Сегодня, 22 октября, в Пермском гарнизонном военном суде началось оглашение приговора 21-летнему срочнику Рамазану Магомедову. По мнению следствия, во время службы на авиабазе № 88503 в поселке Сокол под Пермью подсудимый систематически издевался над своим сослуживцем Рустамом Авазовым из Челябинской области. 5 января солдат покончил жизнь самоубийством.
Военная прокуратура Пермского гарнизона потребовала для Магомедова пять лет колонии. Уроженца Дагестана судят по статье «Неуставные отношения, повлекшие тяжкие последствия». Мы следим за оглашением приговора в режиме онлайн.
Вину Магомедов не признал. Офицеры на суде не присутствовали, но работники столовой и сослуживцы подтвердили, что травля продолжалась с июля 2017 года до 5 января 2018 года — в этот день Рустам Авазов покончил жизнь самоубийством. Накануне он по телефону сказал своим родственникам: «Мне конец».
Изначально, помимо Магомедова, по делу проходили еще четыре человека, которые, по показаниям очевидцев, принимали участие в травле срочника, но позже они стали свидетелями.
Ранее родственники Рустама Авазова рассказали 59.ru о том, что он не случайно пошел служить на авиабазу Сокол. В планах погибшего солдата было устроиться после службы на работу в магнитогорский аэропорт. Он мечтал связать свою жизнь с авиацией, потому и окончил техникум, был старостой группы. А в армии хотел пройти практику, научиться летному делу.
Ранее, в апреле 2017 года, в той же части покончил с собой в карауле еще один солдат из Челябинской области Максим Михайлов. Срочник из Карталов, которого в ночь на 20 апреля обнаружили застрелившимся в карауле на пермской авиабазе в посёлке Сокол, признан погибшим при исполнении служебных обязанностей. Службу он проходил в охране 764-го истребительного полка в войсковой части № 88503. По факту самоубийства было возбуждено уголовное дело.
До 22 октября оглашение приговора переносили пять раз. Сегодня его перенесли в шестой раз — с 14:30 на 17:00.
Однако это заседание все же начинается. Магомедова завели в зал. В суде также присутствуют его родственник и адвокат.
Судья зачитывает материалы дела: Авазов и Магомедов служили в одной роте, первый был стрелком, второй — водителем. Потом обоих перевели в Сокол.
По данным следствия, Магомедов систематически оскорблял Авазова, унижал его честь. В частности, в столовой требовал мыть грязную посуду, заставлял охранять бушлаты. При всех нецензурно его оскорблял.
Судья продолжает: 20 ноября Рустам Авазов поехал в госпиталь, Рамазан Магомедов снова угрожал ему. 28 ноября, когда солдат вернулся, Магомедов сказал ему, что и дальше будет его унижать. В столовой снова заставлял охранять бушлаты. Однажды, когда Авазов отказался охранять одежду, он ударил его в живот. Требовал его чистить снег вместо себя. В другой день при всех кинул его бушлат на пол и при отказе слушаться ударил его головой об пол. Заставлял прибираться в его комнате. Это было давление, из-за которого Авазов решил совершить суицид.
При этом сам Магомедов, продолжает судья, вину не признал. Следствию он сообщил, что не оскорблял Авазова, а только шутил и называл «гашёнком» — в армейском сленге так называют уклонистов.
Судья читает показания сестры Авазова. По ее словам, Магомедов унижал брата. Она подтверждает, что он называл его «гашёнком», точнее, «тупым гашёнком», и грозил, что он всегда будет охранять бушлаты. Брат, по ее словам, рассказывал ей об этом — говорил и о том, что Магомедов его избил, а за отказ сторожить одежду — унижал, заставлял чистить снег, снова бил за отказ. По голосу брата она понимала, что он подавлен. А 28 декабря, когда брат сообщил ей, что в «Сокол» его перевели вместе с Магомедовым, он заплакал.
Также, по словам сестры, — судья продолжает цитировать материалы дела, — сослуживец называл его лохом и провоцировал остальных унижать брата. О том, что брат повесился, она узнала от отца.
Кратко зачитывают показания отца: Рустам Авазов был спокойным, на службу не жаловался. Потом он узнал, что сын покончил жизнь самоубийством.
Мать Рустама в своих показаниях сообщила, что незадолго до гибели ее сын звонил ей, говорил, что ему скоро конец.
Зачитывают показания солдат, с которым Авазов и Магомедов служили в двух частях. По их словам, Магомедов называл Рустама «затупиком», «гашёнком», «лохом», «затылком», хотел поставить себя выше, матерился, действительно не раз заставлял охранять бушлаты — все шли обедать, а Авазов оставался с одеждой. Все это видели, так же, как и видели то, как Магомедов бил Рустама в живот. Сотрудники столовой кричали и звали персонал.
Сослуживцы подтверждают: Авазов очень болезненно реагировал на публичные нападки Магомедова. Сослуживцы из первой части говорят, что Авазов очень ждал перевода — чтобы не служить вместе с Магомедовым. Но их перевели вдвоем.
Судья читает показания разных сослуживцев Авазова и Магомедова, а также сотрудников столовой — их слова совпадают.
Объясняют, почему Магомедов называл Рустама «гашёнком» — Авазов должен был лечь в госпиталь, а сослуживец считал, что так он хочет уклониться от службы.
При этом, по словам сослуживцев, Рустам пытался дать отпор, иногда их с Магомедовым растаскивали другие солдаты.
Судья продолжает зачитывать показания сослуживцев. В них — уже ранее звучавшие слова об оскорблениях, унижениях и так далее. При этом, по словам других солдат, сам Рустам никогда не оскорблял Рамазана.
Отметим, Магомедов сидит в СИЗО с января. Если суд приговорит его к наказанию, это время зачтется в срок — причем в соотношении «1 день в СИЗО к 1,5 дня в колонии».
Зачитывают показания сослуживца, обнаружившего Авазова мертвым. По его словам, Рустама нашли в душе, пытались реанимировать, но результатов это не дало.
Судья продолжает: следствие проверило аудиозаписи звонков и голосовые сообщения Авазова сестре. Они подтвердили, что он жаловался на Магомедова.
По результатам медэкспертизы, причина смерти Рустама — механическая асфиксия. По результатам психологической экспертизы, которую Авазов прошел накануне самоубийства, у него было депрессивное состояние, однако какими-либо психическими расстройствами он не страдал.
Есть прямая причинно-следственная связь между действиями Магомедова и суицидом Авазова, говорит судья. Он отклоняет слова Магомедова о шутках и о том, что Авазов просто устал от службы.
— Рамазан Магомедов обвиняется в нарушении уставных отношений, повлекшем за собой тяжкие последствия, — говорит судья.
Далее приводят смягчающее обстоятельство: Магомедов ранее не судим.
Судья оглашает приговор: четыре года в колонии общего режима. Срок исчислят с 22 октября, зачтут время, проведенное Магомедовым в СИЗО.