
Сегодня мы провели в прямом эфире брифинг о том, как в Перми соблюдаются санитарные нормы при перевозке пассажиров и какие проблемы возникают у перевозчиков. Поводом стало сообщение о том, что ребенка без маски высадили из автобуса в мороз. Сам перевозчик говорит, что, судя по камерам, такого прецедента не было и в автобусах всегда есть маски «на всякий случай». Однако тема остается актуальной.
В брифинге участвовали начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин, руководитель Роспотребнадзора и главный санитарный врач Прикамья Виталий Костарев, депутат Законодательного собрания Пермского края Татьяна Шестакова и представители пяти перевозчиков.
Что делать с детьми?
Депутат Законодательного собрания Пермского края Татьяна Шестакова спросила у собравшихся, можно ли усовершенствовать нормативные акты, которые бы защитили права несовершеннолетних, если у ребенка не оказалось с собой маски в автобусе. Она привела примеры, когда из транспорта высадили 13-летнего и 10-летнего подростков.

— Конечно, родители должны помочь ребенку, собирая его в школу, сложить ему маску и всё необходимое, — сказала Татьяна Шестакова. — Но, может быть, нужно внести какие-то коррективы, чтобы порядок выполнялся? Я представляю собой законодательную власть и считаю, что это поручение и для нас, депутатов.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин согласился, что ситуации с детьми в автобусах непростые.
— По перевозке детей без билетов мы уже выработали ряд мер, и тут понятны механизмы, по которым мы будем двигаться, — отметил руководитель. — Но сейчас возникла новая ситуация, связанная с введением средств индивидуальной защиты. Большинство пассажиров относится с пониманием и соблюдает требование. Но возникали и такие ситуации, когда они отказывались покидать транспорт и приходилось вызывать представителей правоохранительных органов, чтобы вывести. Но что делать с ребенком? Ведь он может забыть или потерять эту маску, и не всегда есть деньги, чтобы приобрести ее по пути на остановку.

Главный санитарный врач Пермского края Виталий Костарев обратил внимание, что ситуация по коронавирусу в Прикамье продолжает быть непростой и необходимость в соблюдении мер безопасности остается. Пермский регион находится на 12-м месте по показателям в РФ, а ежедневный показатель по заразившимся после Нового года в Прикамье сохраняется на уровне около 300 человек.

— Считаю, что по отношению к детям нужно соблюдать морально-этические нормы, — отметил Виталий Костарев. — Родителям, конечно, нужно проверять, есть ли маска у ребенка, это так же, как проверить, есть ли обувь на физкультуру, — сейчас такое время. Или нужно, чтобы у кондуктора или водителя было какое-то количество этих масок. Есть простейшие и недорогие маски. Это не говорит о том, чтобы отменять ответственность со стороны пассажиров, но хорошо было бы иметь и какое-то количество масок в автобусе. В этом нет каких-то проблем.
А был ли ребенок?
Слово взял Игорь Сасунов, исполнительный директор ООО «Автомиг», компания обслуживает маршруты № 15, 20, 60, 64, 77, 11, 45, 55 и 59. Он вернулся к конкретному случаю, когда высадили ребенка.
— На наших автобусах установлены камеры, — отметил директор. — Благодаря этому снизились случаи с карманным воровством. Теперь, если что, РОВД сразу запрашивает у нас видеоматериал. Когда мы узнали, что на нашем маршруте произошел случай с ребенком, которого высадили, мы просмотрели все видеозаписи, все автобусы и не нашли ребенка.
Депутат Татьяна Шестакова настаивает на том, что случай все-таки был.
— Я лично знаю мать этого ребенка. Его высадили на рынке, когда было уже темно, — уточнила депутат.
— Но мы посмотрели записи со всех камер и не установили этот случай, — настаивал перевозчик.
Кондукторы сталкиваются с хамством
Игорь Сасунов отметил, что есть и другая сторона, когда страдают кондукторы.
— Недавно пассажир избил моего кондуктора за то, что она попросила надеть маску, — сказал руководитель «Автомига». — Он был задержан, но об этом никто не писал, это не нашло отклика.
Иван Мезенцев, представитель ИП Кирсанов, обслуживающий маршрут № 27, тоже отметил, что кондукторы сталкиваются с хамством со стороны пассажиров и оказываются заложниками ситуации, когда должны их высаживать. На его маршруте даже был случай, когда кондуктору плюнули в глаза.

Перевозчик отметил, что стараются терпимее относиться к ситуациям, когда дети в автобусе едут без маски, но их за это штрафуют.
— Конечно, ребенку должны дать маску родители, — сказал Мезенцев. — Но если он потерял маску, мы всё равно его провозим и получаем за это штраф. Мы готовы к диалогу. Но будет ли взаимопонимание? В магазине один большой вход, и пройти мимо охранника, который сделает замечание, невозможно. В автобусе — три входа, и кондуктор может не заметить вошедшего без маски и будет вынуждена попросить его выйти.
При этом перевозчики отмечают: маски для детей или экстренных ситуаций у них есть, их перевозчики покупают за свои деньги, а детей кондукторам сказано не высаживать.
Стоимость маски не входит в цену билета
Иван Мезенцев предложил властям помочь с приобретением масок.
— В начале пандемии нас обеспечили дезинфекционными средствами, масками и перчатками для водителей и кондукторов, — заметил перевозчик. — А сейчас таких средств нет.
Руководитель департамента объяснил, что помощь была выделена в тот период, когда пассажиропоток упал из-за перехода многих пермяков на удаленную работу и учебу, поэтому город и взял на себя финансирование.
— Сейчас у перевозчика есть источники дохода, но мы со своей стороны готовы рассмотреть компромиссный вариант и проработать его, — сказал Путин.
Игорь Сасунов обратил внимание, что если в магазинах стоимость маски может быть включена в цену товара, то перевозчики не имеют такого права. Это не оговаривается и в муниципальном контракте.
Держать дистанцию
Подписчики сообщества 59.RU, смотревшие эфир с круглого стола онлайн, обратили внимание на то, что одно из требований Роспотребнадзора — необходимость держать дистанцию — в автобусах соблюдать просто нереально.
— По контракту у нас пять человек на квадратный метр, а не полтора метра между пассажирами, — уточняет Анатолий Путин. — Мы понимаем, что и эту дистанцию соблюдать проблематично. Можно не пускать людей, но все эти люди стоят на остановке и ждут, а потом еще и не смогут уехать.
Татьяна Шестакова подвела итог и отметила, что не видит необходимости вносить изменения в законодательство, но нужно продолжать выполнять требования Роспотребнадзора и поддержать перевозчиков.
— Постараемся найти эту возможность поддержать перевозчиков, может быть, не из бюджета, а за счет благотворителей. Может быть, кто-то откликнется, потому что это общая проблема. Но начать нужно прежде всего с себя и стараться следить за детьми.