Что лежит в карманах человека, выходящего из дома на работу? Телефон, деньги, банковская карта. Может быть, ключи от машины, права и паспорт. В карманах журналистов еще водятся журналистские удостоверения. До этого дня считалось, что эти удостоверения гарантируют ваше конституционное право на получение информации. Как и статья 144 УК РФ, определяющая ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.
Но порой эти «корочки» не выручают. 9 сентября в Перми, уже после марафона, люди вышли в поддержку всероссийской акции против пенсионной реформы. Неважно, кто этих людей организовал, волоком их никто не тащил. Точнее, тащил — но не на акцию, а с нее, в полицейские пазики. Да, акция была несогласованной. Но давайте вспомним: согласование возможности сказать своё «фе» — это уже просто ставшее привычным обстоятельство, условие. Когда-то его не было, и можно было говорить что угодно и где угодно. Сейчас — нельзя. И мы привыкли. И каждый второй скажет: «Сами напросились». Но тот, кто «напросился», ответит: «Я просто высказываю свое мнение. Нельзя?»
На этой акции в Перми задерживали два типа участников: тех, кто вёл себя активно, и тех, у кого были флаги. Знаете какие? Правильно, обычный российский триколор. Почему? Видимо, потому что флаг. Им можно махать и привлекать к себе внимание. А этого, извините, у нас делать не стоит. Розовыми ли волосами в школе, флагом ли на площади, когда вышел «не за то».
Владислав Аскариди, главред «ПроПерми», мой коллега, оказался среди задержанных. Флага у Влада не было. Задерживают провокаторов? Я хорошо знаю Влада для того, чтобы сказать, что он не провоцировал. Он делал свою работу — снимал задержания участников акции для стрима в группу своего портала. Трансляция обрывалась, от паблика приходили и приходили уведомления о начале новой и новой трансляции, а потом всё затихло. Коллеги сообщили: Влада задержали. Причина, которую ему озвучили, — «стоял на проезжей части». Наверное, просто совпало. А акция и другие задержания тут и ни при чем. Влад стоял на проезжей части! Правда, за это обычно наказывают сотрудники ГИБДД.
Влада продержали в полиции несколько часов. В это время мы перекинулись парой слов. Мне в личку писали и спрашивали, знаю ли я, что с ним. Я уточнила — те самые корочки журналиста он собой взял. Полицейским говорил, что он работает. Но в итоге его просто взяли и утащили в пазик. Как поступили с журналистами и в других городах. Почему? Наверное, потому что они тоже просто не там и не тогда стояли. И смотрели не на то, на что надо было смотреть. Еще и на камеру это всё снимали, ну что за люди.
Пока я писала эту колонку, в группу портала 59.ru приходили один за другим уведомления — «такой-то такой-то отреагировал на фото». На фото — синяки на руках Натальи Вавиловой, координатора штаба Алексея Навального в Перми. Её задержали еще в самом начале акции, она и поучаствовать в ней не успела. Знаете, какая реакция у людей на эти фото? Хохочущий смайлик. Потому что травмы — это же смешно. Побои — смешно. Декриминализировать. Пенсионный возраст — смешно. Поднять. Мнение людей — смешно. Затолкать в автозак. Документы, дающие право, рабочие обязанности — смешно. Затолкать в автозак-2. Чтобы не стояли, где не нужно, и не снимали, что не надо показывать.