В Прикамье скорую и неотложную помощи планируют объединить в единую систему с одним диспетчерским центром. Сейчас рассматривают две возможные модели работы и оказания скорой и неотложной медпомощи людям: в первом варианте «неотложки» будут при поликлиниках, во втором — при станциях скорой помощи. О том, что это значит и как каждый из вариантов будет работать, мы поговорили с главным врачом пермской станции скорой медицинской помощи Евгением Камкиным.
— Евгений Валерьевич, почему приняли решение объединить две службы? Какая главная цель?
— Повышение уровня медицинских услуг для населения Прикамья является одной из приоритетных задач, поставленных перед Министерством здравоохранения губернатором Максимом Решетниковым. Наша главная задача — повысить эффективность работы скорой медицинской помощи и неотложки. Ежедневно на телефон скорой помощи поступает около полутора тысяч обращений. В год, при норме 300–312 тысяч обслуживается 370–380 тысяч вызовов. Стоит отметить, что 30% всех вызовов предназначены для неотложной помощи — это вызовы на случаи, не угрожающие жизни человека. Но они выполняются бригадами скорой помощи.
— Получается, что цель объединения — разгрузить бригады скорой помощи. А из-за чего они перегружены сейчас?
— Предлагаю начать с основных понятий: для чего создана скорая помощь, а для чего — неотложка. Скорая помощь оказывает экстренную помощь пациенту, если его жизнь находится в опасности. Если человек приболел, например, у него давление, температура, боль в суставах, и он не может самостоятельно сходить на прием к врачу в поликлинику, к нему должна выехать неотложная медицинская помощь. Но поскольку многие жители не знают номер неотложки, а в некоторых амбулаторно-поликлинических учреждениях такое отделение вообще отсутствует, люди обращаются в скорую. Этот телефон знают все. Таким образом, вызовы, которые должны быть обслужены бригадами неотложной помощи, обслуживает скорая. Из-за этого снижается эффективность работы нашего учреждения и увеличивается время доезда врачей скорой к пациентам.
— Насколько сильно изменится схема оказания скорой и неотложной медпомощи?
— Когда будет создан единый диспетчерский центр, то населению станет проще, потому что не надо будет искать номера неотложек или думать, куда обратиться в первую очередь. Будет один номер для обеих служб. Высококвалифицированный диспетчер — с медицинским образованием и большим стажем работы — примет вызов, проанализировав симптомы больного, определит, какую бригаду необходимо к нему отправить: неотложку или скорую.
— Вы сказали, что в некоторых поликлиниках нет отделения неотложной медицинской помощи. Где они будут созданы — при поликлиниках или станции скорой помощи?
— У нас есть два проекта, которые мы будем реализовывать в ближайшее время. В обоих случаях идея заключается в том, что центр приема вызовов должен быть единым. В первом варианте — бригады неотложки будут созданы при поликлиниках, во втором — при скорой помощи.
Первый пилотный вариант скоро будет отработан на скорой помощи Перми и одной из поликлиник города. Второй вариант — для тех населенных пунктов, где отсутствует отделение неотложной помощи при поликлиниках или поликлиник нет вообще. Бригада неотложки будет формироваться не при амбулаторно-поликлиническом учреждении, а при станции скорой помощи. Планируем отработать этот вариант в Соликамске на базе местной станции скорой помощи.
—Те бригады, которые сформируются при станции скорой помощи, будут состоять из специалистов скорой, или придется принимать на работу новых сотрудников?
— Бригады неотложной медицинской помощи будут формироваться дополнительно, из новых сотрудников. Бригады неотложки отличаются от бригад скорой помощи. Они состоят только из одного медицинского работника, у них другое оснащение медикаментами и оборудованием. Потому что в данной ситуации причины вызова неотложные: надо сбить температуру, измерить давление, дать необходимые медикаменты от болей в суставах. При этом не надо проводить экстренные реанимационные мероприятия.
В дальнейшем мы оценим оперативность обслуживания, доступность и качество оказания медицинской помощи. И примем решение, какую модель будем использовать. Возможно, остановимся на обеих.
— Кто будет заниматься комплектацией новых бригад?
— Комплектация этих бригад — обязанность заведующего поликлиникой, либо — главного врача станции скорой помощи.
— Когда планируется начать реализовывать проект?
— Запустить планируем в ближайшее время, сейчас оттачиваются и регулируются некоторые технические моменты взаимодействия, правовые моменты. Точные сроки до согласования с Министерством здравоохранения Пермского края сказать не смогу. Для нашего учреждения стоит задача — закончить все подготовительные мероприятия в течение июля.
— Как будет определяться, кому нужна экстренная медицинская помощь, а кому — нет? На какой вызов должна ехать скорая, а на какой — неотложная помощь?
— Критерии оказания скорой помощи и неотложной заложены на федеральном уровне, они прописаны в приказе «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Скорая медицинская помощь прежде всего призвана помочь человеку, жизнь которого находится в опасности и требуется экстренное медицинское вмешательство. Например, при потере сознания, нарушении дыхания, ожоге, кровотечении, любых чрезвычайных ситуациях. В случае если прямой угрозы для жизни нет — например, при ОРВИ, гриппе, температуре, давлении и подобном, — к пациенту поедет бригада неотложной медицинской помощи. Как я уже говорил, диспетчеры будут тщательно анализировать причины обращений. Если состояние человека не жизнеугрожающее, этот вызов может обслужить поликлиническая служба.
