Этот сериал мы изначально начинали как серию материалов о ЖК. Но в Перми немало интересных домов и мест, под эту категорию не попадающих. Словами наших читателей уже рассказывали о том, как живется в таунхасе на окраине, о плюсах и минусах жизни в быстровозводимом каркасном доме в лесу, писали и о жизни в Верхней Курье, и на Комплексе политеха. Сегодня автор колонки расскажет о жизни в одном из домов на Слудской горке — им недавно обновили фасады. О благоустройстве, проблемах с мусоропроводом и периодически появляющейся живностью, соседях и инфраструктуре — далее от первого лица.
— Вопреки ожиданиям от привалившего счастья к 300-летию Перми, квартиры в знаменитых домах «точка-тире» на Слудке не особо выросли в цене после переоблицовки. На ЦИАНе «трешка» в панельной девятиэтажке стоит в районе 5 млн рублей, а в кирпичной высотке — чуть больше 6 млн. Но в целом с точки зрения комфорта жить стало лучше, жить стало веселее — подсказывает опыт проживания «на Пермском Манхэттене» с 2000 года.
В темноте, да не в обиде
Я заехала с родителями в трехкомнатную квартиру в «ТубОрге» в самый миллениум, под окончание школы. Пивная вывеска под крышей дома действительно очень долгое время была его визитной карточкой… Как и проходной двор во время шумных городских праздников. Но деваться было некуда — в то время застройка в центре велась не особо, и папе с мамой пришлось выбирать что-то из вторички. К шуму трамвая под окном мы успели привыкнуть — переехали сюда с той же Петропавловской, только в районе Плеханова. А вот к «автодискотекам» летом и жуткой темноте зимой — категорически нет. С криминалом, правда, всё не так плохо — один раз на лестничной клетке был обнаружен труп бездомного, и еще было нападение на соседа, его ограбили таджики. Кстати, здешние «точка-тире» до сих пор не обнесены заборами, что, безусловно… радует!
Добрососедство и экосистема
Неоспоримым преимуществом столь долгой жизни здесь для меня сразу стали хорошие соседи — во-первых, их не слышно (стены толстые, тоже классно!), во-вторых, многие живут еще дольше, чем я, в-третьих, все друг друга знают и доверяют (дом одноподъездный, а сейчас еще ведутся увлекательные светские беседы в чате). Когда на нашем восьмом этаже был пожар, все дружно спасали погорельцев. Когда мой сын терял ключи, его на полдня приютила мама моей одноклассницы. Мой бывший муж как-то разнимал дерущихся этажом выше. Ну и одалживание соли или там инструментов — само собой, в порядке вещей. Наша 12-этажка построена в семидесятые, и здесь до сих пор живут настоящие аксакалы, которые будто специально поджидают тебя на улице, чтобы рассказать очередную историю про гнезда на ровесницах-лиственницах или деревянных богатырей, которых мы все после реставрации недосчитались.
Двор, которого не было
Это вообще довольно удивительно, ведь у нашего дома нет двора — только парапет, возле которого и сейчас в летнее время пьют пиво и стар и млад. С детьми погулять тут всегда было особо негде — во-первых, коляску еще надо умудриться спустить по лестнице в подъезде, детские площадки лет десять загнивали и зарастали травой, а дорожки раскурочены были, сколько себя помню… Спуститься на эспланаду тоже тот еще квест — пандусов нет, только «рельсы» под опасным углом градусов тридцать. И вот в конце прошлого года наконец появились тротуары здорового человека, и качели, и лавочки. Но мы все тут скорбим по утраченным деревьям и деревянным скульптурам.
Магазин формата «не у дома»
Теперь по инфраструктуре. Прямо за домом — перестраиваемый стадион «Энергия», на который мы еще пару лет назад ходили за экзотикой, как сталкеры в «зону». Тут же парикмахерская, киоск с артезианской водой (у нас теперь домашний фильтр, фу-у-ух) и парковка на месте снесенного магазинчика (бо-о-оль). У меня нет машины, то есть боли могло быть больше. Папа ставил авто на участке рядом со стадионом (здесь и сейчас платят за машино-места). С тех пор как родители переехали вглубь Петропавловской, я живу в этой квартире с детьми — теперь у каждого по комнате, еще у нас кошка и кот, места всем хватает. А вот магазинов — нет! Приходится идти 10 минут либо до «Слудского», либо до «Магнита» с «Пятерочкой». Ну зато появился адекватный торговый центр iMall. Внизу раньше был бильярдный клуб, а нынче банк. Через дорогу, на Ленина, еще пара банков, аптека, магазины и даже вменяемые кафешки (!).
Еще близко храм — в народе Слудская церковь, школа со спортивным уклоном (сын ходит в другую), институт культуры, туберкулезный диспансер и поликлиника (можно сдать анализы и посетить врача общей практики, узкие специалисты — только на Малой Ямской в получасе езды). А еще Кама, конечно, — вот сюда мы с детьми и ходим гулять! И спуститься на благоустроенную набережную теперь можно без риска.
Львы, орлы и куропатки
У Чехова был такой зоосад, а в нашем доме — тараканы, клопы и голуби в вентиляции. И всё из-за мусоропровода, древней мебели у старожилов и сильного ветра (откроешь форточку — то, как зверь, оно завоет, то заплачет, как дитя). Классиков, конечно, вспоминать хорошо, но на борьбу с лишней живностью уходит довольно много ресурса. Дважды приходилось травить клопов и столько же — тараканов (суммарно тысяч 20 рублей и пара суток вне дома), столько же — вытаскивать голубят из ванной комнаты… Представьте себе утреннюю картинку: заходите умываться и слышите скрежет над головой… Голуби остались живы! Тараканы и клопы, извиняйте.
Мой дом — моя крепость
Тут, пожалуй, без преувеличения — уже говорила, что нам повезло с толстыми стенами, кирпичной кладкой, хорошей звукоизоляцией. Управляющая компания тоже адекватная — с тех пор как мы перешли из-под печально известной «Пермской модели комфорта», у нас регулярно моют, перекрашивают стены, делают мелкий ремонт, вовремя вызывают сантехника, электрика и прочих мастеров. Я двадцать лет морально готовилась закрывать балкон, а тут к 300-летию это сделали практически бесплатно. У нас изолированные комнаты, немного увеличенный коридор, довольно просторная кухня (отщипнули от нее в пользу коридора как раз), в моей спальне два окна — за счет этого как раз и получается панорамный вид на эспланаду. Видно всё — и памятник с Законодательным собранием, и драматический театр с фонтаном. И, знаете, есть в этом городском шуме своя прелесть — ты как будто никогда не бываешь одинок и всегда под защитой. Выглянешь в окно под вечер — трамваи туда-сюда, машины, фонари (хоть здесь они есть!), неоновые вывески… Как-то спокойно на душе. Я пробовала жить в Индустриальном районе и не смогла — наверное, по этой причине. А еще с благодарностью вспоминаю «Белые ночи», когда на открытом еще балконе с друзьями слушали и смотрели на Бориса Гребенщикова и Джона Маклафлина (!).
Да, есть ощутимый минус из-за наезжающих «лада-седанов-баклажанов» с автодискотеками и «солевыми» пассажирами, но в целом чувство от проживания в центре все-таки теплое. Можете присоседиться! Я рассматривала вариант с переездом в новостройку, но в итоге решила вложиться в косметический ремонт. Тем более что дети выросли и с горки на горку бегают уже без проблем. «Немного холодно в кедах, но это фигня!» В общем, если в душе вы всегда были хиппи, то Слудка и «точка-тире» — для вас.
Согласны с автором?