Дороги и транспорт проблема «Мы аванс за 10 дней потратим, как жить дальше?»: перевозчики — о новой транспортной модели в Перми

«Мы аванс за 10 дней потратим, как жить дальше?»: перевозчики — о новой транспортной модели в Перми

Перевозчики рассказали о проблемах, с которыми они столкнутся при новой системе

Привычные для пермяков маршруты поменяются в 2019 году

В ближайшие три года в Перми постепенно введут новую транспортную модель. Сейчас её активно готовят: чиновники обсуждают с жителями маршрутную сеть, краевой Минтранс разрабатывает единую систему безналичной оплаты и учета пассажиропотока, город создаёт собственный муниципальный парк и уже даже объявил конкурс на закупку 85 автобусов.

Мы уже рассказывали, какие улучшения привнесёт транспортная реформа в жизнь пермяков: это бесплатные пересадки, удобные маршруты, новые автобусы и другое. Но, сами перевозчики не испытывают восторга по поводу транспортной реформы. У многих, по их словам, «встают волосы дыбом» от происходящего. В ноябре в Торгово-промышленной палате Прикамья состоялось заседание рабочей группы по пассажирским перевозкам, на котором присутствовали представители городской власти, надзорных органов, депутаты, перевозчики, общественники. Рассказываем, с какими проблемами могут столкнуться бизнесмены и что на это отвечают представители власти.

Муниципальный контракт. Что это?


Главный документ, который в недалеком будущем будет регламентировать работу всех пермских перевозчиков, — муниципальный контракт. Согласно документу, заказчиком работ выступает МКУ «Гортранс», а подрядчиком — каждый из перевозчиков. Вокруг него-то и разгорелись бурные обсуждения. Контракт составлен в соответствии с требованиями 44 Федерального закона о закупках, он содержит семь приложений, которые описывают требования к перевозкам. Основная масса действующих сейчас контрактов у перевозчиков закончится в 2020 году. В 2019 году будут разыграны конкурсы на различные маршруты, то есть не факт, что перевозчики останутся обслуживать те маршруты, которые у них есть сейчас. Торги будут проводиться заранее, перевозчики будут иметь восемь-девять месяцев, чтобы подготовиться: купить технику, переговорить с заводами о лизинге, оформить и поставить на учёт автобусы, набрать персонал.

Основные пункты муниципального контракта:

  • подрядчик обязан перечислять плату за проезд, собранную с пассажиров, муниципальному заказчику (МКУ «Гортранс»);

  • оплата по контракту осуществляется ежемесячно за тот объем транспортной работы, которую фактически выполнил перевозчик. Предусматривается возможность авансирования ежемесячно в размере 30 процентов от месячной суммы оплаты по контракту;

  • те деньги, которые поступили от оплаты проезда за наличный расчет, перевозчик обязан передать в течение двух банковских дней в городской бюджет. А те, что прошли в виде безналичных платежей: по банковским или транспортным картам, — будут перечислены оператором единой краевой системы, которая сейчас создается Минтрансом Пермского края;

  • для перевозчиков будут установлены штрафные санкции в случае «проколов». На это есть специальное приложение с таблицей из 22 пунктов. К примеру, неполное исполнение рейсов, пропуск остановок, неисправность оборудования: автоинформаторы, валидаторы. По каждому из них установлен определенный объем штрафных баллов, в зависимости от тяжести данного нарушения. При достижении штрафных баллов в размере 10 будет накладываться штрафная санкция. При трехкратном превышении штрафных баллов в сумме 30 контракт может быть расторгнут по инициативе заказчика;

  • оплату за наличный расчет в будущем планируется проводить через водителя.

Перевозчиков ждут новые правила

Банковская гарантия


Первым и для многих перевозчиков главным вопросом является получение банковской гарантии для участия в конкурсе. Она стоит два-три процента от годового контракта.

— Ничего тут сложного на самом деле нет, — утверждает начальник департамента дорог и транспорта городской администрации Роман Залесинский. — Те, кто работает давно, знают, что банки легко под эти контракты выдают гарантии.

Но с этим многие перевозчики не согласны.

— Это большая проблема, — рассказал 59.ru один из перевозчиков Александр Богданов. — Мы в «ВТБ» кредитуемся, так вот, когда ходили к ним с этим вопросом, они спросили: «А цена контракта какая будет?» Так вот, самая малая цена контракта будет 50 миллионов рублей потому, что контракт длинный — семь лет. А там некоторые контракты и под миллиард будут! Представляете, какая гарантия банковская будет по такой сумме? Какой банк даст такую гарантию? Причем эти деньги будут просто «похоронены». Я их просто положу и всё. Забрать я их тоже не могу потому, что это же гарантия того, что я буду работать за эту цену. Вы можете представить, в каких мы условиях будем находиться?

