Мы не раз писали о проблемах дома на Попова, 57 — его еще называют «театральным» или «актерским», так как здесь жили артисты театра и кино, среди которых был и режиссер Марк Захаров. Власти собрались расширить в этом месте дорогу, и дом, согласно этим планам, попадает под демонтаж. При этом его то признают аварийным и собираются сносить, то убирают из списка. В ноябре власти заявили, что дом все же признан аварийным и его снесут.
Мы встретились с жильцами, которые прошли через множество судов, отстаивая свой дом. Расселяться и переезжать отсюда они не хотят Они рассказали, почему внешне дом выглядит убитым, и уверили: внутри он все же крепкий.
Жили известные актеры
Четырехэтажку на Попова построили немцы в 1949–1951 годах. Дом строили по проекту архитекторов Облпроекта. Квартиры в новостройке дали профессорам университета, редакторам газет, работникам банков и артистам пермских театров.
Здесь жили актеры, ставшие потом известными в кино. Например, заслуженная актриса РСФСР Нина Корниенко, прославившаяся ролью Шуры в фильме «Место встречи изменить нельзя» (12+), жила здесь в молодости, когда работала в Пермском театре драмы. Потом уехала в столицу, где играла в столичном Театре сатиры в дуэте с Андреем Мироновым.
Здесь же в 1950-е жил актер и режиссер Марк Захаров, автор фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» (0+), «Убить дракона» (12+), «12 стульев» (6+), «Обыкновенное чудо» (0+), «Формула любви» (0+) и многих других. Он попал в Пермский драмтеатр по распределению после окончания ГИТИСа, причем как актер. В Пермском университетском театре Марк дебютировал как режиссер. Позже к нему приехала невеста — актриса Нина Лапшинова, и именно в Перми они расписались.
Жильцы дома предполагают, что квартира Захарова и Лапшиновой находилась на первом этаже — там, где сейчас магазин «Букинист».
В этот дом часто заходил в гости актер и наш земляк Георгий Бурков, известный по ролям в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+), «Старики-разбойники» (6+), «Печки-лавочки» (6+), озвучиванию мультфильмов «Жил-был пёс» (0+), «Трям! Здравствуйте!» (0+) и другим.
Этот дом связан и с актером Исааком Кастрелем, сыгравшим в фильмах «Ребята с нашего двора» (12+), «Моби Дик» (12+), «Вызываем огонь на себя» (12+) и других, а также актерами Людмилой Нимвицкой, Зинаидой Шерстневской, Константином Македонским, Борисом Мамонтовым и их семьями. Кроме того, в доме жили суфлеры, режиссеры, певцы и музыканты.
Во дворе находился еще один небольшой дом, в котором тоже жили артисты и концертмейстеры Оперного театра, но его снесли в 2000-е годы. Недалеко от двора был сарай, в котором хранили театральный реквизит. Его снесли буквально недавно — в ноябре 2024 года.
Хотят расширить улицу
В апреле 2022 года Минимущества Пермского края опубликовало приказ об изменении планировки площади Центрального рынка. В границы территории, которую хотят изменить, вошли участки между улицами Революции, Куйбышева, Луначарского, Пушкина и Попова.
На публичных слушаниях в июне 2022 года МКУ «Институт территориального планирования» представил проект планировки квартала. Согласно ему, на углу улиц Попова и Пушкина дома № 57 нет. В этом месте расширят дорогу, а ближе к рынку, согласно плану, появится 30-этажный жилой комплекс из трех высоток и школы.
Проект вызвал критику председателя правления Пермского краевого союза архитекторов и почетного архитектора России Виктора Воженникова. По его мнению, проект нарушит линию застройки улицы Попова и не позволит расширить улицу. Она может оказаться перегруженной, так как третья башня комплекса выходит на территорию, отведенную для перспективного развития улицы Попова.
59.RU уточнил в Министерстве транспорта, будет ли принят этот проект, но нам сказали, что проектные решения «ещё в стадии разработки».
Несмотря на то, что проект еще только готовится, городские власти поспешили признать дом на Попова, 57 аварийным, с чем жильцы принципиально не согласны.
Многотонная реклама на крыше
Фасад дома сегодня действительно выглядит устрашающе — с отпавшей штукатуркой, трещинами и пустившими корни деревьями на балкончиках. Но, по словам жильцов, власти ремонтировали его в 1970-е годы и с тех пор сильно запустили.
— У дома есть особенность, — поделилась с 59.RU председатель местного ТОС «Центр» Лидия Слюняева, живущая в этом доме. — Отопление у нас проходит не по подвалу, а по чердаку. — То есть крыша греется, из-за чего снег тает, образуются лед, сосульки. В 2010–2011 годах чердак решили утеплить, привезли две фуры утеплителя, покрыли им помещение чердака, а сами трубы им не обложили. Оставшийся утеплитель вывозили по ночам на «Газелях», а трубы продолжили нагревать чердак.
В 2000-е годы на крышу дома водрузили многотонную конструкцию с рекламой.
— Швелерами — толстыми балками продырявили крышу, из-за чего она начала рушиться, из-за веса и ударов при монтаже пострадал и фасад, — говорит еще одна жительница дома Лариса, присоединившаяся к нашему разговору. — Когда мы возмутились и сказали «Что вы делаете?», нам ответили, что это не наше дело.
По словам жителей, место на крыше рекламщикам продала их УК «Пермская модель комфорта», директором которой тогда был Алексей Грибанов.
Согласно данным сервиса «Контур-Фокус», ООО УК «Пермская модель комфорта» была создана в 2006 году и управляла домами Ленинского района в центре, позже в ее полномочия перешел жилфонд Дзержинского района. Генеральным директором управляющей компании «Пермская модель комфорта» был депутат Гордумы Алексей Грибанов. Его сменил Владимир Кулешов, потом УК возглавил Максим Мушинский. В ноябре 2015 года компания попала во всероссийский список крупнейших должников за тепло, и в итоге, в 2016 году, была признана банкротом.
В 2012–2016 годах, а также с 2021 по 2024 года Грибанов был вице-мэром Перми. Он руководил департаментами социальной политики, образования, комитетом по физической культуре и спорту.
Также чиновник курировал процесс подготовки города к 300-летию Перми. Алексей Грибанов известен и тем, что высказался против концертов стендаперов в Перми.
В 2020 году дом исключили из программы капремонта. По мнению жильцов, всё это делалось специально, чтобы довести дом до аварийного состояния и в результате снести.
Мы связались с Алексеем Грибановым и спросили, почему установили эту рекламную конструкцию.
— Я сейчас даже не помню, кто там устанавливал эту конструкцию, до нас это было или после нас, — прокомментировал 59.RU Алексей Грибанов. — 18 лет прошло. Тем более, там потом, после меня, был другой директор и компанию разорили, обанкротили. Мы же очень коротко этим домом управляли, потому что дом маленький, нерентабельный, а жильцы хотели капремонт делать, это было невозможно, поэтому расторгли договор. Квартир мало, платежи маленькие, а требования очень большие. Мы просто физически не могли этот дом обслуживать, поэтому расстались. Это же так все дома передавали: без капремонта, идите и управляйте своими домами. Некоторые дома судились, чтобы государство их ремонтировало.
«У нас здесь коммунизм»
Интересно, что при ужасном фасаде внутри дома — полный порядок и неожиданно уютно. Как будто здесь сохранился дух коммуналок 1960-х — с цветами, зеркалом и даже кладовочками, наполненными вареньями и соленьями. Жильцы говорят, что хранят их прямо в подъезде, так здесь все свои и никто не ворует.
— У нас здесь коммунизм, — улыбается Лариса. — Мы живем здесь кто 40, а кто и 50 лет, ходим в гости, знаем друг друга и очень дружим. В доме 42 квартиры, но живет нас здесь гораздо больше, много детей.
— Мы вместе устраиваем Новый год, Масленицу, мальчишки строят во дворе штаб, а таджики в нашем доме готовят плов, — подхватывает Лидия и показывает фото с праздников.
В самих квартирах все надежно, просторно, высокие потолки и уютная планировка. Нигде ничего не течет, сделан хороший ремонт, а из-за метровых стен не слышно шума улицы.
Исключение — две квартиры, по которым проходит трещина, появившаяся, по мнению жильцов, после установки рекламной конструкции. Там требуется капремонт.
Жильцы заинтересованы в том, чтобы дом сохранился и стараются поддерживать его, сами скидываются на ремонт. Уже несколько лет идут суды, на которых городские власти пытаются признать дом аварийным. Но жильцы подают апелляции, и дом раз за разом в итоге убирают из списка аварийных.
— Мы подумали, что раз наш дом аварийный и есть угроза жизни, то пусть это подтвердит независимая экспертиза, — говорит Лариса. — И тогда мы согласимся с экспертами.
В 2018 году жильцы собрали 280 тысяч рублей на независимую экспертизу и обратились к профессионалам в Екатеринбурге. Но эксперты признали дом не аварийным, а требующим ремонта.
Спустя время после независимой экспертизы пришли специалисты от мэрии и провели свою.
— Это выглядело очень странно, — вспоминает Лариса. — Экспертиза проходила в темное время, меня попросили сходить на крышу, где разрушена кровля. Они посветили там фонариками, потом наскребли на совочек мусор с грунтом возле стены и уехали.
В июле 2023 года суд в очередной раз признал дом аварийным, после чего прошла еще одна апелляция, на этот раз в Челябинске. На него поехала председатель ТОС Лидия Слюняева, взяв с собой документы независимой экспертизы, но ее выступление в защиту дома суд не убедило. В итоге опять вынесли решение, признав дом аварийным.
Как отмечает Лидия, на суде из трех судей были две пермские, специально приехавшие на это заседание.
У жильцов есть опасения, что никакого проекта по расширению улицы на месте их дома не будет, его просто снесут, а землю отдадут какому-нибудь застройщику под очередную высотку.
Мы попросили комментарий о ситуации с домом в городском департаменте жилищно-коммунального хозяйства. В ведомстве 59.RU ответили, в 2010 году здесь ремонтировали крышу — и больше никаких работ не было. При этом ремонт назвали капитальным.
В департаменте также уточнили, что в 2017 году разработали проектно-строительную документацию на ремонт фасадов, но не сказали, провели ли его. По данным жильцов, — нет.
— Многоквартирный дом по улице Попова, 57 признан аварийным и подлежащим сносу, — заключили в ведомстве. — При признании дома аварийным оценивали техническое состояние его конструктивных элементов. Многоквартирный дом планируют включить в программу по расселению.
Кстати, мы были в этом доме и раньше, в 2018 году. Все эти проблемы существовали и тогда. В этот раз мы специально заглянули в квартиру, где был дырявый потолок. Сейчас туда въехала семья с детьми, которая делает в этой квартире ремонт. Мы собрали старые фото и публикуем новые.