Пермские общественники из проекта «Первый парк», который занимается вопросами транспорта, оценили идею властей вернуть железнодорожное сообщение между станциями Пермь I и Пермь II, но уже для реализации проекта «наземного метро». По договоренности с ними публикуем их колонку.
На днях краевые власти анонсировали возможное строительство высоких железнодорожных платформ на многострадальном перегоне Пермь I — Пермь II. Несмотря на то что окончательное решение по дальнейшей судьбе данного участка всё еще не принято, чаша весов всё чаще склоняется в сторону «тяжелого» рельсового транспорта. В планах Дмитрия Махонина — открыть перегон и заново запустить городскую электричку в новом формате, скопировав достаточно успешные проекты «Московского центрального кольца» и «Московских центральных диаметров». И именно в желании скопировать кроется главная проблема. Про возможные перспективы проекта пермских диаметров мы уже писали ранее, а сегодня попробуем разобраться в проблемах выбора подвижного состава и инфраструктуры.
Желание построить высокие платформы на линиях будущего «метро» в целом понятно. Отсутствие ступеней — это ускорение посадки/высадки и создание комфортных условий для пассажиров. Однако важно понимать, что даже в случае запуска «диаметров», высокие платформы появятся только на них, а дальний пригород такой роскоши не увидит. Это значит, что закрыть заглушками ступени в дальних электричках, как это сделано в Московской области (где все без исключения платформы высокие), не получится. То есть в старых моделях электропоездов между полом вагона и высокой платформой останется зазор более полуметра, что неудобно и даже опасно. Частично ситуацию могут спасти «Ласточки», где выход на низкие платформы устроен несколько иначе и такой большой проблемы с зазором между поездом и платформой нет. Но, во-первых, заменить ими весь пригород края в короткие сроки нереально, а во-вторых, всё еще останется проблема неудобства посадки с низких платформ.
Если цель администрации — кардинально преобразить пригородное/железнодорожное сообщение, то куда более логичным решением выглядит постепенный переход на низкопольные электропоезда, нежели строительство высоких платформ и запуск «Ласточек». С первого взгляда идея низкопольных электричек может показаться утопией, но подобные составы уже очень давно являются нормой для Европы и США. С недавних пор такой подвижной состав эксплуатируется и даже производится в Белоруссии. В конце концов, даже российские производители ведут разработку модели ЭП5ДА, которая должна стать первой российской низкопольной электричкой.
«Пермские диаметры» — это пока лишь концепция, сформированная с учетом опыта организации городских электричек в Москве. Но важно понимать, что и наш город, и пригородное движение в нем очень сильно отличаются. У нас нет московских пассажиропотоков и бюджетов, нет соответствующей инфраструктуры и много чего еще. И если уж сделан выбор в пользу концепции «наземного метро», то и выстраивать его следовало бы с учетом местной специфики. Не будем забывать, что при закрытии перегона среди минусов железной дороги отмечали плохую доступность подвижного состава для пассажиров и громоздкую инфраструктуру. Уход в сторону низкопольности позволил бы приблизить электропоезда и их платформы к той самой скоростной трамвайной линии, которую обещал предыдущий губернатор. По крайней мере, с точки зрения восприятия пассажира.
Согласны с автором?