Сегодня Пермь с одноименным международным аэропортом соединяет автобусный маршрут № 108. Работают автобусы на линии только в дневное время: с 06:00 до 23:00, в то время как аэропорт принимает и отправляет самолеты круглосуточно. Единственным способом добраться в Большое Савино и выехать из него остается такси, которое в последнее время сильно подорожало. Редакция 59.RU обратилась в пресс-службу Минтранса Прикамья с просьбой пояснить причину отсутствия автобусов до аэропорта в ночное время. Также мы поговорили с независимыми экспертами, чтобы они оценили ситуацию и перспективы ее изменения.
Автобусный маршрут № 108 обслуживает подведомственное Министерству транспорта Пермского края ПКГУП «Автовокзал». Контракт до конца мая 2025 года с перевозчиком заключил другой подвед Минтранса — ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края». 108-й соединяет аэропорт с автовокзалом Перми.
В расписании аэропорта на 29 сентября с полуночи до 07:00 запланированы 10 вылетов. В это время вылетают самолеты авиакомпаний Azur Air, «ЮВТ Аэро», SmartAvia, «Победа», «Россия», «Аэрофлот» и S7 в Шарм-эш-Шейх, Казань, Сочи, Москву и Санкт-Петербург.
В то же время с полуночи до 07:00 в расписании аэропорта указаны прилеты 12 самолетов тех же перевозчиков из Москвы, Нижнего Новгорода, Сочи, Москвы и Санкт-Петербурга.
В 2020 году после запуска маршрута № 108 пассажиры жаловались на долгое ожидание: по будням интервал движения был 30 минут, а в выходные — час. Количество автобусов на линии увеличили только после вмешательства губернатора Прикамья. «Бездумно увеличили интервалы между автобусами», — заявил в одном из эфиров в соцсетях Дмитрий Махонин. Однако время работы маршрута осталось прежним.
В самом Минтрансе отсутствие рейсов в ночное время, как оказалось, объясняют «низким пассажиропотоком».
— В ночное время воспользоваться автобусным маршрутом № 108 смогли бы только жители шоссе Космонавтов, поскольку городской пассажирский транспорт в это время не работает. В связи с этим загрузка автобусов была бы минимальной, — заявили в Минтрансе Прикамья. — Поэтому в соответствии с заключенным государственным контрактом не предусмотрено отправление из аэропорта в ночные часы в связи с низким пассажиропотоком и экономической нецелесообразностью.
Отметим, что автобусы маршрута следуют в аэропорт с центрального автовокзала, поэтому логика Минтранса о том, что воспользоваться ими могли бы только жители шоссе Космонавтов, редакции не совсем понятна.
Владислав Булгаков: «Когда аэропорт работает, нужен автобус»
По мнению главного редактора сетевого издания «ТранспортСПБ» и транспортного аналитика Владислава Булгакова, автобусный маршрут № 108 должен работать круглосуточно, поскольку аэропорт, для транспортной доступности которого организован маршрут, принимает и отправляет рейсы в ночное время.
— Мне кажется странным со стороны Минтранса смотреть таким образом. Когда аэропорт работает в ночное время, нужен автобус. Один авиарейс — это минимум 100 пассажиров. Людям из аэропорта нужно ехать, как ни крути. Если пустить автобусы каждые полчаса, то пассажиры будут, — считает эксперт.
По мнению Владислава Булгакова, работа автобусов между аэропортом и центром Перми позволит перераспределить автомобили такси равномернее по городской черте и сбалансирует спрос на них. Кроме того, эксперт обращает внимание на перспективу работы ночью и городского транспорта.
— Перми и другим городам-миллионникам стоит задуматься о работе ночных маршрутов. Крупные города живут 24/7. Для решения ограниченной мобильности автобусы должны ходить хотя бы редко и по основным маршрутам, но обеспечивать связь между районами города.
Михаил Вшивков: «Лоукостеры летают только по ночам»
Автор транспортного блога «первый парк» Михаил Вшивков отмечает, что спрос на ночные автобусы в аэропорт обоснован перелетами в это время бюджетных авиакомпаний.
— 35% самолетов прибывают в пермский аэропорт в ночное время, к 39% вылетов невозможно приехать из города на автобусе. При этом в эту долю входят рейсы, выполняемые по загруженным направлениям — Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Также отмечу, что авиакомпании-лоукостеры — такие как «Победа» и SmartAvia — летают в Пермь только по ночам, а значит, людям, которые готовы экономить на транспортных издержках и являются целевыми клиентами общественного транспорта, приходится раскошеливаться на поездки на таксомоторе.
Михаил Вшивков считает, что потребность в автобусном маршруте № 108 ночью выросла после недавнего подорожания такси в связи с ужесточением отраслевого законодательства.
— В моменты вылетов и прилетов стоимость поездки на таксомоторе из аэропорта всегда была существенно выше — теперь, при общем высоком уровне цен, поездка в аэропорт на такси вообще стала «золотой». При наличии регулярного ночного автобусного сообщения города с аэропортом авиапассажиры могли бы добираться на такси хотя бы до остановок маршрута № 108, экономя собственные деньги и пополняя краевой бюджет.
Эксперт также отмечает, что в перспективе об организации ночных автобусов следует задуматься и городским властям.
— Запуск полноценного межмуниципального маршрута, связывающего город с весьма важным объектом в ночное время, может стать стимулом для городских властей ввести ночные рейсы хотя бы на популярных магистральных маршрутах — это будет еще одним важным шагом к созданию комфортного города.
Дептранс Перми: «Ночные рейсы могут быть востребованы у пермяков»
После высказываний экспертов о потенциале и необходимости работы общественного транспорта Перми в ночное время редакция 59.RU дополнительно обратилась в пресс-службу дептранса. В ведомстве не исключили, что в перспективе могут рассмотреть организацию работы городских автобусов ночью.
— Для Перми нет необходимости поддерживать работу всей сети круглосуточно на протяжении всего года, однако ночные рейсы по основным направлениям могли бы быть востребованы у пермяков. Особенно это актуально в летний период, когда ночная жизнь города более активна, — заявили 59.RU в дептрансе Перми. — Однако это требует отдельной проработки финансовых показателей для исключения дополнительной нагрузки на бюджет. В том числе это зависит и от платежной дисциплины пассажиров.
В пермском дептрансе не прокомментировали возможность организации ночной работы городского транспорта при перезаключении контрактов с перевозчиками, срок которых истекает в 2025 году.