![Кроме трамвая в Перми уже больше года есть и альтернативный городской электротранспорт — электробусы | Источник: Владимир Зыкин](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/1d/a0/e11da0ddd04f85ccfcc1d124e9f18b01/656x437_1:5683_70ff9f603f6786bb61bccd655a043b8a@1202x800_0xiDIyKUJu_9565386591932888342.jpg.webp)
Кроме трамвая в Перми уже больше года есть и альтернативный городской электротранспорт — электробусы
Пока в Перми массово реконструируют трамвайные линии, пассажиры всё чаще задаются вопросами о строительстве новых. Планы расширить охватываемую электротранспортом территорию заложены в генплане и неоднократно подтверждались властями публично. Однако после строительства ветки на улице Революции в 2019 году стройки дальше не пошли. Редакция 59.RU попыталась узнать у властей о планах по строительству новых линий электротранспорта. Рассказываем, что думают чиновники и независимые эксперты о будущем пермского электротранспорта.
Что за планы в генплане?
Генеральный план Перми больше 10 лет предусматривает перспективы развития электротранспорта. В нём указаны три «волны» ренессанса пермского трамвая: первая, вторая и более отдалённые перспективы.
На карте красным — первоочерёдные планы генплана, синим — второстепенные, а розовым — дальносрочные
Первоочередные планы — появление трамвая на Парковом и Садовом. Следующий этап включает строительство линий на Крохалевку и Владимирский, а также соединение улицы Куйбышева между Революции и Ленина. В более долгосрочных планах указан микрорайон Нагорный, полностью улицы Сибирская и Монастырская, а также Окулова от Монастырской до существующей ветки на Дзержинского.
Мэрия Перми: «70% поддерживают развитие трамваев»
В администрации Перми заявляют о необходимости расширения трамвайной системы города. Приоритетными там называют появление трамвая сразу в нескольких микрорайонах: на Парковом, Садовом, Крохалева и Владимирском.
![На Крохалевку трамвай может пойти по улицам Солдатова и Анвара Гатауллина | Источник: «Яндекс.Карты»](https://n1s1.hsmedia.ru/68/b4/b9/68b4b924f3ab3f28545aa1ef3065fdb1/352x352_1_8c0f91d42d1079a89f1a746c59f9eaef@1920x1920_0xCyLKKYGV_4362247124272985246.png.webp)
На Крохалевку трамвай может пойти по улицам Солдатова и Анвара Гатауллина
![Продлить ветку от Велты до Владимирского нужно всего лишь на 1,5 километра | Источник: «Яндекс.Карты»](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/a3/ee/2ca3eeb9f57b7a177964fe162be736c5/352x352_1_f01a94416b87a6d7b2a4682ccdeac8e1@1920x1920_0xGI8SvesB_9128046262795865030.png.webp)
Продлить ветку от Велты до Владимирского нужно всего лишь на 1,5 километра
![Тоннель под Транссибом для новой трамвайной линии уже построили | Источник: «Яндекс.Карты»](https://n1s1.hsmedia.ru/be/be/6a/bebe6ae7ab1984112ecc8037b6fdcb4f/656x435_1_777f4ec9973942b237d1db010a3860a1@1920x1272_0xGxAAM7ue_3107169375587706811.png.webp)
Тоннель под Транссибом для новой трамвайной линии уже построили
— Необходимость развития трамвайного сообщения обусловлена высокой плотностью застройки в этих районах и большим пассажиропотоком, направляющимся преимущественно в центр города, — пояснили 59.RU в мэрии. — Более 70% респондентов недавнего опроса поддерживают развитие трамвайного сообщения.
Однако в горадминистрации отмечают, что для строительства новых трамвайных линий нужно много денег.
— Администрацией города Перми рассматривалась возможность использования инфраструктурных кредитов или заключения концессионных соглашений, — рассказали 59.RU в мэрии. — Строительство новых сетей пока не запланировано.
Минтранс: «Активно развиваются электробусы»
В Минтрансе вопросы 59.RU о планах по строительству новых трамвайных линий в Перми оставили без ответов. Вместо информации о возможных сроках появления новых путей чиновники заявили о перспективности альтернативного вида транспорта — электробусов.
— Сейчас активно развиваются электробусы: они не требуют дорогую инфраструктуру, такую как трамвайные пути и контактную сеть, — пояснили 59.RU в Минтрансе. — То есть можно строить дороги, которые будут использоваться как электротранспортом, так и обычными автомобилями.
![В Перми электробусы работают только на маршруте № 81 | Источник: Владимир Зыкин](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/28/ac/3b28ac68b84316ef47c3cb1ee06f0cb0/656x410_1:5683_07f19bc4c1f53492b78b7029304ff159@2560x1600_0xVoHeajRU_2442537828887578327.jpg.webp)
В Перми электробусы работают только на маршруте № 81
Ранее в интервью 59.RU губернатор Пермского края Дмитрий Махонин высказывался в поддержку развития трамвайного движения в Перми. При этом глава региона отметил, что до расширения системы необходимо обновить существующие трамвайные линии.
— Мне нравится электротранспорт, я хочу, чтобы трамвай «дотянулся» и до Кондратово, — заявил 59.RU Дмитрий Махонин. — Но есть вопрос приоритетов. Когда мы по центру города новые вагоны отправляем по старым рельсам, то не создаем необходимого комфорта для пассажиров. Давайте действующее трамвайное полотно приведём в нормативное состояние, купим новый подвижной состав. А потом уже будем думать о новых ветках и новых направлениях. Пока мы сосредоточены на модернизации того, что есть.
Что говорят эксперты
Александр Морозов: «Трамвай сэкономит 500 миллионов в год»
Вице-президент международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александр Морозов считает, что в Перми необходимо расширять трамвайную сеть и активнее её использовать. По мнению эксперта, это одновременно сделает поездки пассажиров комфортнее и позволит экономить городской бюджет.
— Понятно, что первоначальные вложения в трамвай будут больше. Но потом в эксплуатации трамвай будет на 40% дешевле автобуса, а электробус — дороже автобуса на 30%. К тому же зарядные станции для электробусов тоже стоят деньги, под них ещё нужно найти мощности, подвести их, каждые 5–7 лет заменять аккумуляторы электробусов — это очень дорого.
![По мнению эксперта, крупные вложения в трамвай со временем отбиваются экономией ежегодных расходов | Источник: Владимир Зыкин](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/27/85/f72785cf308d22e86bbfb955331b5842/656x438_1:5683_3c106b8cea73aa2c1315723306ed5cfc@2560x1707_0xmBdjExaq_1762115085096322193.jpg.webp)
По мнению эксперта, крупные вложения в трамвай со временем отбиваются экономией ежегодных расходов
По предварительным расчётам эксперта, затраты на строительство новых трамвайных линий могут окупиться экономией в дальнейших расходах. Произойти это может благодаря снижению стоимости контрактов с перевозчиками за счёт сокращения расходов на использование трамваев вместо автобусов и электробусов.
— Например, в направлении на Садовый трамвай сэкономит 500 миллионов рублей в год. Если изначально вложить 5 миллиардов, то эту сумму сэкономят за 10 лет, — заявляет Морозов. — Трамвай сократит и социальные издержки — время в пути, загрязнение воздуха, количество ДТП.
По мнению эксперта, к этим выводам могут прийти и сами власти. Однако сейчас это может быть очевидным не для всех из-за отсутствия нужных документов планирования и расчётов всех возможных вариантов развития.
— Когда расчёты в документах планирования Минтранса будут проведены, ни у кого не будет смысла бороться с истиной, что на Садовый нужен именно трамвай, а куда-нибудь в районы с одноэтажной застройкой или посёлки в агломерации можно будет запустить электробусы, — считает Морозов. — У каждого вида транспорта есть своё место, на самых загруженных транспортных коридорах целесообразнее использовать трамваи. В Перми трамвай требует своего развития, которое позволит сократить расходы.
Андрей Шестопалов: «власти могут ошибаться»
Аналогично за расширение трамвайной системы города высказывается и Андрей Шестопалов, гендиректор «Первой компании транспортной инфраструктуры», которая занимается разработкой документов транспортного планирования и трамвайных концессий.
— Безусловно, строительство трамвайных линий — лучший выход. Причём запускать, может быть, смысл не только односекционные трамваи, но и трёх- или даже пятисекционные, потому что Пермь — город большой. Тогда люди будут отказываться от машин и пересаживаться на общественный транспорт.
![Сейчас в Перми ездит один трехсекционный «Лев», остальный трамваи односекционные | Источник: Владимир Зыкин](https://n1s1.hsmedia.ru/36/db/a2/36dba26b6f7cde87be198158122f5f2c/656x369_1:5683_c0c1ceeb175e6fc680e7d1682353449f@2560x1440_0xkQx1AFQS_6541589683286069124.jpg.webp)
Сейчас в Перми ездит один трехсекционный «Лев», остальный трамваи односекционные
По заверению эксперта, трамвай должны использовать на самых загруженных направлениях, а электробусы больше подходят для внутрирайонных маршрутов с небольшим потоком пассажиров.
— То, что в Пермь купили электробусы, скорее связано с федеральной политикой, но никто не считал, сколько будет стоить их эксплуатация, — считает Шестопалов. — Когда начнут считать деньги за перевозку, все сильно удивятся.
В качестве рекомендации местным властям эксперт говорит о необходимости начать строительство новых линий в ближайшее время.
— В перспективе пяти лет можно одну из линий построить — на Парковый или на Садовый, в то же время закончить обновление подвижного состава и за счёт этого сделать Пермь лучшим городом в стране по транспортному обслуживанию, — считает Шестопалов. — У вас генплан в очень правильном направлении, к тому же у вас профессионалы работают в городе. Осталось дело только за обоснованием и реализацией.
- «Дотащим трамвай до Садового»: глава Перми Дмитрий Самойлов ответил на вопросы 59.RU
- Пермские власти прорабатывают вопрос о запуске трамваев до Кондратово и Паркового
- Источник 59.RU: губернатор намерен построить трамвайную линию от Перми до аэропорта
- Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин заявил, что власти временно отказались от строительства трамвайной ветки до Садового
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.