Столетний парк имени Пушкина в Лысьве признали объектом культурного наследия. Но вместе с ним в охраняемую зону попали и частные жилые дома лысьвенцев. Жители отмечают: узнали они об этом случайно, власти их не предупреждали. Теперь владельцы не могут ими распорядиться — перестроить или продать.
О проблеме нам рассказал житель Лысьвы Алексей. В феврале он купил земельный участок рядом с парком, никаких ограничений при оформлении сделки в документах не было, цена была среднерыночной. В мае он обратился в администрацию Лысьвы, чтобы получить разрешение на строительство на этом участке, и именно тогда выяснилось, что территорию внесли в охраняемую государством зону культурного наследия еще в 2019 году. А, значит, ничего построить на ней он не может. Алексей опросил местных жителей — как оказалось, они тоже ничего не знали об изменениях.
Возмущенные жители обратились с вопросом, почему так произошло, к главному архитектору Лысьвы Артему Мухину. Но, как оказалось, не знал о ситуации и он. Мухин отправил запрос в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края. В ответ начальник инспекции Александр Жуковский перечислил запреты, которые теперь налагаются на собственников домов, оказавшихся в зоне.
— В границах защитных зон запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Настоящие требования распространяются на все объекты капитального строительства, включая жилые дома, — говорится в ответе.
— Согласно этому распоряжению, теперь мы не сможем продать эти участки и дома, — объясняет Алексей. — До указа рыночная стоимость земли здесь составляла 900 тысяч рублей за участок в шесть соток, это элитный район. Сравните — в других районах Лысьвы земля стоила 350–400 тысяч рублей за такой же участок. А сейчас будет стоить рубль — она попросту обесценилась. Ведь дома в этой охраняемой зоне нельзя ни построить, ни перестроить, их никто не купит. Точнее, перестроить их всё же можно, но для этого нужно утверждать проект в той же инспекции за 500 тысяч рублей.
Кстати, жилой район, прилегающий к парку, не сразу оказался в охраняемой зоне. Сначала вышел приказ № СЭД 55-01-05-24 от 04.02.2019 года. Согласно ему, обозначили границы зоны культурного объекта — парка на Мира, 46. Но спустя четыре месяца, 5 июня 2019 года, появился еще один приказ, по которому защитную зону увеличили на 150 метров дальше от границ парка. В неё, собственно, и вошли 100 домов поселка.
Сам Алексей возглавил инициативную группу местных жителей. Мужчина отмечает: они неоднократно пытались поговорить с главой города о ситуации и узнать, почему их никто не предупредил, но пока им ответили, что из-за пандемии и самоизоляции с главой не поговорить даже по телефону.
— Единственный человек, который отозвался на наш запрос, — главный архитектор города, но и ему не могут дать четкий ответ, — говорит Алексей. — Мы бы очень хотели получить ответ, почему нас включили в эту зону и не предупредили об этом, а также не заключили договоренностей, не провели никаких слушаний. Почему нам не выплачивают компенсации? Ведь наши участки обесценились, а мы покупали их за немалые деньги.
В самом парке сейчас идут работы — асфальтируют дорожки, планируют провести новое освещение, заменить входную группу. Работы проводит пермская подрядная организация «Конкурент». Строители хорошо показали себя ранее еще при строительстве детского парка в Лысьве. Но, по словам обратившихся к нам лысьвенцев, организация не имеет лицензии на осуществление деятельности по сохранению культурных объектов, как полагается по федеральному закону. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), ООО «Конкурент», оно же «Спецдорстрой», специализируется на кровельных работах и строительстве автомобильных дорог и автомагистралей. Об этом мы тоже спросили администрацию Лысьвы — телефонов подрядчика в Сети нет.
Редакция выслала официальный запрос в администрацию Лысьвы и в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края. Ответы мы обязательно опубликуем.
Мы уже писали о проблемах, связанных с собственностью граждан. В Перми землю под домами с приватизированными квартирами на улице Окулова, 11, 12 и 13 изъяли для государственных нужд — на этом месте планировали построить подстанцию для оперного театра, но жителям предоставили низкие компенсации. А владельцам гаражей в Разгуляе, которые незаконно сносили и грабили, долгое время отказывались платить компенсации.