За прошлый год бульвар Советской армии заметно и приятно изменился. Здесь заработали фонтаны, появились детские площадки, новые скамеечки и даже туалеты. Но это место предназначено не только для прогулок, оно посвящено и воинской памяти, поэтому вдоль всего бульвара размещены памятники. Наша журналист в своей авторской колонке взглянула на них с эстетической стороны. Далее — от первого лица.
— Памятники воинам появлялись еще во времена Древней Греции и Рима. Но даже в архаические времена они отличались большей динамикой, интересными композициями, а их герои передавали боль, страдания и боевой порыв, а авторы учитывали понятие ансамбля. Но если пройтись по нашему скверу, то складывается впечатление, что памятники здесь просто понатыканы, словно для отчетности. Лично у меня всегда создавалось впечатление излишества памятников на бульваре и какой-то их случайности. Да и само качество скульптур, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
Сквер был разбит еще в советские годы, его главной достопримечательностью в 1963 году стал реальный танк — памятник Уральскому добровольческому корпусу и участник боевых действий.
В 1994 году на месте круглого фонтана установили мемориал «Разорванное братство», посвященный воинам-афганцам. И это, на мой взгляд, один из самых цельных и сильных памятников в этом сквере. Здесь есть место и эмоциям, и некоему предстоянию. Понятна и считывается идея разорвавшегося круга — ребята потеряли товарища. Хочется соучаствовать и даже встать в этот круг, замкнуть его, поддержать, взять кусочек их боли на себя.
Над проектом работала группа авторов, архитектор и автор концепции Сергей Тарасов, в те годы возглавлявший Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Над самой скульптурой работал Анатолий Уральский — автор таких выполненных еще в советские годы памятников, как «Бюст матросу Павлу Хохрякову» в Театральном сквере, писателю Мамину-Сибиряку. Также его авторству принадлежат более современные: «Стефан Пермский» в начале Компроса, «Татищев» в Разгуляе и «Славянов» на площади Дружбы.
Бронзовых Петра и Февронию установили на бульваре в 2013 году. Автор проекта — московский скульптор Константин Чернявский, много работающий на тему Древней Руси и казачества. На первый взгляд скульптура выполнена качественно, напрашивается даже слово «добротно» — проработаны все детали одежды, вышивка, точны пропорции, но она не имеет характера и выглядит «тридэшной» иллюстрацией к учебнику по истории. Как оказалось, памятник сделан по шаблону.
В 2008 году была создана общенациональная программа «В кругу семьи», которую возглавил актер и общественный деятель Александр Ковтунец. Один из ее проектов — установка скульптурных композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» по всей стране. Так одинаковые фигуры стали появляться в десятках городов. По замыслу авторов, их установка должна была «положить начало новой традиции среди молодежи — в день бракосочетания совершать поездки к скульптуре муромских святых, узнавать об их благочестивой жизни, получать благословение на семейную жизнь у святых».
Также возникает вопрос, почему фигуры святых, символизирующих любовь и верность, установили в воинском сквере, а не где-нибудь перед загсом. Конечно, любовь и ожидание имеют место в военной теме, но всё равно эта композиция вырывается из общего контекста армейского сквера. Впрочем, по данным 59.RU, памятник в Перми появился при поддержке ПНППК — Пермского приборного завода, который находится рядом, что, возможно, и объясняет расположение.
Ближайший похожий памятник установлен в Кунгуре, от пермского он отличается лишь деталями.
Следующим памятником, «украсившим» сквер в 2020 году, является памятник Воздушно-десантным войскам — он находится ближе к площади Карла Маркса и недалеко от фигур Петра и Февронии. Настолько недалеко, что у прохожих даже нет времени, чтобы пережить впечатления от увиденных фигур святых, как их взору открывается новое зрелище. Весьма шокирующее.
Не могу не описать первые впечатления от скульптуры. «Что это? Может быть, мне кажется?» Я попыталась вместить увиденное в сознании: над зависшей в воздухе головой без туловища водружалось огромное нечто — неудавшаяся, на мой взгляд, попытка изобразить развевающийся стяг. Под всей этой бравурной драпировкой стоят две скромные фигурки десантников с отсутствующим выражением на лицах. Автором композиции оказался скульптор Алексей Залазаев.
Но как этот мастер, творящий удивительных фантастических существ в духе Шемякина, а также создавший стильного доктора Граля перед больницей, мог сделать такую странность? Возможно, это связано с тем, что обычно он работает с более камерными вещами, предназначенными для интерьеров, и работа с парковым пространством и серьезной тематикой не является его коньком.
Кстати, как рассказали журналисты, бывшие на открытии памятника, церемония прошла со скандалом. Спустя час после начала скульптуру демонтировали и отправили на доработку. Вернули ее уже через десять дней.
Еще один памятник в другой стороне аллеи посвящен русским солдатам, погибшим во время военных конфликтов последних десятилетий. С идеей поставить памятник выступили матери молодых ребят, погибших в Чечне и горячих точках, их инициативу поддержал пермский «ЛУКойл». Проектирование и установку памятника долгое время переносили. В итоге за создание взялся скульптор из Петербурга Анатолий Бозванов, памятник установили в 2020 году.
Он состоит из большого гранитного куба и бронзовой фигуры солдата. За его спиной надписи: «Тем кто погиб», «Тем кто вернулся», «Тем кто ждал». Да, именно так, без запятых. Их сначала хотели добавить, но потом решили, что так и оставят — это не противоречит художественному замыслу памятника. По замыслу автора, куб символизирует невозможность разрушения мира, а распадающиеся элементы — военные конфликты. На правой грани куба нанесены стихи Расула Гамзатова «Журавли».
Идея скульптуры интересна, но в памятнике нет никакой динамики — солдат просто стоит перед кубом и никак с ним не взаимодействует — даже не старается сдержать его рукой, не делает ничего, чтобы его спасти. На лице тоже полная безучастность. Так и хочется крикнуть по-станиславски: «Не верю!»
Складывается впечатление, что сквер стал просто местом, куда буквально натыкали памятники разных мастей и напрочь забыли о таком понятии, как ансамбль. Путешествие по скверу для прохожего должно быть подобно спектаклю, в котором скульптуры одна за другой открываются взору и рассказывают о событиях, передают боль и рождают в зрителе соучастие. Вспомните Мамаев курган. Конечно, такой масштаб нашему скверу не подойдет, но возможны ведь более камерные решения.
В прошлом году на площади Карла Маркса появилась еще стела, посвященная событиям Великой Отечественной войны, а следующей точкой, где хотят поставить еще один военный памятник, посвященный участникам СВО, — скверик у Дома чекистов. Когда-то он был соединен с бульваром, пока не появился ЖК «Виктория». Надеюсь, что новый памятник будет эффектным. Чтобы поверить. Тем более город, где есть академия художеств с кафедрой скульптуры, достоин более интересных памятников.
Согласны с автором?
Ранее мы сообщали, что в Кировском районе хотят установить семиметровый памятник Александру Невскому.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.