
8 февраля на птицефабрике «Комсомольская» в Кунгурском районе произошел серьезный пожар. Загорелся корпус № 66, его крыша обрушилась, погибли почти 34 тысячи кур. Мы съездили в поселок Комсомольский и пообщались с работниками птицефабрики о случившемся ЧП, возможных причинах пожара и последствиях.
На следующий день после пожара птицефабрика уже работала в обычном режиме. У центрального КПП заезжали и выезжали фуры, груженные продукцией предприятия. Водители фур сообщили, что с утра загрузили яйцо. Перебоев с поставкой не было.


С подъездной дороги к поселку видно сгоревший корпус: стены его стоят, но крыши нет. В воздухе всё еще запах гари. Охрана отказалась пропустить журналистов к руководству предприятия, ссылаясь на коронавирусные ограничения. У КПП представитель птицефабрики коротко прокомментировал, что простоя в работе из-за пожара не будет, на смену вышли все работники. Причины пожара станут известны после проверки.
Работники «Комсомольской» согласились пообщаться только анонимно. Птицефабрика — главное предприятие поселка. Здесь работает каждый второй местный житель.

— Погибшая птица — это была молодка, ну то есть только нестись начала, — рассказал один из рабочих. — Пожар начался вечером после 18 часов, там никого не было на смене, корпус закрытый был.
По словам работника, поголовье птицефабрики составляет почти 2 миллиона кур. На территории предприятия 72 корпуса. Часть корпусов — это старые здания.
По словам другого сотрудника птицефабрики, на работу сотрудников пожар не повлиял. От пожара пострадал один из малых корпусов фабрики. Из 2 миллионов — потеря 33 тысячи кур — «это капля в море».
— Сгоревший корпус был старый, — рассказал собеседник. — Старые корпуса не сносят, хотя в перспективе их хотят закрыть. Эти корпуса менее рентабельные, приносят какую-то прибыль, но их постоянно приходится латать, построены они в 1960-е годы, им уже больше 60 лет. Современные корпуса вмещают до 130 тысяч птиц. А в старых корпусах — порядка 30 тысяч птиц.
Как отметил собеседник, при этом в новом корпусе сотрудников работает ровно столько же, сколько в старом корпусе. Сотрудникам тяжелее работать на старом производстве, это связано с чисткой промышленных отходов и продуктов жизнедеятельности кур. В новых корпусах всё это производство усовершенствовано и автоматизировано.

— Меньше оборудование ломается. Меньше головной боли, — добавил собеседник.
Еще один источник рассказал, что на пожар могут списать и часть птиц, которые погибли от авитаминоза или в связи со слабыми кормами.
— Шальные люди в соцсетях пишут, что погибшую в пожаре птицу реализуют, это, конечно, бред, на ней копоть, запекшаяся кровь. Погибшая птица пойдет на переработку — на мясокостную муку, обратно же в корм птицам.
Рабочие птицефабрики считают, что пожар не связан с поджогом.
— Никому это просто невыгодно: ни владельцам, ни работникам, — отмечает один из работников. — В случае поджога владелец не получает страховку. Кроме того, работники получают доплату за работу на старом оборудовании. Вполне возможно, что причина в старом электрооборудовании или проводке.

— У корпуса были старые перекрытия, деревянные. В первую очередь огонь распространился на крышу, а там отточная вентиляция, поэтому пламя шло с большой скоростью. С каждой стороны корпуса стоят приточные вентиляторы, которые подают свежий воздух, — добавляет другой сотрудник. — Эта приточка — необходимость: температура тела курицы 40–42 градуса, а их там 30 тысяч. Конечно, там жара неимоверная, особенно летом. Вентиляция корпуса — это жизненно необходимо при содержании птицы. Оборудование для таких помещений всё импорт, но годы всё равно берут свое. Прибыль идет и, видимо, всех всё устраивает. Новые большие корпуса строятся в местах с ограничениями по площади. В общем строят вверх: на 5–7 ярусах птица сидит. В работе есть свои сложности: кормят птицу автоматически, но ее нужно вакцинировать и выбраковывать. Ее каждый день нужно проверять, а в старых корпусах всё рядом и на виду, в шаговой доступности. Вот и не хотят избавляться от старого производства.

После пожара на птицефабрике в Министерстве агропромышленного комплекса Прикамья сообщили, что роста цен в регионе на куриное яйцо не ожидается.
Ранее УФАС Пермского края сообщило, что большую часть продукции птицефабрика «Комсомольская» реализует в других регионах. Так, в 2020 году всего 5,6% от общего объема — это 30,2 миллиона яиц — птицефабрика «Комсомольская» продала в Прикамье. Почти половину (46–57%) яиц, которые покупают жители края, привозят из других регионов.