Власти Перми заключили договор на модернизацию трамвайной системы. О подписании документации сегодня сообщил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин в своем Telegram-канале. Заниматься комплексным обновлением инфраструктуры и подвижного состава в ближайшие 5 лет будет входящее в ГК «Мовиста» ООО «Мовиста Регионы Пермь», заявка которого была единственной на организованных торгах.
— Наша задача, чтобы средний возраст подвижного состава не превышал 4,5 года. А средняя скорость трамваев должна вырасти на 30%, — рассказал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. — Всё это вместе с постоянным обновлением парка автобусов и остановочных комплексов формирует комфортную городскую среду и новый уровень удобства общественного транспорта.
Согласно опубликованной на портале «ГИС Торги» информации, подрядчик будет обязан реконструировать 33 километра трамвайных путей и контактной сети, 7 электроподстанций и трамвайное депо «Балатово», а также приобрести 44 новых трамвая. Выполнить все работы ГК «Мовиста» обязана до конца 2025 года. Предварительные сроки каждого из этапов выполнения работ мы публиковали ранее.
— В ближайшие годы подвижной состав станет еще комфортнее и современнее, а инфраструктура — безопаснее, — прокомментировал подписание документации мэр Перми Алексей Дёмкин. — Свое 95-летие пермский трамвай встретит обновленным, но при этом традиционно любимым горожанами.
В отличие от первоначально опубликованного проекта после переговоров власти внесли ряд изменений в документацию. В частности, стоимость соглашения для властей составила 27 миллиардов рублей вместо первоначально предполагаемых 30,5, при этом 4,4 миллиарда софинансируют федеральный бюджет, фонд национального благосостояния, госкорпорация развития ВЭБ.РФ и сама ГК «Мовиста». Вместе с тем сократился и срок выплаты этой суммы из бюджетов Перми и Пермского края (они в равных долях совместно будут оплачивать работы) с 25 лет до 20.
Максимальный размер привлекаемых подрядчиком инвестиций обозначен в размере 11,6 миллиарда рублей. Из них: 4,6 миллиарда — капитальный грант бюджетов Перми и Пермского края, 9,6 миллиарда — кредитные средства от госкорпорации развития ВЭБ.РФ по ставке не более 5,65%, 1,1 миллиарда рублей — привлеченные средства ГК «Мовиста». При этом общая стоимость создания объекта — 16,2 миллиарда рублей.
Базироваться в Перми ГК «Мовиста» будет на территории трамвайного депо «Балатово», реконструкция которого предусмотрена заключенным соглашением. На время проведения работ базироваться городские трамваи будут в трамвайном депо «Красный Октябрь».
С кем подписали договор?
ГК «Мовиста», которая будет заниматься модернизацией трамвайной системы Перми, подконтрольна предпринимателям Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову, которые также являются бенефициарами крупнейшего производителя рельсового транспорта в России — АО «Трансмашхолдинг».
Практически одновременно с заходом в Пермь ГК «Мовиста» стала концессионером по обновлению трамвайной инфраструктуры в Липецке. Там тоже планируют в ближайшие 3 года обновить подвижной состав и путевое хозяйство, а также реконструировать трамвайное депо.
В августе 2022 года ГК «Мовиста» подписала концессионное соглашение на модернизацию трамвайной системы Курска. Также «Мовиста» стала концессионером аналогичного проекта в Ярославле. Кроме того, минувшим летом стало известно, что ГК «Мовиста» может стать концессионером в рамках проекта комплексной модернизации трамвайной системы в Красноярске, однако местные депутаты и счетная палата раскритиковали проект соглашения и не одобрили предложенные условия.
Ранее ГК «Мовиста» занималась транспортной реформой 2020 года в Тверской области. В 2022 году эта же структура завершила строительство межмуниципальной трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, а теперь обслуживает единственный на этом участке маршрут № 333 (кстати, там задействованы трамваи модели «Львенок»).
Андрей Бокарев до марта 2022 года входил в совет директоров Уральской горно-металлургической компании, чистая прибыль которой по итогам 2021 года — 31,8 миллиарда рублей. В рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes по итогам 2021 года Андрей Бокарев занял 59-ю позицию с активами в 2,5 миллиарда долларов, что на 800 миллионов долларов больше показателей 2020 года. Искандер Махмудов также в марте 2022 года перестал быть контролирующим бенефициаром и вышел из совета директоров УГМК вместе с Бокаревым. В топ-200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes за 2021 год Искандер Махмудов занял 19-ю позицию с показателем в 9,7 миллиарда долларов. Годом ранее состояние господина Махмудова та же редакция Forbes оценивала на 2,5 миллиарда долларов меньше.
ООО «Мовиста Регионы Пермь» с уставным капиталом в 100 000 рублей было зарегистрировано в Москве 26 января 2022 года. Учредителем выступает ООО «Мовиста Регионы» — эта группа компаний за последний год зарегистрировала аналогичные юрлица с указанием ряда городов: Южно-Сахалинска, Красноярска, Ярославля и Нижнего Новгорода. Всеми этими дочерними компаниями, а также ООО «Мовиста Регионы», ООО «Группа Мовиста» и ООО «Мовиста ГТ» руководит Александр Советников. Все эти фирмы зарегистрированы для аналогичных проектов ГК «Мовиста» в разных городах России.
Александр Советников выступает учредителем ООО «Группа Мовиста», ООО «Мовиста Северо-Запад» и ООО «Контроль-сервис». Учредителями Контроль-сервиса выступают ООО «Группа Мовиста» и лично Александр Советников в пропорции 99:1. Ранее Александр Советников был гендиректором компании-оператора системы сбора платы с большегрузных автомобилей «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», среди учредителей которого — Игорь Ротенберг. По данным Forbes, в 2021 году состояние Игоря Ротенберга было оценено в 950 миллионов долларов. Другим учредителем «РТ-ИТС» выступает АО «РТ-Инвест», среди акционеров которого по состоянию на 4 декабря 2020 года была госкорпорация «Ростех».
При регистрации ООО «Мовиста Регионы Пермь» в качестве контактной электронной почты указан домен ГК «Автопасс». Эта позиционирующая себя как высокотехнологичная организация для федеральных проектов в сфере логистики, как и большинство юрлиц ГК «Мовиста», зарегистрирована в одном и том же здании. Учредителем ООО «Автопасс» является Анна Боева, которая также является учредителем и руководителем ООО «МС».
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.