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Прикамье Вячеслав Белов рассказал 59.ru, что получить банковскую гарантию действительно не так-то просто и есть вероятность, что не все действующие перевозчики смогут из-за этого поучаствовать в розыгрыше маршрутов.

— Когда мы обращаемся в кредитное учреждение — они нам всем могут дать кредит или банковскую гарантию. Или, наоборот, отказать, — рассказал Вячеслав Белов. — Фактически, каждый раз рассматриваются конкретные обстоятельства конкретного заемщика. А если у него денег столько нет свободных? Ну вот, самая маленькая банковская гарантия — от 50 миллионов — допустим, составит один миллион. Его ведь надо заплатить. И это они только дадут банковскую гарантию для участия в конкурсе и для возможного получения кредита. А по кредиту надо будет платить ещё 12, 13, 15 процентов. А перевозчик сможет это обеспечивать? Последнее время подходят к нам предприниматели, говорят, что не могут получить гарантию. У кого-то нет обеспечения, у кого-то такой вид деятельности, по которой банк не считает целесообразным давать гарантию.

При этом глава департамента Роман Залесинский пояснил, что участие в переговорах с банками будут принимать власти. Это необходимо, чтобы банки давали гарантии и шли навстречу перевозчикам. Пойдут ли на это кредитные учреждения — пока непонятно.

Аванс — 30 процентов


Ещё один больной вопрос для перевозчиков — новая система оплаты по муниципальным контрактам. Участники рынка уверены: в новой системе есть неравенство между заказчиком и перевозчиком. То есть перевозчики должны каждые два банковских дня перечислять в городской бюджет деньги с оплаты проезда, а сами жить и обслуживать маршруты весь месяц на 30-процентный аванс.

— Это приведет к существенному кассовому разрыву, — считают перевозчики. — Фактически в начале работы мы получаем два месяца, которые будут являться максимально затратными, потому что существуют колоссальные издержки на приобретение того же транспортного средства, например, издержки на доработку различного дополнительного оборудования в автобусы, они лягут на наши плечи, опять же, налоги и заработная плата сотрудникам и самое главное — это топливо. Топливо нам никто не будет отгружать «за спасибо» или в кредит. Это всё приведет к тому, что перевозчик с самого первого месяца работы не сможет выполнять договорные обязательства в полном объеме.

Многим нужно обновлять автопарк, на это нужны серьёзные деньги

Но, по словам Романа Залесинского, проблем у перевозчиков в связи с переходом на муниципальные контракты и авансовую оплату возникнуть не должно. Кроме того, согласно 44 Федеральному закону, участие в конкурсе смогут принять не только пермские бизнесмены, но и транспортники из других регионов.

— Вы посмотрите, как работают люди по другим государственным или муниципальным контрактам? Строительство, дороги... Они вообще без аванса работают, — объяснил перевозчикам чиновник. — Но им тоже надо покупать машины, механизмы, битум, щебень.

Перевозчики в ходе дискуссии предложили перечислять деньги за оплату проезда не раз в два банковских дня, а раз в 10 или 15 дней. Чтобы у них создалась хоть какая-то финансовая «подушка». Либо чтобы им за объем транспортной работы тоже перечисляли заработную плату каждые два дня.

Система штрафных баллов


Требования к качеству предоставления перевозок состоят из 23 пунктов. К каждому нарушению применяется определенное количество баллов. К примеру, если водитель курит на рабочем месте — ему присудят два штрафных балла, если кнопка вызова водителя не работает — один балл, если не перечислил вовремя плату за проезд заказчику — 10 баллов. Баллы за месяц суммируются. Перевозчики считают требования слишком завышенными.

— Нахватать этих баллов можно буквально за полдня, — рассказал перевозчик Александр Богданов. — А там ниже в контракте прописаны интересные вещи: можно платить не всю сумму за работу, если, допустим, какое-то определенное количество баллов набралось. Или вообще в одностороннем порядке расторгнуть договор. Вы представляете себе? Это перевозчик отработает максимум три месяца. Вопрос в другом: пострадает-то кто. Не только перевозчик, житель Перми пострадает.

Маршрутная сеть


По предварительной информации, которая звучала на предыдущих заседаниях, маршрутную сеть Перми планируют сократить на 20 процентов. Перевозчиков беспокоит, достанутся ли им нормальные маршруты, и их количество. Будет ли лотирование? Роман Залесинский на заседании объяснил, что лоты по транспортному объему будут разные и все перевозчики смогут принять участие в конкурсе.

— А если кто-то выиграет маршрут в одной части города, а база автобусная у него или ещё что-то совсем в другом месте. Перевозчики ведь начнут потихоньку сами друг с другом обмениваться маршрутами, — предположили участники заседания.

Начальник департамента дорог и транспорта отметил, что в этой системе предмет аукциона не сам маршрут как таковой.

— Сейчас вы действительно едете по маршруту, но потом ваш бизнес — это уже не маршрут, а транспортная работа. То есть это социальная услуга, — рассказал Роман Залесинский. — И чтобы вот не было у нас необслуженных районов и пассажиров, которые не могут добраться от точки А до точки Б, мы с вами заключаем договор на транспортную услугу. То есть если сейчас вы покупаете конкретный маршрут, то потом, если в течение полугода видим, что где-то недостача — мы маршрут можем поменять и будете ездить в другом месте. Это необходимость, которая обусловлена определенными факторами. Поэтому сегодня для вас обсуждать маршрутную сеть — бессмысленно, вам важен объем транспортной работы, на которую вы заключите договор. Маршрутную сеть мы примем не раньше марта 2019 года. Но всё же, исходя из расположения транспортных баз, мы и хотим как раз заложить территориальную привязку.

Транспорт без кондукторов


Очень активно на заседании рабочей группы обсуждалась тема отказа от кондукторов. Предполагается, что валидатор будет находиться у водителя и тот сам будет «отпускать» билеты. Перевозчики уверены: это скажется на безопасности движения и создаст очереди на входе в автобус. Кроме того, люди не привыкли платить картами в транспорте.

— Мы по городам, где давно уже безналичная система оплаты, статистику смотрим: у них выручка по безналу всё равно не превышает 50–60 процентов, — рассказал перевозчик. — Причем 30 процентов — это льготники, а самостоятельно выбирают безнал, получается, только 20 процентов. Как отказываться от кондукторов?

В час пик в транспорте не пробиться, как в таком случае работать без кондуктора?

Начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин, который занимается разработкой новой транспортной модели, пояснил, что сейчас они думают, какими мерами будут привлекать пассажиров на безналичную оплату.

— Ну, мы тут немного поторопились, Москва шла к этому пять лет, — рассказал Роман Залесинский. — Мы, конечно, к этому будем стремиться. Когда вы выйдете на работу — у вас будет штат кондукторов. А когда процент безналичной оплаты «перевалит» за 40–50 процентов, кондуктор будет уже обучать: «Ребята, пользуйтесь карточками, вот вам билеты».

Местный коэффициент 0,6


В сентябре городская администрация опубликовала постановление «Об установлении расходного обязательства по организации транспортного обслуживания населения…». Этот документ действует до 31 марта 2019 года. Согласно этому положению, в формулу расчета начальной стоимости муниципального контракта будет внесён местный коэффициент — «процент обеспеченности финансированием работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок». Для автобусов этот коэффициент — 0,5, для трамваев — 0,7. То есть, по сути, перевозчики выполняют работу полностью, а получат сумму, умноженную на этот коэффициент (меньше наполовину).

На заседании власти подчеркнули, что до марта 2019 года будет действовать коэффициент для автобусов — 0,5, а с апреля 2019-го по 2020 год — 0,6.

Перевозчики не понимают, почему они должны полностью выполнять работу, а будут получать за неё только половину. Переживают, что в таких условиях не смогут сделать банковскую гарантию, приобретать достаточное количество топлива, обновлять оборудование.

— Слушайте, а если бизнес просто возьмёт и не пойдёт участвовать? — рассуждают перевозчики. — На таких-то условиях... Или кто-то заявится на конкурс, а потом выяснится, что у них и банковская гарантия липовая или ещё что?

Транспорт, по словам властей, социальная услуга. Но что будет, если бизнес не захочет её предоставлять в таких условиях?

Роман Залесинский ответил, что такие риски действительно существуют, но, по его словам, власть заинтересована в том, чтобы в цене контракта у перевозчиков оставалась прибыль.

Обсуждая коэффициент, участники совещания коснулись темы муниципальных автобусов, работа которых изначально будет осуществляться за счёт бюджетных средств. Перевозчики предположили, что в таких условиях — если МУПу не будет хватать на расходы, как и им всем, — то МУПу придётся просить дополнительные средства из казны, чтобы продолжать работать.

— Если вдруг МУП зайдет на убыточный контракт, а потом придёт просить деньги, то не только у депутатов, но и у надзорных органов возникнут вопросы, — заявил представитель Пермской городской думы. — Если частник заходит в контакт и рискует тем имуществом, что у него есть, то МУП в данной ситуации — это деньги налогоплательщиков.

Перевозчики пришли к выводу, что даже хорошо, что на некоторые их старые маршруты в апреле 2019 года зайдут муниципальные автобусы: «Тогда городские власти и увидят, сколько на самом деле всё это стоит, и просчитают всё заново».

Ранее мы рассказывали, что департамент дорог и транспорта в Перми поручили курировать заместителю мэра по «социалке» Людмиле Гаджиевой.

Нравится нас читать — подписывайся на наш канал «Яндекс.Дзена». Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем