Дороги и транспорт мнение Зачем два уровня? Эксперт — о будущей развязке на пересечении шоссе Космонавтов и улицы Крисанова

Зачем два уровня? Эксперт — о будущей развязке на пересечении шоссе Космонавтов и улицы Крисанова

Михаил Якимов сомневается в эффективности этого инфраструктурного решения

Так по задумке проектировщиков должна выглядеть будущая развязка

В Перми активно продвигаются строительные работы по возведению многоуровневой развязки на пересечении шоссе Космонавтов и улицы Столбовой. В этом месте будет новое соединение с улицей Крисанова, для продления которой региональный бюджет взял кредит на 5,4 миллиарда рублей. Для строительства одной из опор новой автодороги с 1 мая временно прекратят движение трамваев между Индустриальным районом и центром Перми.

Решение региональных властей возвести многоуровневую развязку вызвало общественный резонанс после публикации эскизов уже подготовленного к тому моменту проекта. Ряд пермяков возмутился, что в центре города возникнет крупный транспортный объект, который не учитывает интересы местных жителей, пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

Специально для 59.RU о возводимой сейчас дорожной развязке на будущем пересечении шоссе Космонавтов с улицей Карпинского высказался директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов — до переезда в Москву он возглавлял институт транспорта Пермского политеха. Далее — личное мнение эксперта.

Развязка шоссе Космонавтов с улицей Крисанова с позиции водителя, пассажира и пешехода

В городе Перми готовится к реализации масштабный инфраструктурный проект транспортной развязки шоссе Космонавтов и улицы Крисанова. Пожалуй, это самый крупный инфраструктурный проект последнего десятилетия и самый крупный дорожный объект в центре города.

Решительно непонятно, из каких стратегических предпосылок родилась идея организовать в этом месте двухуровневую развязку именно в таком виде. Возможно, это стратегия развития улицы Крисанова со строительством нового моста через Каму в створе этой улицы, либо это какая-то новая стратегия развития шоссе Космонавтов. Однако строительство моста предполагается в другом месте, а стратегии развития близлежащих к улице Крисанова перекрестков на шоссе Космонавтов, в частности рыночной площади, не существует. Таких проектов просто нет.

Очевидно, что проект строительства двухуровневой развязки на шоссе Космонавтов / улица Крисанова — это фактически локальный проект, призванный обеспечить проектную пропускную способность только этого транспортного узла. В отрыве от общей концепции развития шоссе Космонавтов и строительства моста в створе улицы Крисанова транспортная развязка на шоссе Космонавтов / улица Крисанова будет хрестоматийным примером того, как за довольно внушительные деньги можно передвинуть пробку из одного места буквально на соседний перекресток.

«Развязка будет хрестоматийным примером того, как за довольно внушительные деньги можно передвинуть пробку из одного места на соседний перекресток»

Стоит предположить, что проект разрабатывался иногородними проектировщиками, в задачи которых не входила разработка концепции развития улицы Крисанова или шоссе Космонавтов, очевидно, что была поставлена задача построить именно двухуровневую развязку и желательно за минимальные деньги. Очевидно, поэтому и была выбрана довольно неожиданная схема развязки, в которой верхним уровнем проходит именно шоссе Космонавтов.

Строительство двухуровневой развязки именно в этом месте в центральной части города выглядит еще более странным, если сравнивать этот перекресток с перекрестками, расположенными вдоль автомобильной дороги Стаханова — Чкалова — Старцева. Для этой дороги, на значительно бо́льшем удалении от центра города, развязки выполнены в одном уровне в виде обычных перекрестков, на которых организовано как пешеходное движение, так и средствами организации дорожного движения выделены приоритеты для движения общественного транспорта.

Нетрудно предположить, что при сохранении существующего режима работы шоссе Космонавтов как автомобильной дороги регулируемого движения двухуровневая развязка на пересечении с улицей Крисанова будет восприниматься как неэффективное вложение денег, а с точки зрения градостроительной политики, организации движения общественного транспорта и пешеходов — как градостроительная ошибка. Можно спрогнозировать, что при наличии одноуровневых перекрестков на шоссе в непосредственной близости дорогостоящие искусственные сооружения вдоль шоссе Космонавтов будут больше похожи на стоянку автомобилей, чем на магистраль непрерывного движения.

Кроме массы проблем градостроительного и эстетического характера, связанных с визуальными эффектами, а также наличием объективно обусловленной дополнительной нагрузки на окружающую среду в виде шума, двухуровневые развязки в центре города существенно снижают эффективность работы городского пассажирского транспорта общего пользования. Снижение эффективности функционирования транспорта общего пользования на двухуровневых развязках связано не столько с самой транспортной инфраструктурой, сколько с пешеходной инфраструктурой. Нет проблем организовать выделенные полосы на двухуровневых развязках и искусственных сооружениях, гораздо сложнее организовать доступ пешеходов и потенциальных пассажиров к такой инфраструктуре, разместить соответствующим образом остановочные пункты, обеспечить беспрепятственный доступ пассажиров различных групп населения. В этом плане двухуровневые развязки гораздо более эффективно работают на периферийных частях городов, где пешеходное движение существенно меньше, пассажиропоток и плотность остановочных пунктов не такие высокие.

Тем не менее продление улицы Крисанова с выходом на улицу Карпинского — очень важный и значимый для развития транспортной инфраструктуры Перми проект. Необходимость такой связи просматривалась уже давно, были разработаны десятки проектов ее реализации. С точки зрения транспортной связности, сокращения общего пробега всех видов транспорта по улично-дорожной сети Перми в городе необходимо построить еще множество подобных связей в виде продления отдельных улиц либо пробивки новых с целью уменьшения размеров городских кварталов. Всё это будет вести к уменьшению перепробегов транспортных средств, сокращению времени реализации корреспонденций и снижению нагрузки на городскую среду от негативных результатов работы транспорта.

Однако в центральной части города это должны быть проекты, позволяющие реализовать приоритет движения пешеходов, индивидуального транспорта, приоритет жилой застройки перед масштабными транспортными сооружениями. Проект перекрестка шоссе Космонавтов и улицы Крисанова вполне можно реализовать в виде плоскостного перекрестка, сохранив общую концепцию функционирования шоссе Космонавтов как магистрали регулируемого движения. Для этого существуют все необходимые условия: достаточный габарит перекрестка, отсутствие перепадов высот и стесненной застройки в виде близлежащих зданий. Необходимость пропуска большого количества маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, а также трамвайного движения на ряду с интенсивными пешеходными потоками также являются факторами и предпосылками для организации плоскостного перекрестка в одном уровне.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем