Дороги и транспорт подробности Власти хотят реконструировать трамвайную систему Перми в концессии с частной компанией. Говорят, что это ускорит процесс на 14 лет

Власти хотят реконструировать трамвайную систему Перми в концессии с частной компанией. Говорят, что это ускорит процесс на 14 лет

Деньги выделят из городского, краевого, федерального бюджетов, а частный участник концессии возьмет кредит

Власти всерьез взялись за обновление трамвайной инфраструктуры и подвижного состава

Власти Перми и Пермского края обсуждают условия концессионного соглашения, которое планируют заключить с частным инвестором на развитие трамвайной системы Перми. 22 июня прошло очередное заседание инвесткомиссии при главе города, на котором пермский дептранс озвучил, какие обязательства могут появиться у сторон, и конкретизировал финансовые показатели проекта. В результате обсуждений городская инвестиционная комиссия поддержала заключение концессии.

Что планируют сделать?


До 30 июня 2025 года власти Перми и Пермского края совместно с концессионером планируют обновить 35 километров трамвайных путей и сопутствующей контактной сети и семь тяговых подстанций. Также в планах — реконструкция трамвайного депо «Балатово» и покупка 44 новых односекционных трамваев, которая позволит вывести из эксплуатации старые.

Что подразумевает концессия?


Наличие концессионного соглашения — обязательное условие для получения федерального софинансирования. Концессионер, то есть частная компания (подробнее о ней — ниже), в ближайшие три года займется обновлением трамвайной инфраструктуры и подвижного состава. Работы будут оплачены из бюджетов Перми и Пермского края, в дополнение к которым будет предоставлено федеральное софинансирование. Недостающую сумму концессионеру по льготной ставке 5,5% предоставит госкорпорация «ВЭБ.РФ», после чего эти средства будут возвращать бюджеты Перми и Пермского края.

Благодаря этому механизму власти планируют в течение ближайших трех лет комплексно обновить инфраструктуру и подвижной состав городского электротранспорта. Согласно расчетам мэрии, без привлечения инвестиций и заключения концессионного соглашения городской бюджет сможет позволить провести аналогичное обновление не за три года, а за 14 лет — в 2036 году.

Другими словами, если бы бюджет Перми самостоятельно ежегодно расходовал тот объем средств, который предполагается выплачивать в рамках концессии, на аналогичную закупку трамваев и обновление инфраструктуры, то добиться тех же эффектов город самостоятельно сможет только к 2036 году, в то время как при механизме концессии этот результат ожидается уже до конца 2025 года.

Эти расчеты самостоятельных затрат города без софинансирования и концессии приведены при годовой инфляции на уровне 4%, при этом стоимость трамваев у всех отечественных производителей за последние три года увеличилась почти вдвое. По данным 59.RU, сегодня стоимость нового трамвая модели 71-911ЕМ «Львенок» составляет порядка 74 миллионов рублей, в то время как в 2019 году для Перми их приобретали за 44 миллиона.

Какова цена вопроса?


Весь проект развития трамвайной сети Перми оценили в 16,1 миллиарда рублей. Из бюджета Пермского края планируется выделить 244,8 миллиона рублей, из казны города — еще 49 миллионов. 4,3 миллиарда рублей поступит из федерального бюджета. Остальные 11,2 миллиарда власти планируют привлечь по льготному кредиту ниже рыночных предложений и уровня инфляции со ставкой 5,5%. Концессионер получит эти средства от госкорпорации развития России «ВЭБ.РФ», после чего заемные средства будут возвращать из муниципального и регионального бюджетов. С учетом кредитования бюджеты Перми и Пермского края потратят по 10,8 миллиарда рублей каждый.

На что пойдут деньги?


На заседании инвесткомиссии городские власти презентовали муниципальным депутатам сравнительный анализ затрат, которые предусмотрены планируемым концессионным соглашением. Представленные расчеты основаны на экономических предложениях, которые уже были получены от потенциальных поставщиков.

Особый интерес депутатов гордумы был прикован к экономическим показателям проекта

В случае удешевления приобретения новых вагонов или элементов инфраструктуры при их покупке у производителей концессионным соглашением будет предусмотрено уменьшение размера инвестиционного платежа из бюджета на сумму разницы стоимостей и на сумму процентов, подлежащих начислению на сумму уменьшения.

Из-за этого проезд подорожает?


В пермском дептрансе заявляют, что концессионное соглашение не повлечет изменение тарифа в общественном транспорте. В ведомстве отметили, что расходы на модернизацию трамвайной сети не включены в расчет экономически обоснованного тарифа, отталкиваясь от которого городские депутаты утверждают тарифное меню для пассажиров.

Отдельно власти обращают внимание, что в случае заключения концессионного соглашения МУП «Пермгорэлектротранс» продолжит работать в качестве компании-перевозчика на трамвайных маршрутах города. Между концессионером и МУП «ПГЭТ» планируют заключить соглашение о совместном использовании трамвайной инфраструктуры, которое позволит использовать путевое хозяйство обеим сторонам.

Когда всё это будет?


Власти планируют до конца августа 2022 года заключить концессионное соглашение сроком на 25 лет. С этого момента инвестор будет разрабатывать проектно-сметную документацию и начнет обновление трамвайной инфраструктуры и подвижного состава. Завершить все работы концессионер будет обязан до конца 2025 года.

В чем выгода от концессионного соглашения?


— Заключая концессионное соглашение сейчас, мы замораживаем для себя цены на 25 лет, — пояснил 59.RU начальник пермского дептранса Анатолий Путин. — Средства на эти цели так или иначе пришлось бы потратить в будущем. В случае заключения соглашения уже через три года мы получим готовую инфраструктуру, которой сможем пользоваться. При этом затраты бюджет города и края будет выплачивать постепенно по ценам 2022 года. В текущей нестабильной экономической обстановке это крайне важно.

С каким концессионером планируют заключить соглашение?


Кто именно станет концессионером, станет известно во второй половине августа 2022 года. Именно тогда власти планируют разместить предложение о заключении концессионного соглашения на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов.

В 2021 году власти вели переговоры с несколькими потенциальными партнерами. На форуме Минтранса РФ «Транспортная неделя» в ноябре 2021 года губернатор Пермского края сообщил, что обсуждения велись с компаниями «Трансмашхолдинг» и «Синара». По данным 59.RU, ГК «Синара» в 2022 году прекратила проявлять интерес к данному проекту.

В последние месяцы предварительные переговоры власти ведут с группой компаний «Мовиста Регионы». Для работы в Перми 26 января 2022 года была зарегистрирована проектная компания ООО «Мовиста Регионы Пермь» с юридическим адресом в Москве и уставным капиталом в 100 000 рублей. Руководителем как дочерней, так и головной компании указан Александр Советников, который также руководит ООО «Группа Мовиста», ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск», ООО «Мовиста Регионы Красноярск», ООО «Мовиста ГТ», ООО «Мовиста Регионы Ярославль» и ООО «Мовиста Нижний Новгород».

«Мовиста» — частный инвестор, выступающий оператором при комплексном развитии общественного транспорта в формате государственно-частного партнерства. Среди прочего, компания сейчас занимается реализацией проекта по строительству трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Кстати, для работы на том направлении задействуют трамваи модели 71-911ЕМ «Львенок», которые с 2019 года пополняют трамвайный парк Перми.

Бенефициарами группы компаний «Мовиста» ряд СМИ называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Им также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг», соучредителями которого они выступили при основании компании. Прежде Андрей Бокарев занимал должность президента и председателя совета директоров «Трансмашхолдинга».

Андрей Бокарев до марта 2022 года входил в совет директоров Уральской горно-металлургической компании, чистая прибыль которой по итогам 2021 года — 31,8 млрд рублей. В рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes по итогам 2021 года Андрей Бокарев занял 59-ю позицию с активами в 2,5 миллиарда долларов, что на 800 миллионов долларов больше показателей 2020 года. Искандер Махмудов также в марте 2022 года перестал быть контролирующим бенефициаром и вышел из совета директоров УГМК вместе с Бокаревым. В топ-200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes за 2021 год Искандер Махмудов занял 19-ю позицию с показателем в 9,7 миллиарда долларов. Годом ранее состояние господина Махмудова та же редакция Forbes оценивала на 2,5 миллиарда долларов меньше.

Напомним, впервые о планах масштабного обновления трамвайной инфраструктуры Перми краевые власти сообщили в ноябре 2021 года на ежегодном форуме Минтранса РФ «Транспорт России». В феврале 2022 года региональные власти направили заявку на получение федерального софинансирования, после чего в конце апреля заявка была одобрена.

Ранее мы рассказывали, что власти отказались переносить трамвайное депо на шоссе Космонавтов — вместо этого концессионера планируют обязать реконструировать действующее депо «Балатово».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем