Политика «В каком экстремизме я виновата? Я росла в СССР. Мы по определению не можем быть экстремистами»

«В каком экстремизме я виновата? Я росла в СССР. Мы по определению не можем быть экстремистами»

Филолога Татьяну Ладолей осудили за репост фильма про славян. Мы разбирались в ситуации

Татьяна давно не смотрит телевизор по вечерам, а выбирает фильмы в интернете

История пермячки, неожиданно оштрафованной за репост фильма в октябре 2018 года, вызвала резонанс и обсуждение в СМИ.

Два года назад Татьяна посмотрела фильм, некоторые моменты в нем ей понравились, и она сохранила его в свои видеозаписи во «ВКонтакте». Через два года к ней пришла полиция. Женщине сообщили: ее подозревают в распространении экстремистских материалов. Мы попытались разобраться в этой истории. А заодно спросили у эксперта, как выбирать фильмы, чтобы не нарушить закон.

Татьяна Ладолей — творческий человек. По первому образованию — дирижер-хоровик, окончила культурно-просветительское училище, вторая специальность — филолог. Женщина работала в ДК Гознака, ДК имени Кирова, была журналистом в телекомпаниях ВГТРК, ВЕТТА, на «Авторадио», в газете «Комсомольская правда» и интернет-журнале «Мы — земляки». Сейчас — на пенсии, но при этом не прекратила работать и занимается менеджментом.

Ученые склоняются к мнению, что это «первый печатный учебник грамоты для восточных славян». Единственный известный экземпляр федоровской «Азбуки», сохранившийся до наших дней, находится в библиотеке Гарвардского университета. Строчки написаны на старославянском с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек

Добро, есть, жизнь, или с чего все началось


Два года назад Татьяна посмотрела фильм «Азбучные истины» из сериала Сергея Стрижака «Игры богов». Как профессиональному филологу ей стало интересно прочтение автором фильма старославянской азбуки, и она репостнула фильм себе во «ВКонтакте».

Татьяна рассказывает: фильмы она смотрит вечерами, одновременно занимаясь рукоделием — вяжет кофточки, носки для близких. Телевизор она уже давно не включает, ей нравится смотреть видео в интернете. Тут и выбор больше — новинки, мелодрамы, детективы, научно-популярные фильмы, концерты. В тот вечер она посмотрела фильм о старославянской азбуке. А о том, что сохранила его к себе на страницу, уже и не помнит.

— Это фильм о старославянском языке, — объясняет 59.ru Татьяна. — Субъективная философия, не претендующая на какую-то константу, такая альтернативная история. Когда-то в студенческие годы я изучала старославянский язык в университете, для меня это был самый сложный предмет — наверное, потому что его читала самая строгая преподаватель Нонна Петровна Потапова. Но, как выяснилось, такие преподаватели вложили в наши голову очень много света. Мы изучали старославянский и древнерусский языки вполне официально в девяностые годы. Неужели он под запретом? В университете он казался сложным и нудным, а в альтернативном варианте автора фильма показался очень даже интересным. Какой же в этом экстремизм? Старославянский язык как таковой имеет место быть. Куда ж ты его денешь?

На расположение букв в старославянской азбуке аз, буки, веди, глагол, добро, есть, жизнь автор фильма предложил зрителям посмотреть иначе, чем обычно, и прочитать буквы не только по горизонтали слева направо, но и по вертикали, и по диагонали. Так они все складываются во фразы. Их общий смысл сводится к тому, что и добро нужно сеять, и людей любить. Азбука состояла из 49 буквиц, чтение тогда было образным. В связи с реформами Петра I и тех, что прошли в годы Октябрьской революции количество букв в азбуке сократилось.

На кафедре теоретического и прикладного языкознания 59.ru объяснили, что старославянский язык проходят студенты первого или второго курса, и он никуда не делся из программы.

— Будущие филологи изучают его с точки зрения строения, — объяснили на кафедре. — Так что вряд ли причина запрета фильма в этом. Старославянский язык не под запретом.

Татьяна Ладолей — творческий человек. По первому образованию — дирижер-хоровик, окончила культурно-просветительское училище, вторая специальность — филолог

«Да что вы так расстраиваетесь?»


О том, что фильм попал под запрет в 2013 году после суда, состоявшегося в Башкирии, Татьяна не знала. Поэтому визит участкового был для нее большой неожиданностью — никогда в жизни она не сталкивалась с правоохранительными органами, никогда не нарушала закон, и ее никогда ни в чем не обвиняли.

Сам участковый, по словам женщины, как будто тоже был удивлен своей необычной миссией. Молодой человек объяснил, что Татьяна пару лет назад репостнула фильм, который входит в список экстремистских. Когда она сказала, что хочет посмотреть и ознакомиться с делом, чтобы понять, за что ей хотят предъявить обвинение, участковый ответил, что материалы на руки не выдают. Женщина пригласила мужчину на кухню и ответила на все вопросы из его списка. В завершение полицейский сказал, что на следующей неделе он ей позвонит: скорее всего, нужно будет прийти в отделение и расписаться, но, возможно, и не надо, — ведь дело казалось незначительным и больше походило на какое-то недоразумение.

Но женщина разволновалась так, что у нее поднялось давление и пришлось вызвать скорую.

Молодой человек перезвонил на следующей неделе и сказал, что в отделение все-таки нужно подойти. Татьяне показалось странным, что её вызывают вот так, по телефону, но как законопослушный человек она пошла в отделение. На месте ей задали те же вопросы, но более углубленно.

— Все длилось пять часов, — вспоминает Татьяна. — Мне спрашивали, когда я смотрела фильм, зачем, почему смотрела и вообще — помню ли я, что делала 25 апреля 2016 года. По интонации участкового это уже было похоже не на опрос на моей кухне, а на допрос. И я честно отвечала, что фильм посмотрела, потому что заинтересовал, но не помню, как его репостнула, и тем более не помню, что было 25 апреля 2016 года. После допроса мне объявили: «Вы арестованы». Как я в обморок не упала, не знаю. Единственное, что попросила — внести в протокол то, что у меня диабет. «Зачем вы мне это говорите?» — спросили у меня. «Потому что я обязана предупредить — у меня диабет, я инсулинозависима, — ответила я. — Если со мной что-то случится — это уже будет на вашей совести».

После этого, рассказывает Татьяна, ей сказали: «Да что вы так расстраиваетесь? Сейчас съездим в суд, это ведь всего административный штраф». Материалы дела на руки ей так и не дали. На вопрос «А за что судите?» ответили: «Вам в суде выдадут протокол». А на вопрос «Кто на меня заявление подал?» отвечать не стали.

За час Татьяна обзвонила родственников и знакомых журналистов. По всей видимости, те позвонили в органы, и с ней стали разговаривать повежливее.

— Приехала машина для перевозки, — рассказывает Татьяна. — Меня препроводили в нее вместе с веселым, по всей видимости, бомжом. «Тебя-то за что загребли?» — спросил мужичок. Когда я ему рассказала, за что, он чуть в обморок не упал и тут же высказал свою точку зрения на этот счет на своем «уральском». Когда перед судебной процедурой мы заполняли бумаги на одном подоконнике, выяснилось, что он болен туберкулезом. Насколько я знаю, перевозка туберкулезных больных подразумевает отдельный транспортирт. Мужчина сказал «Ты не бойся» и даже успокаивать меня начал. «Они немножечко не правы, видно же, что ты интеллигентная женщина. Видал я преступников, ты даже рядом не стояла», — утешал он.

Из-за стресса показатели сахара у женщины поднялись до 20 миллимоль. Хорошо, что инсулин был с собой. Поставить себе укол она была вынуждена прямо в коридоре перед залом судебного заседания.

Суд длился всего 15–20 минут. Татьяне задали все те же вопросы, после чего отпустили, выписав штраф в тысячу рублей. Казалось бы, сам штраф — всего лишь административная мера, но женщину поразило само отношение к человеку, и что такое вообще может быть в нашей стране.

— Как можно — взять и почти затолкать в «воронок»? — говорит Татьяна. — В чем я провинилась перед государством? В каком экстремизме я виновата? Я воспитывалась в Советском Союзе, наше поколение дружило со всеми народами. Мои подружки детства — и татарки, и казашки, и узбечки, и немки, мы прекрасно ладили. Пятнадцать республик — пятнадцать сестер. Мы по определению не можем быть экстремистами. Получается, что мне досталось за мою любовь к родному языку и родным корням.

Также женщину удивило то, что, обвинив ее в репосте, не учли факт, что ее страничка закрыта, и она не могла популяризировать фильм «Азбучные истины».

Экспертизу информационных источников проводят в течение 21 дня

Экспертиза не помогла


Федеральный список экстремистских материалов составляется Министерством юстиции России на основе судебных решений. В него включаются различные материалы, признанные судом экстремистскими. Впервые он был опубликован 14 июля 2007 года и состоял из 14 пунктов. С тех пор список регулярно обновляется и по состоянию на 26 октября 2018 года содержит 4518 пунктов. В него входят статьи, листовки и брошюры, книги, номера газет и журналов, кинофильмы, видеоролики, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства.

Заявление от прокурора Сергея Хуртина о признании сериала «Игры богов» Сергея Стрижака экстремистским поступило в Кировский районный суд города Уфы и прокуратуру Республики Башкортостан 11 мая 2011 года. В заявлении говорилось, что проверку провели в связи с требованиями законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Также в нем излагалась подробная экспертиза фильмов, проведенная специалистами — филологом, психологом и киноведом, которые заявили, что в фильмах Стрижака используются «языковые средства для целенаправленной передачи негативных установок и отрицательных оценок в отношении традиционных для России конфессий и их представителей».

По мнению специалистов, в фильме содержались высказывания, «форсирующие у зрителей мнение исключительности и превосходства по признаку расовой, национальной и языковой принадлежности». Также в вину автору вменялось высказываемое мнение, что древние арии — славяне были первым народом на земле, что славяне — избранный народ, а предки славян — «ассы» — воплощенные на земле боги или совершенные люди. Кроме того, эксперты заметили в фильмах агрессию против христианства, и это, по их мнению, «является важнейшей задачей сериала». Обвинили режиссера сериала и в его высказываниях о том, что «подлинные религия, культура и язык славян разрушаются, народ духовно нищает, насаждается чуждая ему западная культура, а социум предстает в сериале в свете явно нарастающего кризиса».

Кроме этого, в фильме заметили использование знака свастики и объяснение его солярного значения, а также упоминание Гитлера как личности, попытавшейся объединить территории обитания ариев. В заключение заявления прокурор Сергей Хуртин предложил признать фильмы экстремистским материалом.

В ответ другие исследователи провели встречную экспертизу. Это были представители политологии, специалисты в области этноконфликтологической, культурологической, историко-культурной, лингвистической, фоноскопической и искусствоведческой экспертиз. Их результаты прямо противоречили заключениям экспертов стороны обвинения.

В ответной экспертизе говорится о том, что в представленных на исследование фильмах Стрижака «Игры богов» имеет место безличное обвинение и разоблачение, критика, а в отношении читателя отмечается побуждение к принятию точки зрения автора, но при этом содержание фильмов располагает к размышлениям, а не к конкретным действиям. При этом отсутствуют высказывания оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессии или социальной группы, отсутствуют призывы или конструкции фраз, способные оказать возбуждающее воздействие на зрителя, а также призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении представителей государства и власти.

На основании анализа специалисты сделали вывод, что фильмы не могут быть признаны экстремистскими. Тем не менее независимая экспертиза не помогла решению суда, и 29 апреля 2013 года фильмы были признаны экстремистскими материалами.

Что говорит режиссер Сергей Стрижак


Режиссер говорит, что, рассказывая о прошлом русских, украинцев и белорусов, никаким образом не хочет возвеличивать славянские народы над другими, а просто рассказывает их историю

Сергей Стрижак — режиссер и сценарист, всю жизнь живет в Севастополе и снимает авторские документальные фильмы о русской и славянской истории. То, что его фильмы попали в список экстремистских, было для него полной неожиданностью. Он начал их снимать еще в начале 2000-х, в интернете они появились спустя десять лет. К этому времени их смотрели и тиражировали тысячи людей во всем мире.

В интервью, данном информационному агентству «Контекст» в тот же год, режиссер объяснил, что, рассказывая о прошлом русских, украинцев и белорусов, никаким образом не хотел возвеличить славянские народы над другими, а просто рассказывал их историю, оперируя общедоступными источниками и фактами.

— Я не сравниваю народы, у меня нет такой задачи, — рассказал Сергей агентству «Контекст». — Я не говорю, что кто-то плохой. Кроме того, во всех фильмах я говорю, что мы сами виноваты, что попали в исторические ситуации, надо себя винить прежде всего. И так же я говорю во всех фильмах, что нам не надо ни с кем бороться, нам нужно побеждать собственное невежество. У меня и в мыслях не было, что это может кого-то ущемить. Может быть, тем, кого это ущемляет, нужно с собой разобраться? Например, следователь, который меня допрашивал первый раз, сказал, что в одном из моих фильмов рассказывается легенда, что на землю, где мы живем, прибыли белые люди, а потом прилетали другие. Лично я не увидел в этом никаких экстремистских мотивов — это нормально, что кто-то пришел раньше, кто-то позже, но следователь сказал, что его супругу это обидело, потому что она имеет желтую кровь. Ей не понравилось, что такое внимание уделяется русскому человеку. Но как не уделять внимание русскому человеку, когда в России русские — это государствообразующий народ?

По словам Стрижака, в его фильмах нет ничего военного, призывающего к захвату и насилию. Также у него сложилось впечатление, что в Уфе не до конца разобрались с самим материалом.

— Меня удивило отношение, что башкирская прокуратура совсем не умеет разбираться с человеком, они изначально делают из него врага, — удивляется Сергей. — Зачем им это надо? То ли для отчетности, то ли для каких-то звездочек на погонах — я не знаю и даже не хочу фантазировать, но то, что из нормального человека они могут сделать гаденыша какого-то. Хорошо, если по невежеству, гораздо хуже, если это какой-то карьерный умысел.

Размышляя о том, какая должна быть национальная политика, чтобы сосуществовать в многонациональном обществе, Сергей предлагает не создавать конфликты, а упреждать их.

— Русские всегда этим отличались и отличаются — находить согласие через общение и обмен знаниями.

В интервью автор в ироничной форме поблагодарил башкирскую прокуратуру за то, что помогли гораздо большему числу зрителей увидеть его фильмы.

— Запрет провоцирует повышенный интерес, — говорит Сергей. — Мне кто-то написал, что, может быть, это такой промоушен со стороны президента, чтобы как можно больше людей узнали этот фильм? В большой степени это, наверное, шутка. Но я и этот вариант не исключу.

Как узнать, является ли фильм экстремистским?


Юрист Иван Хозяйкин объяснил, что о запрещенных к распространению фильмах и книгах можно узнать в списке на сайте Минюста 

Фильмы Сергея Стрижака есть в открытом доступе в интернете. Никто и не задумывается о том, что эти материалы или какие-либо другие могут оказаться под запретом. Как не нарушить закон? Нужно ли сверяться со списком перед просмотром?

Реестр экстремистских материалов размещен на сайте Минюста России. Этот список очень большой. Там перечислены запрещенные песни, фотографии, видео, фильмы, книги, музыка, публичные выступления. Всего около 4,5 тысячи наименований. О том, как нужно вести себя в интернете, чтобы не нарушить закон, подробно рассказывал в статье «Лайк, репост… Срок? За какие действия в интернете вас могут осудить» пермский юрист из адвокатского бюро «Ахметов, Хозяйкин и Партнеры» Иван Хозяйкин.

— Довольно большое количество песен, фильмов и видеороликов попало в этот список, — объяснял адвокат 59.ru. — В то же время в интернете до сих пор реально найти весь этот запрещенный контент из списка федерального Минюста, поэтому будьте внимательны, размещая у себя на странице понравившийся трек или видеоролик.

Ранее мы писали о том, что власти Прикамья выделили деньги на поиск экстремизма и терроризма в «информационных материалах». Министерство территориальной безопасности Пермского края опубликовало извещение о проведении аукциона по поиску специалистов, которые будут выявлять высказывания экстремистского и террористического характера, на сайте госзакупок.

Также мы публиковали новость о том, что пермяк был оштрафован за размещение на своей страничке в соцсети кадра из сериала «17 мгновений весны».

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем