перми, но и по всей стране. Поэтому 17 октября император Николай II подписал манифест, которым утвердил появление Госдумы, а также провозгласил политические права и свободы. На следующий день пермский губернатор выпустил из тюрьмы и арестантского отделения политических заключенных — около тридцати человек, включая Юрша.
Андрей Юрш вернулся на завод и возглавил там Совет рабочих депутатов. Когда в декабре предприятие присоединилось к всероссийской стачке, он же стал ее фактическим руководителем на пушечных заводах и организатором митингов. Кроме того, Юрш участвовал в вооруженном столкновении с казаками, которых вызвали в Мотовилиху действующие власти. Сопротивление быстро подавили, но Юршу удалось избежать нового ареста и скрыться.
В Мотовилихе он вновь появился только осенью 1917 года, после Октябрьской революции. Вошел в местный Совет рабочих депутатов, затем стал комиссаром Пермского суперфосфатного завода (и участвовал в его эвакуации, когда к Перми приближалась армия Колчака). Осенью 1919-го Андрей Юрш присоединился к чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом, но проработал в ней недолго. В декабре его вызвали в Центральный комитет партии большевиков, и Юрш уехал в Москву. Больше в Пермь он не возвращался.
Улица Веры Фигнер
Улица в микрорайоне Рабочий поселок совсем небольшая: захватывает лишь несколько кварталов от Авиационной до Калининградской. Она названа в честь дворянки-революционерки Веры Фигнер, которая почти четверть жизни провела в тюрьме.
Фигнер родилась в 1852 году в Казанской губернии в семье отставного штабс-капитана. Была старшей из шестерых детей. Получила хорошее образование: училась дома и в институте благородных девиц, при выпуске из которого принц Александр Ольденбургский вручил ей свое фото, отметив так первую ученицу. Затем поступила на медицинский факультет Казанского университета. Окончить его Вера Фигнер не успела: в 1870-е там перестали учить женщин на врачей. Поэтому вместе с мужем (в 18 лет она стала супругой судебного следователя) Фигнер переехала в Швейцарию и стала студенткой сначала Цюрихского, а потом Бернского университетов.
Именно там молодая женщина познакомилась с движением народничества и его яркими представителями — Софьей Бардиной, Петром Лавровым и Михаилом Бакуниным. Там же увлеклась революционными идеями.
Народничество — движение, которое существовало в Российской империи в 1860–1910-е годы. Его главными идеями были сближение интеллигенции и простого народа, а также самобытное развитие России, не по европейским образцам.
В 23 года Вера Фигнер вернулась в Россию, где вскоре развелась с мужем. Она работала сельским фельдшером и активно участвовала в «хождениях в народ». Потом вошла в исполнительный комитет «Народной воли».
«Народная воля» — революционная террористическая организация, члены которой считали: правительство нужно принуждать к демократическим реформам жесткими мерами.
С народовольцами Фигнер участвовала в двух покушениях на Александра II: в 1880-м — в Одессе, а год спустя — в Санкт-Петербурге. Последнее закончилось гибелью императора. Сама Вера Фигнер бомбы в царскую карету не бросала, но входила в число организаторов террористической акции.
Пятерых ее соратников публично казнили — повесили на плацу Семеновского полка, но Фигнер удалось скрыться. После этого она еще успела поучаствовать в организации убийства одесского прокурора Василия Стрельникова. Задержали Веру Фигнер только в 1883-м. Считается, что Александр III тогда отреагировал словами: «Слава богу! Эта ужасная женщина арестована».
В 1884 году суд приговорил 32-летнюю Веру Фигнер к смертной казни через повешение. Это наказание почти сразу заменили на бессрочное заключение в Шлиссельбургской крепости в окрестностях Санкт-Петербурга (сегодня это крепость Орешек). В 1904-м после двадцати лет, проведенных в одиночной камере, Фигнер отправили в ссылку. А в 1906-м революционерка и вовсе попала под амнистию и смогла уехать на лечение за границу.
Перед Первой мировой войной она стала известна не только в России, но и в других странах благодаря основанному в Париже комитету помощи политическим каторжанам. Когда похожую организацию в 1920-е стали создавать в Советском Союзе, вспомнили о Фигнер и привлекли как специалиста. Позже ей назначили персональную пенсию за участие в покушении на Александра II. Умерла Вера Фигнер во время Великой Отечественной войны — в 1942 году. Ей было 89 лет.
Ранее мы рассказывали, откуда произошли названия других пермских улиц: КИМ и Эпроновской, Решетникова и Розалии Землячки, Сухобруса и Сакко и Ванцетти.
При подготовке использованы материалы Российского госархива литературы и искусства, Госархива Пермского края, Пермского партархива, книги Надежды Аликиной и Инны Горовой «Революционеры Прикамья».