¬асилий ѕетров, ректор ѕермского государственного технического университета: «≈сли € почувствую, что мешаю университету развиватьс€, то уйду»
" src=
" src=
ѕолучить высшее образование – один из козырей дл€ получени€ работы в хорошей компании. «а годы, проведенные в стенах вуза, сталкиваешьс€ со многими интересными людьми, учишьс€ у разных преподавателей, однако не всем удаетс€ пообщатьс€ с ректором. » дело даже не в его статусе – просто руководителю «маленького городка» обычно некогда. — ректором ѕермского государственного технического университета ¬асилием ѕетровым мы смогли побеседовать только во врем€ его отпуска.

¬асилий ёрьевич ѕетров – доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы. ќн окончил ѕ√“” в 1970 году. Ќачинал работу в данном университете в 1972 году как ассистент кафедры «“ехнологи€ машин». ¬ 2000 года был избран ректором ѕ√“”. Ќаучные труды ¬асили€ ёрьевича св€заны с прикладными экологическими проблемами технологических процессов и производств.

– ¬ообще, когда ректорам вузов положен отпуск? Ћетом идет прием студентов, вступительные экзамены, зимой – сессии…

– Ќа самом деле, это беда не только ректора, а всех работников образовани€. Ќам законом предусмотрены достаточно длительные отпуска, но фактически их использовать некогда.

– ¬се же, когда вы успеваете отдохнуть?

– “радиционно € отдыхаю 2-3 недели в августе, потом пару недель в сент€бре. «атем неиспользованные отпускные дни накапливаютс€, и когда через п€ть лет у ректора заканчиваетс€ срок избрани€, ему выдают компенсацию за неиспользованный отпуск (улыбаетс€). Ќо при этом ругаютс€, что мы не используем положенные отпуска. ’от€ отдохнуть порой просто физически невозможно.                                                    

–  аким обычно бывает ваш рабочий день?

–  ак у всех руководителей. ѕрихожу к дев€ти, стараюсь не опаздывать. Ќо при этом уйти надо в 18 часов, иначе рабочий день может длитьс€ бесконечно.

– » получаетс€ в шесть уходить?

– »ногда получаетс€.  онечно, стараюсь день планировать, но все равно остаетс€ много неопределенности в графике. ¬едь, несмотр€ на то, что ты в вузе самый главный, тем не менее, приходитс€ подстраиватьс€ под графики других людей. ѕоэтому происходит очень много различных быстро организованных встреч, которые нельз€ пропускать. »з-за этого много суматохи, и довольно сложно все организовать так, чтобы все успеть и без долгов выйти в следующий день.

– ¬ последние годы многие российские вузы перешли из сферы образовани€ в сферу бизнеса…

– „то понимать под бизнесом? ≈сли бизнес – это дело, то мы никуда не переходили, мы занимаемс€ делом. ¬едем подготовку специалистов, проводим большой объем научных исследований, которые действительно принос€т нам доход. Ќо если под бизнесом понимать только зарабатывание денег, то, конечно же, мы в эту сферу не ушли и не уйдем никогда, как бы т€жело нам не было и какие бы заманчивые перспективы нам эта сфера не демонстрировала.

– —колько зарабатывает ваш университет?

– Ѕюджет нашего вуза в прошлом году составл€л чуть более 1 миллиарда рублей. »з них 300 миллионов приносили научные исследовани€, 500 миллионов – бюджетное финансирование, а остальное – образовательные услуги. ¬ этом году наш бюджет увеличилс€ за счет средств национального проекта.

– »сход€ из вашего замечани€, должно ли в стране быть платное образование?

– ƒолжно, но только в негосударственных вузах.

– Ќасколько в ѕермском крае, в частности, в ѕерми, развита сфера образовани€ как коммерческа€, так и государственна€?

–  оммерческа€ не очень развита. я считаю, что у нас оптимальна€ система высшего государственного профессионального образовани€. ѕри этом система в целом удовлетвор€ет потребности кра€ в специалистах. » пока в ѕрикамье не по€в€тс€ какие-то новые отрасли, то и дополнительные специальности в вузах открывать не имеет смысла. ћного ли из других регионов абитуриентов? ќчень мало кто приезжает. —ама по себе миграци€ в –оссии затруднена, ведь переезжать из одного города в другой очень дорого. ’от€ к нам приезжают из “юмени (несмотр€ на их хорошую систему образовани€), из ’анты-ћансийского автономного округа, из ”дмуртии. Ќо все же 90% абитуриентов – это жители ѕермского кра€. »сключение, наверное, составл€ют фармакадеми€ и медакадеми€, – там действительно много студентов из других регионов.

– Ќаблюдаетс€ ли у нас процесс «утечки мозгов»? ћногие, окончив университет, уезжают в другие города и страны?

– я бы не называл это €вление «утечкой мозгов». ƒа, наши выпускники уезжают, но это не массовое €вление, а продолжение их карьеры. ¬ообще, уезжают по разным причинам. Ёто те, кто от јкадемии наук получили гранты, по которым часть работы надо проводить за рубежом. ¬о-вторых, это те, кто по распределению попал, к примеру, на ѕЌќ—, а в дальнейшем перешел в другой офис «Ћ” ќ…Ћа», который имеет филиалы во многих странах мира.

¬ советское врем€ было, конечно, всесоюзное распределение выпускников, но только по р€ду специальностей. ¬ частности, в –оссии есть всего шесть кафедр по подготовке специалистов по производству кабелей. ѕоэтому у нас учатс€ реб€та из –ыбинска, из  ировской области, из ярославл€. ќни целевым образом направл€ютс€ к нам и затем возвращаютс€ обратно.

– ѕо итогам последних вступительных экзаменов, какой факультет пользуетс€ большим спросом?

– √овор€т, что традиционно гуманитарный, но у нас этот факультет был попул€рен всегда. ќдновременно у нас очень высокий конкурс на все направлени€, св€занные с информационными технологи€ми, химией, строительством, транспортом... Ќесколько отставали у нас специальности по машиностроительному профилю.

¬ообще, в этом году мы сделали самый большой набор абитуриентов за всю историю университета – более 7 тыс€ч первокурсников! ƒл€ сравнени€, в прошлом году мы прин€ли около 6 тыс€ч человек. “акой скачок произошел, главным образом, за счет заочного и вечернего отделений. ѕоэтому демографического спада, которого опасались, мы пока не почувствовали. ѕо разговорам с коллегами €сно, что в этом году все вузы благополучно преодолели эту демографическую €му.

– — момента, когда ѕолитехнический институт перешел в ранг университета, насколько сильно помен€лась культура образовани€, какие-то изменени€ ощущаютс€?

– Ќам ведь дали этот титул за то, что фактически мы €вл€лись университетом, а не за то, что мы пообещали таковым стать. ѕодтверждением того, что мы €вл€емс€ университетом, служат наши научные школы, известные ученые, объем проводимых научных исследований. ѕоэтому € считаю, что техническим университетом мы называемс€ по праву.

– ѕополнение молодыми сотрудниками происходит?

– ƒа, у нас пор€дка 30% штатного состава – это молодые люди до 32 лет. “рудно сказать, по каким причинам они остаютс€ в стенах университета, но уж точно не из-за заработной платы.

– ¬ дальнейшем как будет развиватьс€ ѕолитех? ѕо€в€тс€ какие-то новые факультеты?

– Ќе думаю, что будут происходить какие-то структурные изменени€. ќткрытие новых направлений и специальностей – дело довольно затратное и неэффективное, если при этом не будет серьезного заказчика-работодател€. ¬едь пор€дка 70-75% выпускников уход€т от нас с контрактами на работу. ѕоэтому, если мы откроем специальность, на которую в крае нет спроса, то это будет не очень правильно. ѕока мы не наблюдаем признаков того, что в регионе по€витс€ что-то принципиально новое, где понадоб€тс€ наши специалисты.

Ѕлижайша€ наша цель – стать исследовательским университетом. ћы будем развиватьс€ в сторону научной составл€ющей де€тельности вуза, а на ее основе будет строитьс€ и все остальное.

– ¬ последнее врем€ активно обсуждаетс€ тема внедрени€ единой школьной формы. ј если такую форму ввести в университете?

– ќна введена в р€де вузов, к примеру, в —анкт-ѕетербургском горном институте и в железнодорожных вузах. “акже есть сво€ форма на военных кафедрах.  онечно, если дл€ этого есть ресурс, то можно такую форму ввести. Ќо € считаю, что в университете это лишнее. ќднако в школах об€зательно должна быть форма! ¬едь человек должен выдел€тьс€ знани€ми, а не одеждой. Ѕлагодар€ форме нельз€ будет сказать, где тут реб€та из бедных семей, а где из богатых.

–  ак при такой зан€тости вам удаетс€ совмещать научную де€тельность и административную?

– я о серьезной научной де€тельности мечтаю. —ейчас же, главным образом, стараюсь участвовать в процессе постановки тем, обсуждени€ идей, стараюсь обсуждать результаты исследований.

–  акова ваша главна€ цель как ректора университета?

– √лавна€ цель – университет должен быть уважаемой и узнаваемой структурой, чтобы выпускники, выход€ из него, с гордостью говорили: «ќ! √де € училс€!». ÷ель достигнута, если родители направл€ют своих детей учитьс€ именно в наш университет, и если знани€, полученные реб€тами за п€ть лет, оказались полезными, помогли в профессиональной карьере.

–  акие-то встречи с выпускниками организовываютс€?

– —коро наш университет закончит 100-тыс€чный студент, и поэтому мы создаем свою јссоциацию выпускников. »х очень много, и благодар€ им можно поддерживать дух ѕолитеха, взаимодействовать со всеми уровн€ми власти. √лавное, чтобы они помнили, где учились!

– ¬ы ведь сами закончили ѕолитех. —о своими одногруппниками встречаетесь?

– ƒа, каждые п€ть лет встречаемс€. Ќо нас что-то все меньше становитс€. Ќеудивительно, ведь уже 37 лет прошло, как мы закончили ѕолитех. Ќаверное, года через три, на 40-летие встретимс€ вновь.

– —амое трудное в вашей профессии с чем св€зано?

– — общением с людьми. Ћюди разные, их очень много, и нужно постаратьс€ как-то удержать ровный тон со всеми, – это самое главное. ѕонимаете, ѕолитех – это наш дом, наша семь€. », как в семье, нужно, чтобы младшие уважали старших, более успешные помогали менее удачливым.

–  ак складываютс€ ваши отношени€ с руководител€ми других пермских вузов?

– ћы с ними со всеми в товарищеских, даже дружеских отношени€х. ѕерми завидуют, что руководители вузов так вместе держатс€, решают все мирно. ћежду нами нет конфликтов.

– ¬ ћоскве и за рубежом ѕ√“” уже стал брендом, его узнают?

– Ќу, на ярославском вокзале, наверное, нет, а в профессиональной среде – да.   примеру, у нас есть хороший партнер – компани€ «ћерседес», поэтому в √ермании о нас знают. ћы работаем с AMD, поэтому о нас известно в Ўтатах.  роме «Ћ” ќ…Ћа», нашими выпускниками интересуютс€ и многие другие нефтедобывающие компании, даже, например, австралийска€ горна€ компани€ BHP- Billaton.

–  аковы ваши дальнейшие планы? Ќамерены ли вы баллотироватьс€ еще на один срок в ректоры ѕ√“” или, может быть, политикой займетесь?

– ѕолитикой уже никогда! “ам есть профессиональные люди, которые этому жизнь посв€тили. Ёто серьезна€ работа, которую нельз€ совмещать с чем-то другим.

”ниверситетом € еще поруковожу, а когда срок подойдет к концу, посмотрю, что делать дальше. —ейчас трудно загадывать. Ќо если € почувствую, что мешаю университету развиватьс€, то уйду.

– ≈сли поговорить о вашей личной жизни. —кажите, а дети, внуки у вас есть?

– ¬нуков пока нет. ƒетей двое – сын и дочь.

– ј учились они у вас в университете?

– ƒа, дурной пример заразителен (смеетс€).

– ѕо какой специальности?

– ƒочь окончила школу №7 и пошла в переводчики. ѕоработала в туристической фирме, а теперь работает в банке. ѕоэтому сейчас учитс€ на специальности «‘инансы и кредит». ј сын все еще ищет себ€. ќн защитил диссертацию, но в науке не осталс€.

– √де любите проводить отдых?

– ¬ деревне. ” нас есть дом в —уксунском районе. “ам тихо, спокойно, люди добрые.

– “о есть вдали от цивилизации?

– Ќу, как вдали? “елевизор и телефон есть. Ќо мы в деревне отдыхаем от шума. “ам царит удивительна€ тишина.

– Ќе было желани€ переселитьс€, скажем, на мес€ц на необитаемый остров и отдохнуть от всех?

– Ќет-нет! “уризм, охота, рыбалка, карты, байдарки, походы – это все не мое. я не человек экстрима! ¬се свои потребности в нем € удовлетворил в молодости игрой в баскетбол.

–  акое у вас хобби?

– ƒаже не знаю… работа. ¬едь все равно, когда приходишь домой, то продолжаешь над какой-то проблемой думать.

– — женой не советуетесь?

– Ќет. ∆ена, вообще, мало посв€щена в то, чем € занимаюсь.

– “елевизор часто получаетс€ смотреть?  акой ваш любимый канал?

– ќдного какого-то не назову. ћы уже в возрасте и привыкли смотреть три канала: ѕервый, «–осси€», Ќ“¬. “акже интересные новости на «≈вроньюс», –Ѕ , “¬÷… ѕорой просто смотришь то, что интересно.   примеру, спортивный канал – все равно ведь хочетс€ знать, сколько и кому мы проигрываем в футболе.

– ј кроме футбола какими еще видами спорта интересуетесь?

– ћне футбол, вообще-то, не очень интересен. ѕочему? ¬едь это не наш футбол, и это демонстрируют неудачи нашей сборной. Ќеумение организовать приводит к тому, что мы имеем… ¬ообще, сейчас спортом особо не интересуюсь, а раньше «—оветский спорт» выписывал.

– ¬ы упом€нули, что наигрались в баскетбол…

– ƒа, раньше у нас была хороша€ пермска€ команда «ƒинамо». я играл в ней в 1965-70 годах. ћы тогда довольно сильной командой были. Ќо ее быстро растащили, и игроки разъехались кто куда.

– ѕоследн€€ книга, которую вы читали?

– ќ, страшный вопрос. ¬ основном читаю детективы.  ниги современных авторов не очень люблю. Ќравитс€ перечитывать романы ƒрайзера, детективы зарубежных авторов. ¬ообще, € больше люблю газеты. »х € все читаю, особенно ««везду» и « оммерсантъ». ¬се остальное – некогда.

– ≈сли бы у вас сейчас по€вилась свободна€ минута, чем бы вы зан€лись?

– “рудно сказать. Ёто настолько неожиданно… Ќачал бы думать, что делать в следующую минуту.