
Снаружи дом как будто умирает, но внутри уютно и надежно
Мы не раз писали о проблемах дома на Попова, 57 — его еще называют «театральным» или «актерским», так как здесь жили артисты театра и кино, среди которых был и режиссер Марк Захаров. Власти собрались расширить в этом месте дорогу, и дом, согласно этим планам, попадает под демонтаж. При этом его то признают аварийным и собираются сносить, то убирают из списка. В ноябре власти заявили, что дом все же признан аварийным и его снесут.
Мы встретились с жильцами, которые прошли через множество судов, отстаивая свой дом. Расселяться и переезжать отсюда они не хотят Они рассказали, почему внешне дом выглядит убитым, и уверили: внутри он все же крепкий.

Дом со стороны Луначарского — с торцовой стороны
Жили известные актеры
Четырехэтажку на Попова построили немцы в 1949–1951 годах. Дом строили по проекту архитекторов Облпроекта. Квартиры в новостройке дали профессорам университета, редакторам газет, работникам банков и артистам пермских театров.

Так выглядел дом в 1950-е годы
Здесь жили актеры, ставшие потом известными в кино. Например, заслуженная актриса РСФСР Нина Корниенко, прославившаяся ролью Шуры в фильме «Место встречи изменить нельзя» (12+), жила здесь в молодости, когда работала в Пермском театре драмы. Потом уехала в столицу, где играла в столичном Театре сатиры в дуэте с Андреем Мироновым.
Здесь же в 1950-е жил актер и режиссер Марк Захаров, автор фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» (0+), «Убить дракона» (12+), «12 стульев» (6+), «Обыкновенное чудо» (0+), «Формула любви» (0+) и многих других. Он попал в Пермский драмтеатр по распределению после окончания ГИТИСа, причем как актер. В Пермском университетском театре Марк дебютировал как режиссер. Позже к нему приехала невеста — актриса Нина Лапшинова, и именно в Перми они расписались.
Жильцы дома предполагают, что квартира Захарова и Лапшиновой находилась на первом этаже — там, где сейчас магазин «Букинист».

Марк Захаров c женой — актрисой Ниной Лапшиновой
В этот дом часто заходил в гости актер и наш земляк Георгий Бурков, известный по ролям в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+), «Старики-разбойники» (6+), «Печки-лавочки» (6+), озвучиванию мультфильмов «Жил-был пёс» (0+), «Трям! Здравствуйте!» (0+) и другим.
Этот дом связан и с актером Исааком Кастрелем, сыгравшим в фильмах «Ребята с нашего двора» (12+), «Моби Дик» (12+), «Вызываем огонь на себя» (12+) и других, а также актерами Людмилой Нимвицкой, Зинаидой Шерстневской, Константином Македонским, Борисом Мамонтовым и их семьями. Кроме того, в доме жили суфлеры, режиссеры, певцы и музыканты.
Во дворе находился еще один небольшой дом, в котором тоже жили артисты и концертмейстеры Оперного театра, но его снесли в 2000-е годы. Недалеко от двора был сарай, в котором хранили театральный реквизит. Его снесли буквально недавно — в ноябре 2024 года.
Хотят расширить улицу
В апреле 2022 года Минимущества Пермского края опубликовало приказ об изменении планировки площади Центрального рынка. В границы территории, которую хотят изменить, вошли участки между улицами Революции, Куйбышева, Луначарского, Пушкина и Попова.
На публичных слушаниях в июне 2022 года МКУ «Институт территориального планирования» представил проект планировки квартала. Согласно ему, на углу улиц Попова и Пушкина дома № 57 нет. В этом месте расширят дорогу, а ближе к рынку, согласно плану, появится 30-этажный жилой комплекс из трех высоток и школы.


Проект вызвал критику председателя правления Пермского краевого союза архитекторов и почетного архитектора России Виктора Воженникова. По его мнению, проект нарушит линию застройки улицы Попова и не позволит расширить улицу. Она может оказаться перегруженной, так как третья башня комплекса выходит на территорию, отведенную для перспективного развития улицы Попова.
59.RU уточнил в Министерстве транспорта, будет ли принят этот проект, но нам сказали, что проектные решения «ещё в стадии разработки».
Несмотря на то, что проект еще только готовится, городские власти поспешили признать дом на Попова, 57 аварийным, с чем жильцы принципиально не согласны.
Многотонная реклама на крыше
Фасад дома сегодня действительно выглядит устрашающе — с отпавшей штукатуркой, трещинами и пустившими корни деревьями на балкончиках. Но, по словам жильцов, власти ремонтировали его в 1970-е годы и с тех пор сильно запустили.
— У дома есть особенность, — поделилась с 59.RU председатель местного ТОС «Центр» Лидия Слюняева, живущая в этом доме. — Отопление у нас проходит не по подвалу, а по чердаку. — То есть крыша греется, из-за чего снег тает, образуются лед, сосульки. В 2010–2011 годах чердак решили утеплить, привезли две фуры утеплителя, покрыли им помещение чердака, а сами трубы им не обложили. Оставшийся утеплитель вывозили по ночам на «Газелях», а трубы продолжили нагревать чердак.



В 2000-е годы на крышу дома водрузили многотонную конструкцию с рекламой.
— Швелерами — толстыми балками продырявили крышу, из-за чего она начала рушиться, из-за веса и ударов при монтаже пострадал и фасад, — говорит еще одна жительница дома Лариса, присоединившаяся к нашему разговору. — Когда мы возмутились и сказали «Что вы делаете?», нам ответили, что это не наше дело.

Старый снимок, на котором видна часть конструкции на крыше и начало обрушения углового фасада
По словам жителей, место на крыше рекламщикам продала их УК «Пермская модель комфорта», директором которой тогда был Алексей Грибанов.
Согласно данным сервиса «Контур-Фокус», ООО УК «Пермская модель комфорта» была создана в 2006 году и управляла домами Ленинского района в центре, позже в ее полномочия перешел жилфонд Дзержинского района. Генеральным директором управляющей компании «Пермская модель комфорта» был депутат Гордумы Алексей Грибанов. Его сменил Владимир Кулешов, потом УК возглавил Максим Мушинский. В ноябре 2015 года компания попала во всероссийский список крупнейших должников за тепло, и в итоге, в 2016 году, была признана банкротом.
В 2012–2016 годах, а также с 2021 по 2024 года Грибанов был вице-мэром Перми. Он руководил департаментами социальной политики, образования, комитетом по физической культуре и спорту.
Также чиновник курировал процесс подготовки города к 300-летию Перми. Алексей Грибанов известен и тем, что высказался против концертов стендаперов в Перми.
В 2020 году дом исключили из программы капремонта. По мнению жильцов, всё это делалось специально, чтобы довести дом до аварийного состояния и в результате снести.
Мы связались с Алексеем Грибановым и спросили, почему установили эту рекламную конструкцию.
— Я сейчас даже не помню, кто там устанавливал эту конструкцию, до нас это было или после нас, — прокомментировал 59.RU Алексей Грибанов. — 18 лет прошло. Тем более, там потом, после меня, был другой директор и компанию разорили, обанкротили. Мы же очень коротко этим домом управляли, потому что дом маленький, нерентабельный, а жильцы хотели капремонт делать, это было невозможно, поэтому расторгли договор. Квартир мало, платежи маленькие, а требования очень большие. Мы просто физически не могли этот дом обслуживать, поэтому расстались. Это же так все дома передавали: без капремонта, идите и управляйте своими домами. Некоторые дома судились, чтобы государство их ремонтировало.
«У нас здесь коммунизм»
Интересно, что при ужасном фасаде внутри дома — полный порядок и неожиданно уютно. Как будто здесь сохранился дух коммуналок 1960-х — с цветами, зеркалом и даже кладовочками, наполненными вареньями и соленьями. Жильцы говорят, что хранят их прямо в подъезде, так здесь все свои и никто не ворует.






— У нас здесь коммунизм, — улыбается Лариса. — Мы живем здесь кто 40, а кто и 50 лет, ходим в гости, знаем друг друга и очень дружим. В доме 42 квартиры, но живет нас здесь гораздо больше, много детей.
— Мы вместе устраиваем Новый год, Масленицу, мальчишки строят во дворе штаб, а таджики в нашем доме готовят плов, — подхватывает Лидия и показывает фото с праздников.






В самих квартирах все надежно, просторно, высокие потолки и уютная планировка. Нигде ничего не течет, сделан хороший ремонт, а из-за метровых стен не слышно шума улицы.
Исключение — две квартиры, по которым проходит трещина, появившаяся, по мнению жильцов, после установки рекламной конструкции. Там требуется капремонт.



Жильцы заинтересованы в том, чтобы дом сохранился и стараются поддерживать его, сами скидываются на ремонт. Уже несколько лет идут суды, на которых городские власти пытаются признать дом аварийным. Но жильцы подают апелляции, и дом раз за разом в итоге убирают из списка аварийных.
— Мы подумали, что раз наш дом аварийный и есть угроза жизни, то пусть это подтвердит независимая экспертиза, — говорит Лариса. — И тогда мы согласимся с экспертами.
В 2018 году жильцы собрали 280 тысяч рублей на независимую экспертизу и обратились к профессионалам в Екатеринбурге. Но эксперты признали дом не аварийным, а требующим ремонта.



Спустя время после независимой экспертизы пришли специалисты от мэрии и провели свою.
— Это выглядело очень странно, — вспоминает Лариса. — Экспертиза проходила в темное время, меня попросили сходить на крышу, где разрушена кровля. Они посветили там фонариками, потом наскребли на совочек мусор с грунтом возле стены и уехали.
В июле 2023 года суд в очередной раз признал дом аварийным, после чего прошла еще одна апелляция, на этот раз в Челябинске. На него поехала председатель ТОС Лидия Слюняева, взяв с собой документы независимой экспертизы, но ее выступление в защиту дома суд не убедило. В итоге опять вынесли решение, признав дом аварийным.
Как отмечает Лидия, на суде из трех судей были две пермские, специально приехавшие на это заседание.
У жильцов есть опасения, что никакого проекта по расширению улицы на месте их дома не будет, его просто снесут, а землю отдадут какому-нибудь застройщику под очередную высотку.
Мы попросили комментарий о ситуации с домом в городском департаменте жилищно-коммунального хозяйства. В ведомстве 59.RU ответили, в 2010 году здесь ремонтировали крышу — и больше никаких работ не было. При этом ремонт назвали капитальным.
В департаменте также уточнили, что в 2017 году разработали проектно-строительную документацию на ремонт фасадов, но не сказали, провели ли его. По данным жильцов, — нет.
— Многоквартирный дом по улице Попова, 57 признан аварийным и подлежащим сносу, — заключили в ведомстве. — При признании дома аварийным оценивали техническое состояние его конструктивных элементов. Многоквартирный дом планируют включить в программу по расселению.
Кстати, мы были в этом доме и раньше, в 2018 году. Все эти проблемы существовали и тогда. В этот раз мы специально заглянули в квартиру, где был дырявый потолок. Сейчас туда въехала семья с детьми, которая делает в этой квартире ремонт. Мы собрали старые фото и публикуем новые.