— Как долго шла подготовка к внедрению проекта?
— Эту работу мы начинали еще в 2012 году. Сначала количество вызовов, которые мы передавали от скорой к неотложной помощи, было небольшим. Нужно было подготовить и врачей, и персонал, который будет работать в поликлинике и обслуживать неотложные вызовы. Сейчас практически во всех поликлинических учреждениях города такие отделения созданы, и это показывает эффективность нашего взаимодействия с поликлиниками.
— Где будет располагаться единый диспетчерский центр?
— Мы предполагаем, что он будет создан при станции скорой помощи Перми.
— Как будет выстроена работа с диспетчерским центром 112?
— 112 — это служба, в которую обращаются в чрезвычайных ситуациях, происшествиях. Сейчас у нас с ними налажено взаимодействие. Около 10% вызовов, которые поступают на скорую помощь, регулярно передаются как раз с диспетчерской службы 112.
— Увеличится ли число работников скорой и неотложки? Как будут платить работникам?
— Численность работников будет зависеть от выбранной модели и наличия или отсутствия отделений неотложной помощи. Например, в Перми количество работников скорой и неотложки не изменится, а там, где нет отделений неотложки, увеличится — мы будем создавать эти отделения и нанимать для них сотрудников.
Зарплата работников будет зависеть и от того, где эти бригады будут созданы. Если при поликлинике, то она будет зависеть от финансовых возможностей поликлиники. Если при станции скорой помощи, то, соответственно, от нашего финансирования.
Что касается опыта других регионов по этому вопросу: что позаимствуете у них?
— В своей работе мы очень часто обращаем внимание на опыт наших коллег из других городов. Хотя с 2012 года мы были одним из первых регионов, который начинал развивать службу неотложной помощи при поликлиниках и ее взаимодействие со скорой. Хочу отметить, что недавно к нам приезжал специалист со станции скорой помощи Москвы, который курирует развитие пилотного проекта объединения скорой помощи и неотложки. Они в течение пяти-шести лет искали модель взаимодействия. В конце прошлого года москвичи создали единый диспетчерский центр и сформировали бригады неотложки при станции скорой помощи.
Думаю, что, учитывая опыт работы московских коллег и других субъектов, мы сможем реализовать проект в гораздо более сжатые сроки. Да и опыт у нас уже имеется.
— Возможно, для вас какие-то моменты из опыта коллег — очевидные ошибки, которые нужно учесть?
— Тут самое главное — создать правильный алгоритм приема вызова (опросник), чтобы избежать неправильного выбора профиля бригады диспетчером. Допустим, на вызов нужно было отправить неотложку, а выехала скорая, и наоборот. Нам необходимо чётко и слаженно работать, нам ни к чему неверные шаги, мы планируем стать лучшей станцией скорой помощи в России чрез несколько лет. Самое главное, чтобы поликлиники и скорая помощь работали в едином информационном пространстве, было единое программное обеспечение.
— За какое время скорая должна прибыть к пациенту? За какое — неотложка? Изменятся ли нормативы после реформы?
— Норматив обслуживания — это время с момента вызова до прибытия бригады либо скорой, либо неотложной помощи к пациенту. Они определены на федеральном уровне, и мы их не можем изменить. Для обслуживания вызовов скорой медицинской помощью в экстренной форме норматив 20 минут. Для обслуживания вызовов в неотложной форме в поликлиническом учреждении — два часа. Сейчас, так как нагрузка большая и бригадам часто приходится обслуживать непрофильные вызовы, процент тех, что соблюдаются по нормативам, до 100 не доходит. И наша задача — его повысить. Идеально было бы 100% сделать, но мы должны понимать, что территория Пермского края очень большая. Иногда вызовы поступают из населённых пунктов, расстояние до которых невозможно преодолеть за 20 минут. Поэтому наша цель — обеспечить соблюдение нормативов для 95% вызовов для скорой помощи в экстренной форме. Для неотложной помощи есть и возможности, и ресурсы, чтобы обеспечить 100% вызовов в нормативное время.
— В связи с такими глобальными изменениями планируется ли обновление автопарка?
— Автопарк, конечно, будет обновляться. Надо отметить, что для неотложной бригады не обязательно использовать санитарный автомобиль. В некоторых регионах используются отечественные автомобили типа «Лады-Ларгуса». Наш автопром уже начал готовить такие машины, в них даже небольшие носилки можно установить.
— Евгений Валерьевич, хотелось бы узнать ваше личное мнение: насколько эффективно будет работать новая система?
— Эта реформа — возможность сделать медпомощь более доступной. До 2012 года каждая служба работала изолированно, поликлиника принимала вызовы самостоятельно по какому-то непонятному принципу. И население обращалось к нам по любым вопросам. Как я уже говорил, в крае 30% вызовов, поступающих в скорую помощь, не относятся к экстренным. По Перми за счёт взаимодействия и развития неотложной помощи при поликлиниках доля этих вызовов составляет где-то 10% — и это хороший пример, доказательство того, что модель можно распространять на весь регион. Благодаря реформе мы сможем увеличить скорость прибытия на вызов — когда эффективнее работает неотложка при поликлинике, меньше непрофильных вызовов поступает в скорую, улучшается доступность даже с тем количеством бригад, которое у нас есть. Мы быстрее выезжаем на экстренные вызовы. А ведь чем быстрей врачи приедут, тем лучше.