Уход за глубоко пожилыми родственниками в нашей стране традиционно считается делом внутрисемейным и при этом чисто женским. Как это отражается на самих женщинах, почему с каждым годом все сильнее проявляется сэндвич-синдром и что называют этим термином, во время пермского фестиваля We-fest рассказала Елена Здравомыслова, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
— Для меня этот вопрос очень личный — мне приходилось ухаживать за родственниками и совмещать эту домашнюю неоплачиваемую работу с оплачиваемым трудом и воспитанием ребенка, — отметила Елена Здравомыслова в начале лекции.
Рассказ получился очень интересным. 59.ru приводит все важные цитаты из лекции, для удобства разбив их на блоки.
Что такое сэндвич-синдром
— В центре — женщина. С одной стороны, от нее требует заботы младшее поколение (это могут быть внуки, а не дети), с другой — старшее. Женщина разрывается между двумя ролями. Это и называется сэндвич-синдромом, — объяснила Елена Здравомыслова. — Дополнительно она еще может работать — что, как правило, и бывает в российском контексте.
Когда женщина попадает в такую ситуацию? В возрасте от 45 до 65 лет, когда ее родители или родственники мужа сдают свои позиции. Они не в состоянии за собой ухаживать и вынуждены положиться на среднее поколение — стержневое. Конечно, это проблема семьи в целом. Но наш контракт работающей матери (этим термином обозначают совмещение женщиной двух ролей — на работе и в семье. — Прим. ред.) устроен еще с советского времени так, что значительную часть неоплачиваемого домашнего труда выполняют женщины. Мужчины оказывают фрагментарную помощь: финансовую, физическую. Но повседневный рутинный уход — это в основном женщины.
Сэндвич-синдром — это будущее нынешней молодежи, которая явно склонна к откладыванию возраста вступления в брак и деторождения. Я не говорю, хорошо это или плохо. Я говорю, что этот тренд необратим. Сначала люди вкладывают свои силы и ресурсы в получение образования, пробные отношения, в свою другую жизнь. Только потом принимают репродуктивные и матримониальные решения — где-то к 30 годам, а то и позже. Контрацептивная культура изменилась, люди более сознательно, чем раньше, решаются на рождение ребенка. В прежние времена женщина рожала примерно в 21 год. Когда ребенку исполнялось 20 лет, ей было чуть за сорок — это репродуктивный возраст, она работала в полную силу. Ее родителям при этом было около 60. Они могли уже выйти на пенсию, но при этом были способны помогать с внуками, а затем быстро умирали — где-то до 70 лет. Сэндвич-синдрома не было. А вот когда рожают позже, а старшие родственники живут дольше, тогда и возникает сэндвич-синдром.
Почему забота о пожилых становится большой проблемой
— Во время опросов общественного мнения, когда людей спрашивают, не хотят ли они делегировать заботу о старшем поколении, те отвечают: «Мы не отказываемся от родственного долга. Но важно, чтобы общество нам помогало». А общество, между тем, недостаточно помогает среднему поколению балансировать между заботой о пожилых, младшем поколении и оплачиваемым трудом. Это важно, потому что оно обеспечивает баланс между занятостью и заботой для родителей маленьких детей. Мы можем говорить о том, что детских садов не хватает, но поддержка выражена. И при этом совсем плохо с институтами, которые могли бы поддерживать баланс на другом этапе жизненного пути. И это, кстати, не только российская проблема. Государство, социальные службы вкладываются в подрастающее поколение. А зачем им вкладываться в уходящее?
Россия недавно стала относиться к категории стран, где происходит активное старение населения: из-за роста продолжительности жизни и снижения рождаемости процент людей старше 60 лет быстро увеличивается. Как говорит одна из комментаторов: «Пришло серебряное цунами на нашу землю, а мы не готовы». Старшее поколение будет дольше жить и, как прогнозируют врачи, больше болеть. То есть продлится период, когда пожилые будут нуждаться в повседневном уходе. В России еще заметен эффект преждевременного старения. На Западе люди не говорят о себе: «Мы старые». А в России общество эйджистское, то есть осуществляет дискриминацию по возрасту: это может быть и пренебрежительное отношение, и избыточная опека. Люди старшего возраста не востребованы в обществе, ориентированном на продуктивность. Сами себя они чувствуют ненужными, а это влечет за собой и депрессии, и ухудшение здоровья.
Чем плохо, если о пожилом заботятся только его родственники
— Мы можем какими угодно сентиментальными красками описывать, как все поколения живут под одной крышей. Как всем хватает места и денег, нет конфликтов… Но эти рассказы так далеки от реальности и утопичны, что лучше быть готовыми к другому сценарию. Старшее поколение не хочет жить со средними и младшими родственниками. А сэндвич-поколение не готово нести в одиночку все грузы семейных ролей, которые влекут за собой кучу внутрисемейных конфликтов, разрушение личности заботящегося и преждевременное старение. А также плохую заботу о пожилом человеке — потому что ему нужно не только то, что может сделать вот эта замученная женщина с рисунка (см. иллюстрацию выше. — Прим. ред.).
Этим людям нужно многое другое. Нужна поддержка общества. Нужно изменение культурной модели хорошего старения и хорошего ухода за пожилым человеком. Эта модель должна стать более современной. Исследователи говорят о ромбе заботы, когда за пожилым человеком ухаживают и семья, и рыночные институты, и государство, и соседское сообщество.
Чего не хватает сэндвич-поколению
— Всего. Не хватает времени. Не хватает денег — на лекарства, на врачей, другие потребности пожилых. Не хватает институциональных ресурсов. Не хватает отдыха: нет времени на себя, в результате запускается собственное здоровье и наступает преждевременное старение. На работе — проблемы из-за того, что приходится совмещать ее с заботой о пожилых родственниках. Все это сопровождает чувство вины: из-за конфликтов, раздраженности, ощущения, что ты не лучшим образом все обеспечиваешь.
Какие изменения нужны
— Нужна профессионализация и коммерциализация сферы. Сейчас уже есть возможность нанять помощников. В крупные города из стран бывшего советского пространства и депрессивных регионов люди приезжают работать уже не столько как няни для детей, сколько как помощники в уходе за пожилыми. Но не всем доступна услуга оплачиваемого домашнего работника: нужны не только деньги, но и место для его размещения.
Появились платные дома-пансионаты для пожилых. У одиноких людей есть какой-то выбор. Но в семьях разговор о том, чтобы поместить родственника в какой-то институт, пока не стоит совсем. К тому же это требует заявления со стороны пожилого человека. Одинокий такое заявление написать готов. А отдельно проживающие, но семейные люди говорят, что не готовы. Потому что таким заявлением они покажут, что дети за ними не ухаживают. Мой призыв — в пансионатах должны быть такие условия проживания, чтобы этот вопрос начали рассматривать в семьях. Как это уже есть в Финляндии, Италии, Испании.
Наемный труд, специальные сервисы, разделение труда в семье и развитие институциональной заботы — это то, что поможет сэндвич-поколению. Нужно, чтобы социальная политика была изменена, стала симметричной политике поддержки молодой семьи. Чтобы было нормальное пособие для тех, кто ухаживает за старшими родственниками — как в некоторых странах. Потому что сейчас, например, такое пособие составит около 1,5 тысячи рублей в месяц.
Во время фестиваля We-fest также состоялся круглый стол, посвященный пенсионный реформе. Мы выделили 10 неочевидных проблем, связанных с новым законом.
Ранее мы рассказывали о прогнозе развития страны вплоть до 2036 года — его сделало Минэкономразвития России.