Заменить рельсы, увеличить скорость, открыть новые пути. Как в Перми хотят развивать городскую электричку

Рассказываем о планах властей и железнодорожников

Руководство Прикамья считает необходимым развивать железнодорожное сообщение внутри региона

Руководство Прикамья считает необходимым развивать железнодорожное сообщение внутри региона

Поделиться

30 апреля в Перми запустили движение городской электрички по кольцевому маршруту. Пермское центральное кольцо (ПЦК) — один из анонсированных в 2021 году проектов губернатора Пермского края Дмитрия Махонина по развитию сообщения электропоездов. О дальнейших планах глава региона рассказал вместе с начальником Свердловской железной дороги Иваном Колесниковым.

Диаметры вместо радиусов


Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин продвигает развитие городской электрички в рамках проекта «Компактный город». Маршрутную сеть городской электрички начали изменять для увеличения беспересадочных связей между территориями региона через краевую столицу.

С 30 апреля пригородные электропоезда курсируют по «диаметрам» вместо радиальной связи. Маршруты-диаметры предполагают, что электрички курсируют между разными территориями транзитным сообщением через Пермь, в то время как прежде радиальные маршруты связывали Пермь с другими территориями региона. Проект «Пермские диаметры» (ПД) — аналог «Московских центральных диаметров» (МЦД).

Названия маршрутов городской электрички:
ПЦК (Пермское центральное кольцо): Кольцевой;
ПД1 «Чусовской»: Краснокамск — Голованово;
ПД2 «Камский»: Оверята — Ферма;
ПД3 «Сылвенский»: Ферма — Лёвшино;
ПД4 «Егошихинский»: Пермь II — Голованово.

Губернатор анонсировал, что назвать четыре диаметра решили по названию известных пермских речек.

— Голосования только не будет по их названиям, — заявил губернатор Пермского края 26 апреля на встрече с главными редакторами региональных СМИ. — Будут Камская, Сылвенская, Егошихинская, Чусовская, Кольцевая. Всем нравится, я думаю, да?

Отметим, что пермяки неоднозначно восприняли новые названия маршрутов электричек. В сообществе Пермской пригородной компании во «ВКонтакте» отключены комментарии под публикацией с названиями маршрутов.

Ранее эксперты раскритиковали проект изменения маршрутной сети электропоездов с радиальных на диаметральные. По мнению собеседников 59.RU из транспортной отрасли, кроме повторения проекта «Московских центральных диаметров» у властей нет обоснования в потребности диаметральных связей в Прикамье.

Высокие платформы вместо низкопольных поездов


В ближайшие пять лет Свердловская железная дорога планирует массовое строительство высоких платформ для удобства пассажиров электропоездов. Об этом начальник СвЖД рассказал во время визита в Пермь 30 апреля.

— Высокие платформы будем делать, — заявил Иван Колесников. — Больше чем на 30 остановках внутри города появятся высокие платформы, будет полное переустройство инфраструктуры.

Рассказал руководитель Свердловской железной дороги и о затратах, которые прогнозируются на это.

— Сейчас мы формируем приемлемую среду с приемлемым техническим решением, — рассказал Иван Колесников. — Общий комплекс будет стоить от 250 до 350 миллионов. Это две платформы, разноуровневые переходы, обязательно навесы, совсем другая навигация. Есть разговор, что даже Wi-Fi будет доступен в отдельных случаях.

Генеральный директор Пермской пригородной компании (ППК) Сергей Канцур рассказал 59.RU, что вместе с региональными властями они рассматривали возможность приобретения низкопольной модификации электропоездов «Ласточка». В начале 2022 года была возможность приобретения этого подвижного состава, однако в конце февраля из-за нового санкционного режима и удорожания власти были вынуждены отказаться от этого.

— Низкопольные «Ласточки» у нас могли бы быть, не изменись ситуация в конце февраля. «Уральские локомотивы» дали нам проект низкопольных ласточек с выходом на низкие платформы и сказали — «делайте заказ». Сейчас в связи с достаточно сложной ситуацией с точки зрения поставки запчастей и производства как такового эти проекты будут заморожены, — сообщил Канцур. — Мы пришли к решению, что с «Ласточек» на четырех ступеньках комфортно выходить и на низкую платформу, и на высокую.

Пассажиры электропоездов вынуждены подниматься и спускаться по ступеням, в том числе на «Ласточках»

Пассажиры электропоездов вынуждены подниматься и спускаться по ступеням, в том числе на «Ласточках»

Поделиться

При этом после возведения высоких платформ возникнет проблема организации посадки-высадки пассажиров из старого подвижного состава, у которого ступени расположены внутри габарита вагона. Из-за этого при остановке старых поездов между составом и высокой платформой будет зазор порядка 30 сантиметров.

— Будем думать совместно с депо, как нам это реализовать. На сегодняшний день готового решения по высоким платформам и высадке на них со старого вида подвижного состава пока нет, — сообщил руководитель «ППК».

Ремонт железнодорожных путей


Для улучшения безопасности и повышения скорости движения электропоездов железнодорожники ремонтируют рельсы и укладывают новую рельсошпальную решетку с бетонными шпалами.

— Три последние года мы всю правую сторону перекладывали на железобетон, — рассказал Иван Колесников. — В этом году мы ремонтируем капитальным ремонтом перегон Пермь I — Балмошная. Дальше остаются еще два перегона, мы их в 2023–2024-м переделаем, и всё, весь внутригородской транспорт будет на железобетоне. Это другие скорости, другие возможности.

Генеральный директор Пермской пригородной компании Сергей Канцур анонсировал ремонтные работы во второй половине мая.

— С 17 по 23 мая запланированы больше объемы ремонтов на перегоне Пермь I — Балмошная, — сообщил Канцур. — Внимательно следите за расписаниями: будут отмены части электропоездов, будут переносы расписания.

Второй путь вдоль набережной


Глава СвЖД также анонсировал строительство нового соединения путей на пятом километре перегона Пермь IIПермь I. Таким образом железнодорожники планируют возобновить использование второго пути вдоль набережной, не дожидаясь восстановления путепровода на Монастырской, временная подпорка которого установлена на одном из железнодорожном путей.

Новую стрелку между путями сделают вблизи заблокированного участка под аварийным путепроводом у Перми I со стороны городской набережной. Таким образом железнодорожники планируют разблокировать второй путь на перегоне Пермь IIПермь I и использовать его, что позволит увеличить пропускную способность участка и сократить интервал движения между электричками.

— Это будет двухпутный перегон, кроме 25 метров (кроме участка под путепроводом на улице Монастырская. — Прим. ред.). Конечно же, возможности с точки зрения пропускной способности будет гораздо лучше, — отметил Иван Колесников. — Там скорость установлена — 80 [км/ч], мы легко можем ехать, а [на участке] Пермь I — Балмошная — Лёвшино вообще сможем разгоняться и до 120, это будут мгновенные перемещения для этого пространства.

Второй путь на КамГЭС


Начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников также рассказал о планах увеличить пропускную способность железнодорожных путей на Камской ГЭС.

— В этом году восстанавливаем закрытый давным-давно второй путь на КамГЭС, — сообщил Колесников. — Второй путь мы сейчас вот-вот начнем делать.

Актуальность восстановления второго железнодорожного пути на КамГЭС отметил и руководитель Пермской пригородной компании Сергей Канцур.

— Этот двухпутный участок будет полезен и нам как организаторам пригородного движения: те же кольца, те же, возможно, маленькие шаттлы, о которых я говорил, чтобы снять проблему с ограничением, которое у нас по автодороге КамГЭС, — рассказал Сергей Канцур. — Будут вестись работы, они уже начинаются буквально в ближайшие дни.

Отметим, что, комментируя предстоящие планы и отвечая на вопросы пассажиров в ходе прямой линии в городском call-центре и в прямом эфире Пермской пригородной компании в соцсетях, руководитель ППК Сергей Канцур обозначил ограниченную пропускную способность через железнодорожный мост и КамГЭС главным сдерживающим фактором развития пригородных электричек.

Резюмируя планы железнодорожников по развитию сообщения электропоездов в Перми, начальник Свердловской железной дороги отметил желание реализовать все мероприятия непрерывно в течение нескольких лет.

— Если мы за 5–7 лет соберем эту инфраструктуру, это будет принципиально другое лицо города и другие возможности транспорта внутри города, совсем другое удобство, совсем другая мобильность, — отметил Колесников.

Напомним, все мероприятия для развития пригородного железнодорожного сообщения региональные власти оценили более чем в 28 миллиардов рублей.

Ранее мы рассказывали о планах ввести в пассажирскую эксплуатацию станцию «Кабельная» на Гайве уже в мае: там будет останавливаться электричка с кольцевого маршрута, а также, возможно, и челнок между берегами Орджоникидзевского района Перми.

По теме